En Ar

Аль-Газали – между земным и вечным

27 января 2020


Этот человек известен всему миру под разными именами. Самым известным и, возможно, самым глубоким и точным является «Худжат аль-Ислам» – «доказательство Ислама». Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали, о котором и пойдёт речь дальше, покинул бренный мир в возрасте 53 лет. По праву стоит отметить, что он был и остаётся самым выдающимся мусульманским философом, теологом, юристом и мистиком суннитского ислама, который когда-либо жил.


Он жил тысячу лет назад в городе Тус во времена существования великой империи сельджуков и провёл большую часть своей жизни, обучая и возрождая то, что он считал «потерянным» исламом. На пике своей карьеры, если можно так выразиться, Аль-Газали занимал самую престижную и самую сложную профессорскую должность в медресе Низамия в Багдаде. Проще говоря, ни один другой мусульманин в его время не обладал такой властью, как он, когда дело касалось вопросов ислама. На пике своей карьеры он пережил духовный кризис, который привёл его к десятилетнему перерыву в науке, во время которого он не уставая путешествовал по всему мусульманскому миру. Он совершил хадж, а затем потратил немало времени, чтобы поработать над своим собственным эго, которое, по его мнению, превратило его в лицемера.


Известный в исламском мире правовед, богослов, один из ведущих авторитетов суфизма имам Аль-Газали был родом из города Табаран в районе Тус, провинции Хорасан, и имел персидские корни. Через некоторое время после смерти отца, движимый нищетой и поиском пропитания, вместе с братом он поступает на обучение в медресе. Его первый биограф Абд аль-Гафир Аль-Фариси, отмечает, что Аль-Газали начал изучать науку фикх у местного преподавателя Ахмада Ар-Разакани.
Позже он переехал в Нишапур и учился у Абуль-Маали аль-Джувайни, известного как имам аль-Харамайн, выдающегося правоведа и богослова, который носил звание «самого выдающегося мусульманского учёного своего времени». После смерти Аль-Джувайни в 1085 году, Аль-Газали покинул Нишапур и присоединился ко двору сельджукского визиря Низама Аль-Мулька. Здесь он стал руководителем медресе Низамия, а также читал лекции. Но уже через 10 лет, когда визирь был убит от рук исмаилитов, а имам Аль-Газали начал испытывать духовный кризис. «Я вспомнил о своём намерении обучать, и оказалось, что делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и почёта. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу попасть в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения», – пишет Аль-Газали в своей автобиографии.
Уезжая из города под предлогом совершить хадж, в течение 11 лет он живёт как аскет. Конечно же, перед этим он позаботился о своей семье, распределив свои накопления.


После некоторого времени, проведённого в Дамаске и Иерусалиме, посетив Медину и Мекку в 1096 году, он вернулся в Тус, чтобы жить в уединении. В его понимании, это представляло собой воздержание от преподавания в государственных учреждениях. Хотя Аль-Газали продолжал издавать труды, принимать посетителей и преподавать в завии (частном медресе) и ханаке (суфийской обители, которая состояла из мечети и жилых помещений).


Визирь Фахр Аль-Мульк, сын Низама Аль-Мулька, заставил Аль-Газали вернуться в Нишапур для преподавания в медресе Низамия. В 1110 году он снова бросил преподавание и вернулся в Тус, отклонив приглашение великого визиря Мухаммеда I поехать в Багдад.


Незадолго до смерти Аль-Газали жил в келье и обучал молодое поколение суфизму.


Аль-Газали умер в декабре 1111 года в возрасте 53 лет. За время жизни он написал более 70 книг по фикху, исламскому богословию и суфизму. Похоронили его в Тусе. Только в 1995 году археологические раскопки позволили найти руины его гробницы – строение Харуние. Одни считают, что Харуние – это бывшая школа, другие придерживаются версии, что это здание могло быть отведено под монастырь. Некоторые же склоняются к мнению, что здесь раньше был храм эпохи Сасанидов, который позже преобразовали в мечеть. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой это место захоронения выдающегося мусульманского богослова имама Мухаммада Аль-Газали. Подтверждением этой версии служит небольшой мемориальный камень с надписью «имам Мухаммед Газали», который находится непосредственно во дворе Харуние.


Сам город Тус расположился в 30 км от города Мешхед, где находится храм Имама Резы (восьмого шиитского имама) – потомка пророка Мухаммеда. Между прочим, недалеко от Мешхеда также нашли свой земной покой Фирдауси и Омар Хайям.


Если вы решите совершить поездку в город Тус, то будете печально удивлены тем, что он представляет собой сейчас. Гробница Фирдуоси, которую можно найти здесь, величественна и явно был создана под впечатлением архитектуры гробницы Кира Великого. Когда-то давно Тус являлся значительной точкой в районе Большого Хорасана. Он расцветал одновременно с появлением и ростом авторитета поэтов, мистиков, эрудитов и учёных. Именно здесь заработали своё имя Джабир ибн Хайян, Асади Тусси, Низам аль-Мульк и, конечно же, сам Аль-Газали.


История сыграла свою роль в разрушении города, который оказался на пути вторжения монголов.  Войска Чингисхана проходили через этот город и резали, обескровливали и сжигали цветы и людей, а затем выкапывали корни растений и давили их копытами своих лошадей. Гнев и грубая сила монголов были так велики, что они заставили бы камни кровоточить, если бы имели какие-либо признаки персидского, арабского или исламского влияния. Такова была судьба Хорасана. Свет Востока был потушен с такой неимоверной силой, что потребовались столетия, чтобы восстановить его, хотя разрушенные города так и не смогли достичь своего прежнего величия. Свидетельством тому является не так давно найденное в Тусе медресе, которое каждым своим камнем напоминает об огненной бури, зажжённой 800 лет назад монголами. Теперь Тус – это печальное и мрачное место, жители которого обречены нести на протяжении всей своей земной жизни сладкую печаль в глазах.


«Вспомни своих современников, которые уже умерли и были твоего возраста. Вспомни почести и славу, которые они заслужили, высокие посты, которые они занимали, и прекрасные тела, которыми они обладали. Сегодня все они превратились в пыль. Они оставили после себя сирот и вдов, их богатство растрачивается впустую, а дома превращаются в руины. Сегодня от них не осталось и следа, и они лежат в тёмных норах под землей. Представьте себе их лица перед вашим мысленным взором и поразмышляйте» Аль-Газали.

 


Ильмира Гафиятуллина