En Ar

История одного из старейших российских медресе – «Галия»

18 июня 2021


В этом году мусульманская община России отмечает важную дату – 115-летие одного из наиболее известных духовных учебных заведений России – медресе «Галия», что находится в Уфе. Благодаря инициативе и усилиям уфимских мусульман, среди которых были дворяне, купцы и чиновники, 15 ноября 1906 года в Уфе при второй соборной мечети было открыто медресе «Галия». Учебный корпус медресе был построен в 1906 году на средства меценатов. Основателем и бессменным директором стал профессор Зия Камалетдинов (1873–1942). Он был яркой личностью и человеком глубоких знаний, много сделавшим для национального просвещения. Начальное образование он получил у сельского муллы, затем учился в уфимском медресе «Усмания». Уфимское мусульманское благотворительное общество на свои средства отправило его в 1898 г. на учёбу в Турцию. Позднее он учился в Каире, в знаменитом университете Аль-Азхар, где и взял себе псевдоним Зия Камали. После окончания учёбы Камали вернулся в Уфу, где стал преподавать в медресе «Усмания» и готовить основу для нового медресе. В 1919 г. он открыл в Уфе женскую учительскую семинарию.


По Указу Екатерины II «Об учреждении Оренбургского Магометанского Духовного Собрания», изданном в сентябре 1788 года, 4 декабря 1789 года в Уфе было открыто Духовное Собрание мусульман, пребывающих в разных губерниях России (исключая Таврическую губернию). Одной из первостепенных задач этого учреждения стало повсеместное открытие мечетей, назначение и утверждение мусульманского духовенства. С это целью при Духовном Собрании мусульман повсеместно стали создаваться религиозные учебные заведения разных уровней – медресе и мектебы при мечетях. Кадры духовенства готовились, главным образом, в медресе. Среди духовных учебных заведений наиболее известными в скором времени медресе в Казани – «Мухаммадия» и «Марджани», Уфе – «Галия» и «Усмания», Оренбурге – «Хусаиния», Троицке – «Расулия». В этом материале мы более подробно остановимся на истории медресе «Галия», которое сыграло не последнюю роль в популяризации исламского образования.


Для медресе возвели отдельное здание из красного кирпича с красивой четырёхскатной крышей. Основное сооружение состоит всего из пары этажей, а вот прилегающая к нему пристройка трёхэтажная. Окошки, расположенные на нижнем этаже сделаны в прямоугольной форме, на верхнем – в более интересной, лучковой. Стоит отметить, абсолютно все существующие медресе оказали своё непосредственное влияние на просвещение народа, однако, истинным очагом культуры для местного населения стало медресе «Галия».


В истории медресе «Галия» выделяются три этапа. Первый датируется 1906-1907 годами. В этот период происходило становления медресе. Именно в это время и были определены основные направления и принципы обучения, создана солидная научно-методическая база. От традиционных медресе «Галия» отличалась не только абсолютно новым подходом к самому процессу образования, заключающегося в том числе вниманием к рациональным знаниям, сколько осмысленным изучением воспитанниками исламской религии на основе первоисточников – Корана и хадисов. К преподаванию привлекались лучшие педагоги Урало-Поволжья.


Учащиеся были в основном выходцы из мещан и крестьян. В новом здании медресе начали работать подготовительные классы с трёхгодичным курсом обучения и классы основного, также трёхгодичного курса. В подготовительные классы принимались выпускники обычного медресе в возрасте с 15 до 45 лет. Иногородние шакирды жили в медресе, там же получали трёхразовое питание.


Второй этап в развитии медресе «Галия» относится к 1908-1912 годам. Медресе всё больше развивалось как центр светского образования, активно используя новые методы обучения, в частности дидактические материалы. В свободное от занятий время шакирды занимались музыкой, посещали театры, здесь же работали различные кружки. С 1913 года дважды в месяц стал выходить научно-литературный журнал «Парлак» под редакцией Шайхзады Бабича. Казахские шакирды издавали свои журналы – «Садак» и «Шымытыр», черкесские свой – «Лэгу».


Все преподаватели медресе отличались отменным профессионализмом и высоким уровнем знаний. Так, к примеру, в Турции получили образование Габдулла Шанаси, Хабиб Зайни, Сатаев Махмуд, преподаватель арабского языка Закар Кадаири обучался в Египте. В стенах медресе обучались башкиры, татары, казахи и представители других мусульманских народов. Медресе располагало превосходнейшей, богатой библиотекой, а кабинеты учебного заведения по тому времени были неплохо оборудованы. Основное место в учебной программе занимали традиционные дисциплины: история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, чистописание, а также языки: арабский, французский, турецкий, русский, тюрки, татарский. В отличие от других медресе местные шакирды изучали психологию, педагогику, логику, музыку, химию, физику, историю тюркских народов. Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений.


В стенах медресе «Галия» царил свободолюбивый дух. По четвергам учащиеся собирались на диспуты, где обсуждали политические темы, проходили литературные вечера, даже вне стен медресе.


Третий этап в истории медресе (речь идёт о 1913-1917 годах) отличается существенным расширением светской образовательной программы, развитием демократических традиций в обучении. Именно в этот период медресе стало учебным заведением, которое по масштабам того времени в разы превосходило училища, школы, а по определению некоторых современников даже высшую школу для мусульман. В 1913 году в медресе «Галия» насчитывалось 94 учащихся и 20 вольнослушателей, национальный и социальный состав которых был весьма разнородным.


За десять лет существования медресе (1906-1916) из него вышло немало выдающихся деятелей культуры и просвещения: Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш и другие. 250 выпускников медресе стали учителями в начальных и средних школах, более 300 – врачами и инженерами, научными работниками, агрономами.


В марте 1919 года Уфу заняли войска Колчака. Сначала в здании медресе была устроена казарма, однако перед самым отступлением колчаковцы подожгли здание, оставив только выгоревший остов. В 1919 году медресе «Галия» было преобразовано в светскую мужскую общеобразовательную школу второй ступени для башкирского и татарского народов. Позже в восстановленном здании расположилась школа-интернат N92.


В январе 1989 года на основании Постановления Совета по делам религии при Правительстве СССР при Центральном Духовном Управлении мусульман европейской части СССР и Сибири было открыто медресе им.Ризаэтдина ибн Фахретдина, которое стало первым духовным учебным заведением, открытым в стране в годы перестройки. Первым руководителем медресе был Касым-хазрат Салимов, вложивший огромный труд и свой незаурядный талант педагога и организатора в становление этого учебного заведения и его дальнейшее развитие.


В январе 2001 года решением президиума Уфимского городского совета бывшее здание медресе «Галия» было передано Российскому исламскому университету Центрального Духовного управления мусульман России. На здании установлены мемориальные доски, посвящённые Мажиту Гафури, Галимджану Ибрагимову и Шайхзаде Бабичу.

 

 

Ильмира Гафиятуллина

Фото: Creative Commons