En Ar

Известные мусульманские династии: от наёмников до единственного властителя

29 января


Помните, с каких слов начинался трейлер картины Ридли Скотта «Гладиатор» 2000 года? «Генерал, ставший рабом. Раб, который стал гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов императору». Если мы обратимся к истории, то сразу поймём, что единственным способом достичь какой-то власти и статуса в Риме стало восстание рабов Спартака. Однако, несмотря на красочную художественную картинку на экране, стоит отметить, что в реальности раб не имел никаких шансов выйти из своего положения. Однако наш мир проходил разные исторические эпохи, ислам распространялся по разным странам, которые знали и испытали на себе восстания порабощённых народов, которые не только избавлялись от позорного статуса, но и становились во главе целых государств. И сегодня мы с вами как раз узнаем о некоторых таких личностях, которые сумели перевернуть ход истории и изменить собственную жизнь.


Стоит отметить, что, к сожалению, рабство существовало (и до сих пор существует в отдельных уголках планеты, разумеется, неофициально) в каждом обществе вплоть до Нового времени, включая и мусульманское, несмотря на то, что исламское право изобилует достаточно строгими правилами относительно положения раба в обществе и отношения к нему. Согласно специалистам в области права, исламский подход к такому явлению, как рабство, состоял в том, чтобы сделать его настолько ограничительным, что в конечном итоге привело бы к его естественной отмене.


По словам автора книги «Рабство и Ислам» Джонатана Брауна, само понятие «рабство» различалось в зависимости от времени и географического положения настолько сильно, что не совсем корректно использовать одно и то же слово для описания такого явления.


Аббасиды


Во времена Аббасидского халифата практика наборов в солдаты рабов была обычным явлением. Юношей (в основном тюркского происхождения) забирали из их родных мест в евразийских степях, чтобы обучить военному делу. От природы одарённые всадники и бойцы, усиленные своей естественной средой обитания вдали от оседлого образа жизни, ценились за свою преданность и силу. Поскольку их увезли далеко от родных мест, то свою карьеру они начинали без каких-либо политических связей или лояльности к какому-либо правителю, что было бы трудно сделать, если бы рекруты в армию набирались из числа местных жителей. В конце концов, эти солдаты, известные как «гильманы», объединились друг с другом и стали настолько независимыми, что в конечном итоге стали фактическими правителями халифата. Их численность значительно возросла, а власть стала настолько популярной, что в конце концов Халифу Аль-Мутасиму пришлось основать новую столицу в Самарре, чтобы разместить их.


Гильманы Аббасидского Халифата в конечном счёте приведут к возвышению империи Газневидов и правлению знаменитого Махмуда Газни, который станет султаном большей части современного Ирана, Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии.


Мамлюки Египта


На протяжении веков, по мере того как в мусульманском мире возникало и распадалось множество империй, гильманы, теперь более известные как мамлюки, предлагали свои услуги тому, кто держал в своих руках бразды правления конкретным государством. Однако на самом деле мамлюки сами были бы истинными правителями империи, поскольку они занимали высокие посты в различных правительствах. В западном исламском мире они вышли на первый план в конце династии Айюбидов в Египте, когда они официально взяли под свой контроль и сделали себя хозяевами империи, которой они управляли из-за кулис в течение многих лет.


Зенит их правления пришёлся на времена Байбарса, который захватил власть после того, как мамлюки остановили продвижение монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году. Мамлюки оставили своё богатое наследие в средневековом Каире, большая часть которого прослеживается в минаретах и мечетях старого города, которые так любят путники.


В Восточном исламском мире после ухода эпохи Газневидов пришли Гуриды, и когда последний Гуридский царь пал, его раб-солдат генерал Кутб ад-Дин Айбак (кипчакский турок, как и египетские мамлюки) захватил власть и основал ещё одну мамлюкскую империю в Индии, которую со временем всё чаще стали именовать Делийским Султанатом.


Сиддисы в Индии


В Индии, как и у кипчаков, существовала ещё одна группа порабощённых народов, которая оказала огромное влияние на историю региона. Рабы из Восточной Африки завозились на субконтинент на протяжении веков и в конечном итоге привели к созданию чёрных африканских общин, известных как Сиддис (или Шиддис).


Одним из первых, кто сделал себе имя, был Джамаль ад-Дин Якут. Якут начинал как солдат Делийского султаната, но в конце концов стал близким доверенным лицом Разии султаны, одной из немногих цариц исламской истории. Поклонники классического Болливуда могут знать (конечно, романтизированную) историю благодаря фильму 1983 года «Разия Султана» с культовым актёром Дхармендрой в роли. Однако самые знаменитые Сиддисы появились много лет спустя. Малик Амбар (1548-1626) был эфиопским рабом-солдатом, который в конечном итоге стал премьер-министром Ахмаднагарского султаната и его фактическим правителем. Он бросил вызов притязаниям Великих Моголов на покорение султаната, установил новую налоговую систему и ввёл в эксплуатацию многочисленные здания и создал целую инфраструктуру.


До Амбара Ихлас-Хан, ещё один раб из Восточной Африки, ставший навабом, был фактическим правителем соседнего государства Биджапур. Община Сиддисов в конечном счете установит государство Джанджира и династию, которая никогда не была завоевана или захвачена какой-либо противостоящей армией, и будет существовать до независимости Индии от британского правления.


Османы


В XVI веке другая группа турок с евразийских равнин поднялась и взяла власть у мамлюков: османы, которые продолжали править вплоть до современной эпохи.


Если раньше солдаты-рабы мусульманских империй состояли в основном из тюрков (а также черкесов, абхазов, монголов и др.), то османы в основном брали своих солдат из христианских общин Балкан. Они были известны как янычары. Отнятые у своих семей в рамках системы девширме (иногда называемой «налогом крови») из районов, контролируемых османами, они были обращены в ислам и воспитаны как солдаты, верные султану, подобно мамлюкам. В то время как янычары никогда не совершали никаких переворотов, чтобы отнять власть у своих хозяев, некоторые из них поднялись по административной лестнице Османской бюрократии до самых высоких уровней. Одним из самых известных был Соколлу Мехмед-паша. Будучи юношей, родом из деревни в Герцеговине, он в конце концов достиг должности визиря при трёх разных султанах и даже женился на принцессе из королевской семьи.


Но была и другая часть царского двора, которая также правила за кулисами и, пожалуй, даже стала более могущественной, чем великий визирь. Стоит отметить, что во многих племенах и культурах степи наследование власти не определялось первородством (побеждал старший сын), а обычно приводило к междоусобице (чаще всего – к гражданской войне) между сыновьями и братьями покойного государя по вопросу о том, кто больше подходит для правления. Часто в Османской истории дело доходило до того, что принц был достаточно безжалостен, чтобы убить своих братьев (самым известным из них был Мехмед III, который убил всех 19 своих братьев). Но иногда кровопролития можно было избежать, если султан назначал своего преемника при жизни, а также в случае, если одна из его жен была достаточно любима, то её сын становился следующим в очереди. И так могло случиться, что молодая девушка, взятая в плен в далекой стране, разлучённая со своей семьей, поднимется к власти и станет султаном валиде, королевой-матерью, второй по силе личностью в империи.


Самым известным примером была Рокселана, любимая жена Сулеймана Великолепного. Её влияние было настолько сильным, что она убедила Сулеймана убить его сына Мустафу (его мать была одной из других жён Сулеймана и соперницей Рокселаны). Несмотря на то, что он был популярен и считался наиболее очевидным преемником своего отца в качестве султана, его смерть привела к тому, что сыновья Рокселаны стали единственными возможными наследниками престола.


Напоследок


В этом материале хотелось остановить внимание на том, что в истории имели место быть неординарные случаи, когда отдельные личности смогли подняться и достичь власти вопреки всем обстоятельствам.


Думаю, перед каждым, кто ознакомиться с этой статьёй, возникнет вопрос: почему же в исламском мире такие события случались гораздо чаще? Наиболее очевидный ответ здесь связан непосредственно с самой религией ислам, которая настаивает на равенстве всех людей. Нельзя упускать из внимания и тот факт, что рабство не определяется на основе этнической принадлежности человека…

 


Ильмира Гафиятуллина

Фото: Public Domain