En Ar

Мурад Рамзи – настоящий патриот своего народа

22 апреля


Личность Мурада Рамзи – одна из самых интересных в истории татарской богословской мысли. Значительную часть своей жизни Мурад Рамзи посвятил доскональному изучению классических трудов ведущих татарских богословов с мировым именем. К концу жизни он завершил свой, пожалуй, самый главный труд – перевод Корана и комментарии к нему на тюркском языке, который получил широкую известность среди татар, уйгур и других тюркоязычных народов.

 

Морадулла ибн Бахадиршах Абдулла шейх Мурат Рамзи по праву считается одним из видных представителей мусульманской интеллектуальной общественности, которые в конце XIX – начале XX вв. не только осуществили культурный и религиозный подъём татарского и башкирского народов, но оказали благотворное воздействие на общие процессы духовного возрождения мусульманских народов Российской империи. Почётный титул шейха Мурат Рамзи получил за свои выдающиеся заслуги в области исторических изысканий и в деле просвещения мусульман.


Родился Мурад Рамзи в 1854 г. в ауле Альмет Булярской волости Минзелинского уезда Уфимской губернии. Отец его родного дяди – мулла Зейнуддин Нуркай – служил в качестве полкового имама в Башкирском казачьем войске. Отец будущего богослова Бахадуршах (Батыршах) Абдаллах осиротел в раннем детстве и не получил хорошего образования. А мать была образованной женщиной, происходила из семьи учителей. Следуя семейным традициям, она открыла у себя дома начальную школу для девочек. Именно от своей матери Рамзи получил первые знания религии.


В восемь лет он поступил в медресе деревни Альметьево. Уже через год Рамзи прекрасно знал арабскую грамматику, а в одиннадцать лет приступил к изучению калама. Его дядя, чувствуя, что он дал племяннику максимально возможные знания, порекомендовал его родителям отправить мальчика в Казань, в медресе Шигабутдина Марджани, куда он уже направил рекомендательные письма.


Не задерживаясь в Казани, Мурад принимает решение уехать в Бухару с намерением продолжить учёбу в Средней Азии. Однако, добравшись до Троицка, остаётся там на два года. Учился он в это время в медресе третьей городской мечети. Именно в Троицке богослов приобщился к суфийской школе ислама, а позже и вовсе вступил в братство Накшбандийя.


После этого он отправляется в Бухару. Путь его лежал через Ташкент, где он в течение двух месяцев посещал занятия нескольких известных учёных. В начале 1876 года Мурад Рамзи наконец добрался до Бухары. Здесь он продолжает изучать калам, но уже в начале весны 1876 года возвращается в Ташкент, где проводит два следующих года, посещая занятия учёных города и окрестностей. В Ташкенте он нашёл много книг по суфизму и многочисленные биографии пророков на арабском и персидском языках. Немного позже Рамзи принимает решение направится в Турцию, Египет и Хиджаз, известно из работ Азата Ахунова. С группой своих земляков он отправился в Индию, где вместе с паломниками задержался на три месяца. Только в начале 1876 года пароходом он прибывает в Джидду. Посетив Мекку и совершив хадж, Рамзи обосновался в Медине на долгих четыре года. За это время он усовершенствовал свои познания в арабском языке, изучал хадисы, тафсир, фикх, выучил наизусть Коран.


Свою учёбу Рамзи продолжил в Мекке под руководством шейха Абд ал-Хамида ад-Дагистани. Он сосредотачивается на книгах по каламу, фикху, хадисам и тафсирам, одновременно с этим интересуясь историческими трудами.


Уже в Медине Рамзи приступил к работе над переводами с персидского языка на арабский, сочинений, особо почитаемых последователями накшбандийского направления суфизма. Историки говорят, что духовный наставник Рамзи шейх аз-Завави счёл переводы Рамзи наиболее удачными из имеющихся и выпустил их в печать. В 1889-1990 годах его переводы были изданы в Мекке на средства шейха аз-Завави и соотечественников.


За всю свою жизнь Мурад Рамзи написал и опубликовал свыше 15 научных трудов, а также множество статей и стихотворных произведений. Однако его основным занятием было изучение истории российских тюрков и ислама в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири. Свою книгу «Тальфик аль-ахбар» («Труд по истории Казани, булгар и татарских царей») Рамзи начал составлять в 1892 г. и завершил лишь спустя 15 лет. В 1908 г. при финансовой поддержке шейха Зайнуллы Расулева, видного суфия и ректора мусульманского медресе «Расулия» г. Троицка, эта книга была издана в Оренбурге, чем вызвала большой резонанс.


Труд «Тальфик аль-ахбар» представляет собой особую ценность, поскольку является подробным изложением исторического развития гуннов, тюрков, славян, мадьяров, готов с древнейших времён до средневековья. Постепенно автор сужает внимание читателя исключительно на истории Золотой Орды, её культуры и народов, населявших её, изучая взаимоотношения татарских ханств с быстро растущим молодым Русским государством. В заключительной части труда речь идёт об истории завоевания Россией Поволжья, Урала и Западной Сибири, и последствий этих событий для народов Волжско-Уральского региона. Судьбы этих народов являются предметом особой заботы шейха Рамзи.


Отдельного внимания заслуживает библиографический материал о более чем ста пятидесяти видных религиозных деятелях, в основном татарах и башкирах, осуществлявших культурно-просветительскую деятельность в XVIII-XIX вв. Шейх Мурат Рамзи уделил несколько страниц изложению биографии шейха Зайнуллы Расулева, своего духовного наставника.


Книга шейха Рамзи выгодно отличается от произведений подобного жанра других мусульманских учёных: написанная на арабском языке, она включала в себя передовой опыт, перенятый автором от русских и западноевропейских историков. Своё произведение Рамзи делит на главы, параграфы, приводит список использованных трудов. Его книга снабжена рисунками, схемами, таблицами и планами исторических мест.


Мурад Рамзи был не только крупным алимом и историком, но настоящим патриотом своего народа. Стоит отметить, что и сегодня в западной и арабской научной среде Мурад Рамзи известен как мусульманский учёный, историк, автор двухтомного исторического произведения «Тальфик аль-ахбар», посвящённого истории тюрков, проживавших в царской России (речь идёт о башкирах, казахах, волжских булгарах, казанских татарах, узбеках и ногайцах), и ислама на огромных территориях бывшей Российской империи. Примечательно, что на Западе это произведение уже давно прочно вошло в научный оборот и используется в качестве научного источника в трудах современных исследователей.

 


Ильмира Гафиятуллина

Фото: ДУМ РТ