En Ar

Философские связи России и Пакистана

06 мая

«…Больше посетить Пакистан не удалось, но это не помешало мне практически все последующие годы продолжать писать об Алламе Мухаммаде Икбале, которого я ценю как самого просвещенного мусульманского мыслителя ХХ века», — отмечает в своей статье «Российско-пакистанские философские связи» профессор Мариэтта Степанянц. Именно Икбал, его сын Джавед, и основатель профильного конгресса стали ключевыми фигурами философского диалога между СССР (а затем и Россией) и Пакистаном.


Особую роль в этом диалоге сыграл Мухаммад М. Шариф (1893–1965) — основатель Пакистанского философского конгресса, где довелось участвовать советской делегации. Признанный авторитет среди мусульманских философов Индийского субконтинента лично презентовал участникам конгресса 1961 года свои монографии. «М. Шариф утверждал, что вся Вселенная и каждое тело в ней состоят из мельчайших неделимых частиц, которые он именует монадами. …Развитие в них протекает по движению “я” через “не-я” или, скорее, “еще не-я” <...> в более развитое “я”», — пишет Степанянц.


Как поясняет исследовательница, такая интерпретация исламского мировоззрения в терминах западной философии служила важной цели — достижению взаимопонимания. Этот подход не только прояснял традиционные исламские концепции, но и выражал новые горизонты для обретения разного культурного опыта.


Уже в постсоветскую эпоху профессор Степанянц получила возможность участвовать в подготовке Конференции философов Востока и Запада (East-West Philosophers’ Conference). На VII форуме, проводимом Гавайским университетом в 1995 году, докладчики представляли преимущественно западную, китайскую, индийскую и японскую философии.


«Используя свое право руководителя Программного Совета, я решила обеспечить участие интеллектуалов до этого игнорируемого мусульманского мира, — вспоминает Степанянц — Пригласив в качестве пленарных докладчиков специалистов из Египта, Иордании, Пакистана и Ирана». Наиболее увлекательным стало выступление Джаведа Икбала, сына всемирно известного Мухаммада Икбала, имеющего многолетнюю юридическую практику и парламентский опыт в родной стране.


По мнению профессора, выступление Джаведа успешно развенчало два стереотипа. Первый — о принципиальной несовместимости правовой системы ислама с демократией. Апеллируя к историческому примеру пророка Мухаммада ﷺ, Джавед обращал внимание на то, как глава нового государства обсуждал со своими сподвижниками все вопросы, не касающиеся Откровения. Коран велит: «…И советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха…» (Сура «Род Имрана», 159 аят).


Второй миф касался исключительности западной демократии как единственного пути к справедливости. В противовес этому тезису представители незападных традиций — включая делегатов из СССР, мусульманских стран, Индии, Китая и Кореи — убедительно показали возможность и необходимость демократической системы, органично учитывающей местные культурные и религиозные особенности.


Джавед напомнил, что его отец Мухаммад Икбал был единственным мыслителем, использовавшим выражение «духовная демократия» для определения исламского государства. Если государство является неотъемлемой частью ислама, эта концепция становится отходом от общепринятого мнения. По словам Икбала, традиционная литература об исламском политическом устройстве была составлена в то время, когда мир ислама был затронут абсолютной монархией.


Профессор Мариэтта Степанянц признает, что Пакистан для нее всегда олицетворял Аллама Мухаммад Икбал. На протяжении шести десятилетий научной деятельности она неизменно обращалась к изучению его философского наследия. Символично, что свою статью 2022 года, обращенную к будущим поколениям исследователей, она озаглавила строкой из знаменитой поэмы Икбала «Тайны самости» — «…Голос поэта завтрашнего дня». Сегодняшний день говорит о сотрудничестве России и Пакистана не только в сфере науки, но и образования.


Развиваются совместные проекты по вопросам изменения климата, высшего образования после COVID-19, дистанционного онлайн-обучения, академического обмена, а также присоединения Пакистана к Сетевому Университету Шанхайской организации сотрудничества. Россия предоставляет ежегодную квоту на обучение по востребованным для пакистанской экономики направлениям. В прошлом учебном году количество квот выросло — в настоящее время в российских вузах обучается более 380 пакистанских студентов, 90 из них по квоте.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Совет Федерации