Сухейль Фарах: Каков смысл выражения «российский менталитет»?

09 августа

Понятие «менталитет» вошло в российское интеллектуальное пространство лишь в течение последних двадцати лет, после того как Россия освободилась от философского гнета марксистско-ленинской идеологии. Последняя стремилась установить монополию на научную истину, взять под контроль все философские подходы и ограничить их рамками исторического материализма. Соответственно, понятие «менталитет» рассматривалось как явление буржуазной науки социологии, противоречившей марксистской идеологической интерпретации таких понятий как разум, рациональное (рацио), рационализация, В этот же разряд попадало и понятие менталитета.

 

Идеология – в марксистском ее понимании – очерчивала теоретические рамки, в которых главенствующая роль отводилась понятию общественного класса. Место класса в структуре общества определяется тем, какие материальные и духовные ценности он производит. В то же время понятие менталитета, которое разрабатывала целая когорта  ученых-гуманитариев, прежде всего французских, охватывает совокупность стратегий мышления и поведения, характерных для всего общества в целом. Социологический словарь, изданный издательством «Ларусс» под редакцией Раймона Будона, дает следующее определение менталитета: «Менталитет – совокупность интеллектуальных (ментальных), моральных когнитивных и эмоциональных ориентаций и установок, а также совокупность мнений и обычаев, являющихся общими для членов определенной группы людей».

 

Сухейль Фарах: Каков смысл выражения «российский менталитет»?

Раймон Будон / MEDEF, CC BY-SA 2.0

 

Соответственно, рассматриваемое понятие трактуется более широко и охватывает всю совокупность произведенных человеческим разумом рациональных, эмоциональных и даже воображаемых (фантастических) установок, которые в свою очередь выливаются в некие поведенческие формы. К определению Будона можно добавить еще одно, данное Полем Фуке в его «Словаре социальных наук», где он говорит: «Менталитет включает в себя совокупность индивидуальных и коллективных обычаев и норм, связанных с процессом мышления; следует учитывать, что эти обычаи могут в значительной мере подменять критическое мышление общепринятыми нормами» . В данном Фуке определении важно указание на то, что хранилище знаний и культуры, каковым является ментальность каждого народа, представляет собой устойчивый элемент в структуре его интеллектуального склада. Это хранилище, огражденное от возможности критического рассмотрения, делает народ в определенной степени заложником своих предубеждений и предрассудков, иными словами – стереотипов, относительно собственной культурной сущности и культурной сущности других народов.

 

С развитием гуманитарных наук и философского знания многие мыслители – такие как Фуко, Пиаже, Леви-Стросс, Гусдорф и другие – внесли в понятие менталитета важное дополнение. Кратко его можно сформулировать следующим образом: менталитет – это зеркало, отражающее топос и хронос культуры… а также фокус, концентрирующий в себе рациональную семантику и интеллектуальные установки, господствующие в той или иной культуре.

 

В таком значении понятие менталитета включает в себя культурное, духовное, нравственное и психологическое наследие, в том числе и «социальное воображаемое» (imaginaire sociale) людей, привязанных к определенному географическому пространству и конкретному историческому моменту. В этой географической точке и в этот момент времени они создают модели своего мышления и поведения, отражающие их теоретический и практический жизненный опыт. В этом же контексте они генерируют определенные ценности, которые могут частично модифицироваться либо изменяться.

 

Ценности, в данном значении этого слова, образуют нити, из которых соткана ткань цивилизационной – или культурной – сущности того или иного сообщества людей. Они образуют то, что нередко называют «национальным характером». Ценности – в свою очередь – относятся к кругу явлений, не подверженных непосредственным влияниям, экономическим преобразованиям или политическим изменениям, происходящим в обществе; они как бы стоят выше исторических переменных. Они имеют глубокие корни в культурной идентичности народов. Или же, как говорил Гастон Бутуль: «Они (ценности – пер.) – тело, сложенное из принципов, убеждений, знаний, которое составляет активный и наиболее устойчивый элемент индивидуального и коллективного Я».

 

Сухейль Фарах: Каков смысл выражения «российский менталитет»?

Утро стрелецкой казни. Худ. В. И. Суриков, 1881 / Общественное достояние

 

Следовательно, менталитет – понятие которого включает общие стереотипные формы мышления и поведения – связан с ценностями группы людей, возникшей в определенном месте и в определенное время. Его стереотипный аспект постоянен, поскольку он не связан со сферой научной мысли как части человеческой разумной деятельности; последняя, в свою очередь, постоянно пытается рационализировать вышеупомянутый стереотипный компонент, и таким образом найти ему место в ряду понятий и подходов, выстраивающихся в рамках определенной логики. В то же время он относится к кругу видения самого себя (или даже скорее аутистического видения) во всех направлениях человеческого мышления и опыта, и оставляет широкое поле для играющего существенную роль воображения. Психологические, духовные и метафизические представления занимают очень важное место в видении себя самого и видении другого.

 

После этого методологического введения, можно перейти к разговору о русском менталитете, который отличается своим особым взглядом на себя самого, а также интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими доминантами. Кроме того, он имеет свои ценности – то, что называется особым аксиологическим аспектом его цивилизационного характера. Поэтому вполне оправдано вести речь об определенных константах этого менталитета и присутствующих в нем переменных, находящихся в связи с более общими политическими и экономическими переменными, имевшими место в древности, средних веках, новой и новейшей истории российского государства. Константы в основном проявляются в таком аспекте национального характера как вера (религия), а также в совокупности индивидуальных и коллективных обычаев, связанных с трудом, законом, отношением к власти, системой нравственности и духовностью.

 

Российский менталитет – результат определенной евразийской пространственно-временной привязки. Исторически он слагается из системы убеждений и моделей поведения, созданных жившими на этой территории этническими и религиозными группами. На протяжении примерно двухтысячелетнего периода времени этот менталитет явил себя миру как носитель особой идентичности, обладающей комплексом особых черт.

 

Кроме особенностей географического расположения и языкового сознания, духовная сторона этой идентичности также отличалась комплексом особенностей и констант. Их можно сгруппировать в несколько обширных категорий, каждая из которых накладывает свой отпечаток на определенную историческую эпоху в некоторых базовых сферах. В дохристианскую эпоху в российском менталитете (в аспекте отношения к Абсолюту) преобладал языческий характер, представленный широким рядом представлений, обрядов и практик, определявших основные черты менталитета.

 

Затем пришло время, когда в российском религиозном менталитете стал преобладать христианский православный характер. Он охватил собой систему этики, культуры, эстетики, в целом поведения в различных жизненных ситуациях, и определил картину  российского менталитета вплоть до правления Петра Великого. Последний, пользуясь самодержавной властью, провел над российским менталитетом своеобразную операцию и попытался внедрить в него дух европейского Просвещения.

 

Сухейль Фарах: Каков смысл выражения «российский менталитет»?

Великое посольство по гравюре современника. Портрет Петра I в одежде голландского матроса / Общественное достояние

 

Таким образом, российский менталитет как бы раскачивался между своим восточнохристианским (по сути, языческим) наследием и западным рационализмом, пока с социалистической революцией 1917 г. для него не началась новая эпоха с доминированием политического интернационального характера. Эта эпоха, длившаяся 70 лет, закончилась с развалом СССР.
У каждой эпохи был свой символ, воплощенный в правителе. Вождь развивал некую идею, полагая – вместе с командой своих помощников – этот исторический выбор наилучшим, и соответственно пытался сформировать менталитет народа согласно своему характеру, считая, что он будет оптимальным образом подходить не только для русских, но и для всех остальных народов мира. Так обстояло дело при Иване Грозном, Петре Великом и Сталине. Эти лидеры, оставившие глубокий след в российской истории, правили в своей стране железной рукой. С другой стороны, имя каждого из этих деятелей так или иначе связано с российской идеей Империи.

 

Первый из них попытался возродить идею Византийской империи, однако в российском обличии и исполнении; второй – мечтал об имперской мощи России не только на суше, но и на морях и океанах; третий – стремился создать всемирную коммунистическую империю, охватывающую весь земной шар. Правление третьего из этих правителей отличалось «величием мечты», грандиозными проектами. Все это вместе представляет собой «Великую русскую утопию».

 

Сухейль Фарах: Каков смысл выражения «российский менталитет»?

Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822 / Общественное достояние

 

Русский народ под властью этих трех правителей отнюдь не наслаждался ни материальным благосостоянием, ни личной безопасностью и жизненной стабильностью. Личность человека подвергалась при их правлении мучениям и притеснениям. И часто он спасался от угнетения уходом в себя, погружением в мир духовности, метафизики, утопии, отказом от свободного и деятельного участия в экономической и политической жизни.

 

С одной стороны, российская ментальность творчески проявилась в духовном мире, но, с другой стороны, оказалась неспособной к материальному производству с достаточно высоким уровнем качества. Всякий раз как открывалось широкое поле для воображения и эмоций, духовная жизнь становилась глубже, а творческая энергия сильнее, находя выражение в литературе, поэзии, музыке, танцах, вплоть до науки и философской мысли. Такова парадоксальная противоречивость русского менталитета.

 

Естественно, не все русские согласятся с тезисом о важности гармонии между материальным и духовным измерениями их личности. Это одна из глобальных проблем русской жизни.

 

Русских западников мало волнует духовный, или аксиологический, аспект русского менталитета. Их больше заботит экономическое благосостояние и уверенность в будущем. Поэтому их взгляд на русскую душу отличается, как правило, склонностью к самобичеванию, большим оптимизмом и приверженностью западному образцу с его индивидуализмом, рационализмом, реализмом и прагматизмом. Обычно «исконные» русские считают, что западники враждебно относятся к российскому духу и культуре, а также к глубинным свойствам их менталитета, духовности и ценностей.

 

Мыслитель и ученый, западник Игорь Шафаревич – один из представителей этой когорты – видит выход из страданий России только в следовании западному образцу. Он говорит: «Русский менталитет сможет освободиться от мышления в духе коллективизма и восточного наследия только следуя в построении общества по пути, полностью совпадающему с современным западным демократическим путем».

 

 

Сухейль Фарах: Каков смысл выражения «российский менталитет»?

Математик и общественный деятель Игорь Шафаревич / CC BY-SA 2.0 de

 

Однако реализация западнической идеи в России не так уж проста. Хотя представители этого подхода располагают реальной информацией о русской ментальности и поведении, при реализации своей модели они пытаются «перепрыгнуть» через цивилизационные особенности россиян, не учитывают многих взаимопереплетенных и запутанных аспектов исторического формирования русского менталитета.

 

Общие признаки, определяющие характер западного менталитета, так же как и особенности русского менталитета, часто становятся предметом сравнительных исследований и изучения сторонниками метода сравнения разных менталитетов. Каждая из этих особенностей требует отдельного изучения. Поскольку данное исследование касается основных путей развития  и категорий менталитета, в этом контексте очень важно дать его описание, воспользовавшись следующей формулой.

 

Список сравнений и описаний, представляющих собой попытку выявить частное и общее в русском менталитете в сравнении с менталитетами европейцев, индийцев, китайцев и т.д., будет очень длинным. Их можно резюмировать следующим образом: русский менталитет представляет собой уникальное сочетание духовности Востока (всего Востока в целом), и западного рационализма; в нем много фантазии, эмоциональных и духовных представлений, научного и жизненного авантюризма. Это заставляет нас остановиться подробнее на некоторых представлениях, более или менее выраженная  представленность которых в культурной индивидуальности русских является предметом дискуссий.

 

Русский менталитет, стремящийся к сохранению некоторой стабильности и преемственности – которая и указывает на его отличия и особенности в контексте развития цивилизации народов – в действительности сохраняет ряд исконных черт, связных с его поведенческой психологией, и с его взглядом на организацию власти. Далее мы подробно остановимся на каждом из этих моментов.

 

Сухейль Фарах