En Ar

Исламский мир – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО

25 марта 2021

 

В ноябре 1945 года была создана ЮНЕСКО – Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. 16 ноября 37 государств из 44, присутствовавших на встрече, проходящей в Лондоне, подписали Устав организации. Спустя год после ратификации двадцатью государствами Устав вступил в силу.


Согласно уставу, в числе главных задач, которые призвана решить организация, – содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.


На сегодняшний день в состав ЮНЕСКО входят уже 195 государств, а список всемирного наследия пополняется каждый год. Причём в этот список попадают не только материальные, архитектурные памятники и природные объекты, но и письменное наследие, древние традиционные праздники и духовное наследие различных народов. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с самыми яркими архитектурными исламскими памятниками, ставшими достоянием всего мира.


Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави (город Туркестан, Казахстан)

 

Исламский мир – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

В Казахстане сохранилось немало памятников культуры и даже целых городов, возраст которых насчитывает несколько веков. Один из таких уникальных исторических артефактов – мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, расположенный в древнем городе Туркестане (сегодняшняя культурная и духовная столица республики).


Город Туркестан был одним из узлов Великого шёлкового пути. Именно здесь прожил свою жизнь суфий, поэт, философ Ходжа Ахмет Ясави, поэмы которого несли людям мысли о добре и чести, поэмы, которые народ учил наизусть и передавал по цепочке далеко за пределы родного города.


Строительство мавзолея Ходжи Ахмета Ясави велось в период с 1385 по 1405 гг. на месте, где ранее находилось его скромное надгробие. Началом строительства нового мавзолея на месте старого и ветхого Тамерлан отметил свою победу над ханом Тохтамышем, правителем Золотой Орды. При сооружении мавзолея были применены новаторские для своего времени архитектурные решения, позднее использовавшиеся при строительстве Самарканда, столицы империи.


За два десятка лет на этой территории вырос внушительных размеров комплекс, объединивший в себе функции мавзолея, мечети, ханаки и помещений административного и хозяйственного назначения. Поблизости было также начато строительство монастыря суфиев, последователей Ясави, однако смерть Тамерлана остановила строительство.


Во времена Казахского ханства здание мавзолея Ходжи Ахмета Ясави и окрестные строения были резиденцией казахских ханов. Мавзолей окружили крепкой стеной, валом и курганом, которые служили для обороны комплекса, тем самым придавая ему статус крепости.


Сегодня мемориальный комплекс Ходжи Ахмета Ясави представляет собой гигантское здание в форме прямоугольника (46,5 x 65,5 м), украшенное порталами и куполами, один из которых — крупнейший кирпичный купол во всей Центральной Азии (его высота 44 м, диаметр 22 м). Внутри мавзолея находится тридцать шесть различных комнат и залов. Прежде всего, это центральный зал, стены которого покрывает голубая плитка – в нём находится огромный казан из сплава семи металлов диаметром 2,45 м и весом около двух тонн, некогда служивший для того, чтобы накормить людей после пятничной молитвы. Здесь же красуется внушительный бронзовый светильник 1397 г. – дар Тамерлана мавзолею.


Также здесь есть усыпальница Ходжа Ахмета Ясави, дверь которой украшена резьбой по слоновой кости и дереву; келья самого суфия; Большой дворец с ханским троном и скипетром; Малый дворец, где располагается пантеон казахских ханов (43 надгробия); Малая мечеть — основное место молитвы; библиотека, а также вспомогательные пристройки, среди которых – баня с парильными комнатами, колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда, из которой ели паломники и другие древние предметы быта.


Большая мечеть и больница в городе Дивриги (Турция)

 

Исламский мир – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

В городе Дивриги, что расположен в Турции, находится архитектурный комплекс, который стал первым исламским произведением зодчества на этой земле. В него входят соборная мечеть и госпиталь.


Уникальная архитектура этого здания сочетает в себе роскошь и простоту, переплетённые между собой. Внешне это сооружение выглядит весьма внушительно: большая мечеть, увенчанная двумя куполами, встречает тремя внушительного размера порталами. Богато украшенные каменной резьбой, они представляют собой крупное архитектурное сокровище. Более всего декорирован центральный вход – множество узоров, имитирующих растительность, складывающихся в особую композицию, обрамляют его. В отличии от входов внутреннее убранство мечети очень скромно. Нефы, молитвенный зал и каменный свод лишены каких бы то ни было архитектурных изысков.


Примыкающую к мечети больницу украшают необычные орнаменты и узоры, выбитые в камне, а внутри она уставлена колоннами с геометрическими мотивами и спиралевидным фонтаном, который сегодня уже не функционируют.


Большая мечеть и больница в городе Дивриги стала одной из красивейших построек, один только внешний вид которой является уникальным достоянием общественности.


Мечеть Селимие и её социальный комплекс (Турция)

 

Исламский мир – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

Мечеть Селимие – один из ярчайших примеров исламской религиозной архитектуры времён древней Оттоманской империи, располагающий грандиозным комплексом вспомогательных строений, начиная от медресе и заканчивая собственным крытым рынком.


Мечеть Селимие, построенная в XVI веке по указу султана Селима II, считается главным символом и знаковым архитектурным шедевром турецкого города Эдирне. Возвышающаяся на пологом холме, эта величественная мечеть с квадратным планом, грандиозным куполом и четырьмя изящными минаретами, венчает собой весь город, выполняя роль своеобразного маяка для всех путников, приближающихся к Эдирне. Её наиболее известным архитектором является главный градостроитель Оттоманской империи – великий Синан, который до конца своей жизни считал мечеть Селимие лучшей из всех своих работ.


При постройке мечети зодчий смог воплотить в жизнь свою давнюю мечту, заключающуюся в том, чтобы установить огромный купол на правильный восьмигранник. Купол мечети достигает в диаметре тридцати метров и возвышается на сорок метров. Он украшен цветочным орнаментом, датированным шестнадцатым столетием и водружен на восьми двухметровых пилонах, которые соединены между собой изящными арками, образующими ротонду, гармонично вписанную в геометрию здешних стен. Большое количество окон же, врезанных прямо в куполе, позволяет достичь удивительного эффекта простора внутри здания мечети.


Отдельного внимания заслуживает и внутреннее убранство мечети, при украшении которого были использованы изразцы из Изника, которые можно лицезреть в султанской ложе, на стенах подле михраба и минбаре. Центр молитвенного зала украшен фонтаном и деревянным кюрсю, установленным на небольших колоннах из мрамора. Высота минаретов мечети достигает семидесяти метров и на каждом из них есть по три балкона, к которым ведут, изолированные друг от друга, внутренние лестницы.


Стоит отметить, что изначальный комплекс мечети включал в себя лишь два здания медресе, выстроенных наряду со зданием мечети в XVI веке. Но позже внутренняя территория была дополнена крытым рынком Кавафлар, размещенным у самого входа во двор мечети; зданием школы чтецов Корана; часовой комнатой и библиотекой. С 2011 года мечеть Селимие вместе со своим комплексом дополнительных строений, включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Мечеть Джами в Исфахане (Иран)

 

Исламский мир – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

Мечеть Джами («Пятничная мечеть») в Исфахане – одна из старейших в Иране. Это поистине архитектурный шедевр, ставший образцом для подражания: именно вдохновившись мечетью, начиная с XII века, по всему мусульманскому миру стали появляться религиозные сооружения. Более того, говорят, что именно кирпичные нервюры куполов Джами вдохновили архитекторов на веерный готический свод христианских церквей. Уже давно мечеть стала культовым местом не только для верующих мусульман, но и всех поклонников прекрасного, так что пропустить его нельзя.


Строительство пятничной мечети шло на протяжении многих столетий — первый камень в её фундамент был заложен около 771 г., но реконструировалась и достраивалась она вплоть до конца XX столетия. Одна из старейших в Иране религиозных построек была возведена в сельджукском архитектурном стиле «четырёх айванов», то есть четырёх ворот, расположенных напротив друг друга.


В период правления династии Сельджуков были достроены две кирпичных куполообразных секции. Южный купол был построен в 1086-1087 гг. для размещения там михраба и был больше, чем любой другой купол мечети в мире, построенный к тому времени. Северный купол был построен через год; его предназначение неизвестно.


В IX столетии, когда Исфахан стал частью Исламского халифата, правители Абассидов перестроили мечеть, добавив к её облику квадратные кирпичные колонны по всему периметру.


Ещё одна глобальная реконструкция ждала здание в XI веке, во времена правления сельджукского халифа Малик Шаха. Именно визирю Малик Шаха, Низаму аль-Мульку и приписывается слава главного архитектора Джами. Он добавил к мечети большой кирпичный купол напротив михраба, к которому вел тот самый айван. Столь изящная комбинация стала новым словом в постройке мечетей, несмотря на то, что соответствовала всем строгим канонам и традициям древней сасанидской архитектуры.


Второй купол Джами был возведён гораздо позднее соперником аль-Мулька, и именно он сохранился в оригинале после пожара 1120 г. После пожала мечеть отреставрировали и достроили. Появления четырех айванов поспособствовало пристройке к ним отдельных зданий с каждой стороны мечети, что стало началом возникновения медресе.


Мечеть пророка Ибрагима в Аль-Халиле (Палестина)

 

Исламский мир – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

Мечеть Ибрагима в Хевроне (также известная как святилище Авраама) построена на вершине пещеры, где, как считается, находятся гробницы пророка и его семьи. Первоначально здание было построено царем Иродом в конце первого века до нашей эры – на месте пещеры, и оно отличалось огромными каменными стенами. Примерно в 635-637 годах нашей эры на месте этого сооружения была построена мечеть, что делает её одним из старейших мусульманских храмов в Палестине и во всем Леванте. Мечеть Ибрагима считается четвёртой по значимости мусульманской святыней после Мекки, Медины и Аль-Харам аль-Шарифа в Иерусалиме.


Захоронения пророка в пещере были настолько почитаемы, что мусульмане не входили туда. Мечеть содержит 6 кенотафов – пророка Ибрагима и других. До захвата крестоносцами в 1099 году и превращения в церковь в мечети Ибрагими были выполнены некоторые преобразования мусульманскими правителями, в том числе сооружение лестниц у входа.


Как только Саладин отвоевал город в 1187 году, зданию вернули изначальную функцию мечети, хотя христиане сохраняли право молиться здесь в течение нескольких лет. Тогдашний правитель велел построить минарет на каждом из углов мечети, из которых сохранились до наших дней только два, а также воздвигнуть красивый минбар, первоначально украшавший главную мечеть Аскалона до 1191 года.


Во времена правления мусульманской династии Мамлюков верхняя часть стен мечети была дополнительно украшена, построены ещё два входа, а также шесть кенотафов, которые стоят по сей день. Они посвящены пророкам Ибрагиму, Якубу, Исхаку и их супругам, и покрыты зелёными гобеленами, богато украшенными аятами из Корана.


При Айюбидах и Мамлюках город стал центром знаний и был обителью для некоторых суфийских орденов. Во времена Османской империи сюда стекалось немало паломников, и здесь возникла традиция ежедневно кормить бесплатно всех жителей и гостей города чечевичным супом. Это угощение называлось «адас аль-Халиль» и раздавалось в память о легендарной щедрости пророка Ибрагима. Известно предание, что в те времена дома строили без кухни, настолько люди привыкли полагаться на это угощение.


Хеврон (или Аль-Халиль) является крупнейшим городом на Западном берегу с преобладающим палестинским населением и с примерно 400-500 израильскими поселенцами, проживающими в Старом квартале. Сегодня мечеть Ибрагима разделена стеной, и одна часть здания превращена в синагогу, где проводятся иудейские богослужения. Поскольку мечеть находится в Старом городе, который является израильской зоной безопасности, доступ к ней отрезан для палестинского населения.


Султанахмет в Стамбуле (Турция)

 

Исламский мир – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

Мечеть Султанахмед (Мечеть Султана Ахмета, «Голубая мечеть») — вторая по величине после мечети Сулеймание и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре по сторонам, а ещё два чуть менее высоких — на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет.


Мечеть заложил султан Ахмед I в 1609 году. Архитектором мечети является ученик знаменитого Синана – Седефкар Мехмет Ага, который решил превзойти своего учителя. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Название «Голубая мечеть» сооружение получило благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. В узорах мечети преобладают растительные мотивы – традиционные для турков тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Пол мечети выложен коврами.


Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.


Айя София в Стамбуле (Турция)

 

Исламский мир – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

Поначалу на том месте, где сейчас возвышается Айя-София находился храм языческой богини Артемиды, простоявший до 360 года. Затем римский император Константин I построил тут небольшую церковь Святой Софии. Вплоть до 380 года храмом владели последователи арианства, одного из ранних течений в христианстве, после чего собор перешел в руки никениан – по велению императора Феодосия I.


В 1054 году Софийский собор вошел в историю мирового христианства как место, в котором было положено начало разделению церквей на православную и католическую. Последнее в истории Святой Софии христианское богослужении состоялось ночью 28 мая 1453 года. И уже на следующий день храм захватили турки. 30 мая в главный храм поверженной Византии вступил султан Османской империи Мехмед II. Само здание турки разрушать не стали. Пристроив к нему четыре минарета, превратили его в мечеть, назвав Айя-София. Во второй половине XVI века к бывшему собору пристроили контрфорсы – вертикальные конструкции, очень тяжелые и грубые, предназначенные для усиления стен. Эти сооружения заметно изменили его внешний вид. Что касается внутреннего убранства, на фрески и мозаики была нанесена штукатурка – по всей видимости, для того, чтобы они не напоминали о его православном прошлом. Реставрация же в мечети Айя-София не проводилась вплоть до середины XIX века, пока об этом не распорядился султан Абдул-Меджид I. Решение было продиктовано тем, что зданию угрожало обрушение. Реставрация стартовала в 1847 году и продлилась два года.


После поражения Османской империи в Первой мировой войне 2 ноября 1922 года была упразднена монархия и провозглашена Турецкая Республика. И только в 1935 году новые власти решили судьбу этой удивительной исторической, религиозной и архитектурной достопримечательности. Глава правительства Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому мечеть стала музеем. Чтобы она в полной мере соответствовала такому статусу, слои штукатурки с мозаик и фресок были счищены. В 2006 году в здании оборудовали отдельное помещение, чтобы сотрудники музейного комплекса могли отправлять мусульманские религиозные обряды.


В 2018 году в Конституционный суд Турции поступило представление одной из частных организаций, специализирующейся на исторических памятниках, о возвращении музею Айя-София статуса мечети. Однако судьи отклонили его как недопустимое. Но уже через два года храму вернули статус мечети.

 

 

Ильмира Гафиятуллина

Фото: Creative Commons