Исламская архитектура

13 ноября

 

1. Альгамбра, Гранада, Испания

 

Альгамбра – это дворец, построенный князьями, принадлежащими к мусульманской династии Насридов XIV века. Со временем некоторые части дворца, к сожалению, были разрушены. Сейчас остались целыми лишь три части: крепость (Аль-Касба) на западном конце холма, похожая на княжескую резиденцию на востоке и группа павильонов и садов, известных как Хенералифе. Вы можете легко определить внутренние дворы и пространства Альгамбры: они красиво украшены цветной плиткой, геометрическими формами, резным деревом и впечатляющей каллиграфией.

 

Исламская архитектура

Альгамбра, Гранада, Испания/Pablo Valerio/Pixabay


Дворцовый комплекс состоит из серии апартаментов, залов и дворов, объединённых в общей восхитительной концепции. Дворец является архитектурным шедевром во всех отношениях. Последовательности пространств чётко определены границами, а каждое пространство содержит идентичные признаки.


Визуальный эффект достигает своего пика благодаря тщательному подбору цвета, света и рисунка. При создании дворца была использована не только штукатурка, но и сотовые своды, мукарнасы, сталактиты и фаянс – именно этими веществами и покрыты все стены, полы и потолки. Композиция дворов, садов и водоёмов представляет собой представления мусульман о Рае, которого они хотят достичь.


Медовый сок, которым будут утолять жажду в Раю, во дворце символизируется медовым гребенчатым сводом зала Абенсераж, который, пожалуй, является самым захватывающим сводом в мире. Здесь можно найти переплетение между собой небольших выступов ромбовидной формы, которые представляют собой отдельные ячейки, очень сильно своим видом напоминающие соты. Эти «соты» расположены вокруг восьмиконечной звезды, которая имеет с каждой стороны по 16 окон, что позволяет впускать внутрь огромное количество света, способного даже ослепить на короткий срок.


Райские реки представлены четырьмя ручьями, которые берут своё начало в центральном фонтане Двора Львов и являются источниками для остальных многочисленных водоёмов, размещённых во дворце. Бассейн Двора Мирта – это ещё одна «река», которая простирается до восточной стороны дворца. Золотая лепнина и каллиграфический орнамент, покрывающие стены (особенно тех апартаментов, где принимали послов из разных стран), искусствоведы соотносят с золотыми украшениями и шёлковыми платьями, которые обещаны верующим в Рае.


Влияние архитектуры и стиля Альгамбры в распространении мусульманского мавританского стиля тяжело переоценить. Состоятельные европейцы, которые слышали о нём или удостоились чести его посетить, не могли устоять перед идеей воспроизвести его полностью или хотя бы отдельно взятые элементы в собственных дворцах. К примеру, достаточно вспомнить Оуэна Джонсона (1809-1874) и его непомерное увлечение мусульманской архитектурой в целом. Влияние Двора Льва Альгамбры на его мироощущение нашло отражение в его работе «Дворец Альгамбры: в Хрустальном дворце в Сиденхэме». Декоративное и внутреннее убранство Альгамбры оставило свой след и в большинстве европейских домов, особенно в викторианской Англии. Достаточно прочитать сочинение Виктора Гюго «Les Orientales», чтобы понять, насколько велико было влияние Альгамбры на Европу.

 

2. Цитадель Алеппо, Сирия

 

Одним из самых впечатляющих произведений архитектуры на Ближнем Востоке является цитадель, которая стоит на вершине холма в центре сирийского города Алеппо. Этот пример исламской военной архитектуры никого не оставит равнодушным. Некоторые из укреплений, найденных археологами, датируются римской эпохой и даже ещё ранее.


Внутри можно найти жилые дома, складские запасы, колодцы, мечети и оборонительные сооружения – всё то, что было необходимо, чтобы продержаться во время войны или длительной осады. Огромный входной блок, построенный около 1213 года, является самой внушительной частью комплекса зданий.

 

Исламская архитектура

Цитадель Алеппо, Сирия/Creative Commons


Цитадель Алеппо являет собой образец богатейшего исторического наследия Сирии. Высокий 50-метровый холм, на вершине которого возвышается цитадель, имеет как естественное, так и искусственное происхождение. Его вершину поочередно венчали арамейские и хеттские храмы, древний Акрополь, здания Византийской и мусульманской эпох.


Первые поселения, появившиеся здесь, согласно раскопках археологов, можно отнести к середине III тысячелетия до н. э., а, возможно, и к более раннему времени. На клинописных табличках из Эбла в местечке Халаб упоминается храм Небесного Бога Хаддада. Первое укрепление было построено здесь селевкидами, которые получили Сирию после раздела власти Александра Македонского диадохами. Алеппо, получивший в это время название Берои, был перестроен по эллинистическому образцу. В центре города находились рыночная площадь-Агора и храм. От Агоры на запад к главным воротам вела широкая прямая улица с колоннадой. На восточной стороне, на крутом холме, находился Акрополь, предшественник нынешней цитадели.


В 637 году Алеппо без боя попал в руки мусульман. Под властью халифов Омейядов (661-751) и позднейших Аббасидов (750-1258) город стал крупным торговым центром, где сходились торговые пути, соединявшие Средиземноморское побережье и Ирак, южную Сирию и Малую Азию. Византийцы несколько раз пытались отвоевать город. В 944 году здесь был установлен независимый правитель-знаменитый воин Шейх Сейф аль-Давла (945-967), предок династии Хамданидов. Около 1000 года Алеппо перешел под власть египетских Фатимидов. Затем снова возник независимый эмират во главе с Сельджукскими правителями Мирдасидами. Дважды, в 1100 и 1103 годах, Алеппо осаждали крестоносцы, но они не смогли взять его. Во времена правления Нур ад-Дина (1146-1173), основателя династии Зенгидов, а затем потомков знаменитого Салах ад-Дина (1174-1193) — Айюбидов, город стал одним из главных центров объединения мусульман в борьбе с крестоносными захватчиками.


Цитадель, как и сам город, не раз страдала от землетрясений, была разрушена завоевателями, а затем восстановлена. Наибольший урон городу в 1260 году нанесли монголы Хулагу-хана, которые сделали то, что не удалось крестоносцам. Город был взят и сильно разрушен. Даже цитадель, чьи дворцы завоеватели сожгли, пала. Городское население было убито или взято в плен.


Египетский султан Бейбарс разгромил монголов, но в 1271 и 1280 годах нашествия грозных степняков повторились. В 1400 году город был вновь жестоко разгромлен Тимуром, который приказал воздвигнуть башню из 20 000 отрубленных голов защитников. Город восстанавливался после этого разгрома уже более ста лет. Когда он был захвачен османами в 1516 году, там было всего 50 000 жителей.


3. Баня султана Амира Ахмада, Кашан, Иран


Баня султана Амира Ахмада является уникальным образцом персидской архитектуры и уникального декора. Возведена она была в XVI веке, а в настоящее время это одна из наиболее известных и популярных туристических достопримечательностей. Географически баня расположилась в историческом районе Кашана. Крыша делает структуру бани довольно особенной, так как это её, пожалуй, сама очаровательная и художественно богатая часть постройки. Неудивительно, что это популярное место для фотосессий в разное время года, поскольку предлагает множество захватывающих цветов и ракурсов. Баня зарегистрирована как объект национального наследия.

 

Исламская архитектура

Баня султана Амира Ахмада, Кашан, Иран/Creative Commons


Сам фасад здания украшен цветочными узорами, в центре которых – большой раскрытый цветок, символ божественного присутствия в этом мире. Фриз украшен мукарнами, такими необычными декоративными выступами. Над главным входом расположен барельеф, изображающий льва, охотящегося на косулю.


За входом в здание попадаешь в длинный извилистый коридор, ведущий в гардеробную Сарбина. Сарбина устроена в виде восьмиугольного зала, с высокими колоннами. На стенах колонн можно лицезреть хорошо сохранившиеся фрески с картинами французских импрессионистов и барельефы, изображающие птиц, цветы и отдельные яркие сцены из охотничьей жизни. В центре зала расположился бассейн, который когда-то служил для мытья ног посетителей. По периметру помещения расположены скамейки, где после посещения люди предавались отдыху за чашкой чая и размеренными беседами. Освещалась же ванна маленьким круглым отверстием в потолке.


За сарбином открывается следующая комната Хаммама – так называемая гармхане, это горячая комната или парилка. Гармхане отличается от Сарбина более обширными кварталами и скромностью обстановки. Комната служила местом для умывания и очищения организма. Часть его стен выложена с использованием фаянсовой мозаики, которая является неотъемлемым, традиционным элементом интерьера персидской культуры. Сводчатые потолки украшены замысловатыми геометрическими узорами.


Полы в ванной комнате покрыты мрамором. С древних времен его использовали во многих зданиях, так как этот камень быстро нагревался и хорошо сохранял тепло, а также обладал важнейшими антисептическими свойствами.


4. Купол Скалы, Иерусалим, Палестина


Самым древним сохранившимся памятником этих времён является Купол Скалы в Иерусалиме – он был построен через полвека после смерти пророка Мухаммада. Он не только самый старый, но и самый широко известный. Купол был построен в 691-692 годах, то есть примерно через 55 лет после того, как арабы завоевали Иерусалим. Сооружение состоит из роскошного деревянного купола, расположенного поверх восьмиугольного основания. Это место очень священно как для ислама, так и для последователей иудаизма.

 

Исламская архитектура

Купол Скалы, Иерусалим, Палестина/boubakar/Pixabay


Если мы обратимся к историческим сводкам, то можно сразу заметить, что первый иудейский храм, стоявший на этом месте, на Храмовой горе, был разрушен римлянами, которые быстро построили на развалинах святилище Юпитера. После его падения появился мусульманский храм, который сначала использовался как гостиница для паломников. В эпоху Средневековья здание переходило из рук в руки, а на вершине появлялся то крест, то полумесяц. В конце XII-го века Саладин отвоевал Иерусалим у христиан и навсегда превратил Купол Скалы в исламский храм.


С тех пор мечеть переживала, пожалуй, только архитектурные потрясения: каждый видный правитель во времена Мамлюкского султаната или Османской империи считал своим долгом переделать мозаику или добавить необычную, ранее отсутствовавшую в интерьере деталь. В 1927 году здание было серьёзно повреждено после землетрясения. Понадобилось несколько десятилетий и помощь от Иордании и Турции, чтобы восстановить здание.


На территории мечети находится священное для всех авраамических религий место – краеугольный камень. Это отправная точка, с которой началось сотворение мира. Во времена первого храма здесь хранился Ковчег Завета – деревянный сундук, покрытый золотом, в котором лежали скрижали с 10 заповедями. Ритуальные жертвоприношения совершались на том же камне. Некоторые еврейские мыслители считают камень слишком громоздким для религиозных церемоний, но даже они считают, что камень фундамента находится где-то у стен мечети. Мусульмане, в свою очередь, почитают скалу как место, где Пророк Мухаммад вознёсся на небеса в сопровождении ангела Джабриила, а затем благополучно вернулся.


Если мы обратим внимание на архитектуру, то заметим, что само здание представляет собой приземистый восьмиугольник из мрамора, увенчанный блестящим куполом. Что интересно, король Иордании пожертвовал 80 кг золота на отделку купола. Европейцы по достоинству оценили архитектурные достоинства мечети в эпоху крестоносцев и позаимствовали её форму для многих европейских храмов. Немалое влияние купол Скалы оказал и на оформление мавзолея султана Сулеймана Великолепного в Стамбуле, синагог в Будапеште и в Берлине.


5. Мечеть Сулеймана, Стамбул, Турция


Одной из самых завораживающих стамбульских достопримечательностей по праву является возвышающийся купол комплекса мечети Сулеймание. Мечеть построена османским императором Сулейманом Великолепным в период между 1550 и 1557 годами. Это самый большой и впечатляющий из комплексов мечетей Стамбула. Мечеть была спроектирована османским мастером, архитектором Синаном и считается одним из его величайших шедевров. Вокруг самой мечети расположены больница, несколько религиозных школ, ряд магазинов, мавзолей и баня.

 

Исламская архитектура

Мечеть Сулеймана, Стамбул, Турция/Abdullah İçöz/Unsplash


Между прочим, с мечетью связано немалое количество легенд. Одна из них рассказывает нам, что однажды до правителя Персии (в то время он и падишах Сулейман находились на стадии «холодной войны») дошли слухи, что строительство святыни затягивается. Тогда шах решил поиздеваться над султаном, послав ему в подарок большое количество драгоценных камней, бриллиантов и других драгоценных камней, намекая на недостаток средств у османов. Естественно, султан Сулейман был сильно оскорблен таким подарком и в гневе отдал приказ замуровать все персидские драгоценности в фундамент одного из минаретов.


Особого упоминания заслуживает непревзойдённая акустика мечети Сулеймания. Безусловно, глупо предполагать, что в то время были знакомы с электричеством или микрофоном. Поэтому для достижения существующего акустического эффекта архитектором Синаном был придуман уникальный «ход» - вмонтировать в стены мусульманского храма специальные кувшины-резонаторы. И это стало поводом для появления ещё одной легенды. Однажды султану Сулейману сообщили, что его главный архитектор полностью отказался от строительства и не занимается мечетью, а только и делает, что отдыхает. Такая наглость возмутила падишаха, и он сам отправился на стройку, чтобы разобраться в происходящем. Прибыв к месту назначения, Сулейман действительно увидел архитектора, сидящего прямо посреди здания с наргиле в руках, но от него не пахло табаком. Оказалось, что Мимар Синан просто журчал водой, проверяя акустику в стенах Сулеймании и внимательно прислушиваясь, как звук распространяется по периметру святилища. Султан был очень доволен происходящим, и архитектор смог спокойно продолжить работу над проектом.

 

Ильмира Гафиятуллина

Фото в слайдере: Creative Commons