En Ar

Шахимардан Ибрагимов - первый российский дипломат в Саудовской Аравии

05 марта 2019

 

 

В 1891 году на территории Саудовской Аравии, а именно в городе Джидда, открывается первое в истории дипломатических взаимоотношений России и Саудовской Аравии консульство. Этот год стал знаковым для отношений между двумя государствами.

 


Интерес России к Королевству Саудовская Аравия в XIX веке был вызван расширением территории Российской империи, включение в неё территорий Средней Азии и Казахстана, где преобладало мусульманское население. Логично, что значительная часть российских подданных совершала хадж в Мекку, которая в тот период принадлежала Турции.

 


Для защиты российских паломников в 1891 году в Джидде, находившейся в то время под турецким контролем, заработало консульство Российской империи. Первым российским консулом в Джидде стал Шахимардан Мирясович Ибрагимов, который был действующим статским советником и ранее нёс дипломатическую службу в Туркестане. Родился он в 1841 году в Оренбургской губернии. Он был военным, переводчиком, этнографом, сотрудником русской и национальной печати Туркестана. Воспитывался в Сибирском кадетском корпусе, затем в Омском полубатальоне военных кантонистов – переводчиков с татарского языка.  Ибрагимов владел тюркскими языками, прекрасно знал фарси. После окончания Сибирского кадетского корпуса в 1864 он служил в различных учреждениях г. Петропавловск Акмолинской области.

 


С 1870 Шахимардан Ибрагимов работал переводчиком с персидского и татарского языков при канцелярии Туркестанского генерал-губернатора в Ташкенте. В ноябре 1870 занимал должность переводчика «манджурского и татарского языка». В 1871 становится участником комиссии по «применению русского алфавита к чтению и письму на сартовском языке» и подготовке краткой хрестоматии рассказов на сартовском языке в русской транскрипции.

 


В 1875 Ибрагимов был одним из участников Кокандского похода. С 1870 по 1878 редактировал «Туркестан вилайети газети» на казахском («киргизском») и узбекском языках (в 1886-1905 с русским переводом). С июля 1878 будущий консул становится старшим чиновником по дипломатической части при генерал-губернаторе Туркестана. В начале 1878 – членом комиссии для расследования злоупотреблений в Кураминском уезде.

 


В 1880 и 1881 он возглавлял русские посольства в Бухару. В октябре 1882 оставил службу, но позднее был зачислен сверхштатным чиновником канцелярии Туркестанского генерал-губернатора. В 1886 состоял в Петербурге при Путевой канцелярии Туркестанского генерал-губернатора. В 1890 назначается генеральным консулом в Джидде (ныне – территория Королевства Саудовская Аравия).

 


Его авторству принадлежат публикации этнографического характера, первая из которых появилась в 1870. В 1871 появилась его статья о муллах в Киргизской (Казахской) степи, а год спустя был опубликован очерк о казахах Большой Орды. В 1874 вышли в свет его заметки о хивинских туркменах и киргизах. Именно он составил и издал первую в Средней Азии публикацию на узбекском языке – «Календарь на 1871 год». Он был составителем «Толкового словаря бытовых и традиционных слов казахского языка».

 


Первый консул статский советник Ибрагимов обязывался не только следить за порядком, вести учёт русскоподданных, проводить анализ идей, распространявшихся среди российских мусульман, совершить хадж самому с целью получения информации, но и выяснить политическое значение святых мест ислама, изучить состояние торговли, по возможности помочь завязать торговые связи российскому купечеству с туземцами, наладить связи с шейхами племён, предпринять поездки во внутреннюю Аравию с целью узнать политическое положение племён, выяснить значение портового города Ямбо и необходимость назначения туда агента и многое другое.

 


Сама личность первого консула, татарина по национальности, мусульманина по вероисповеданию, играла немало важную роль. До открытия консульства в донесениях отмечалось, что назначение мусульманина, подданного Российского государства, на роль агента не считается возможным. Однако в ходе более детального изучения его кандидатуры стало понятно, что только человек одной веры, близкий к культуре ислама арабского региона сможет наладить связь и установить дружеские отношения. Назначение на работу мусульман в российские консульства в мусульманских странах практиковалось и раньше. Это значительно облегчало диалог и плодотворное взаимодействие Российской империи и мусульманского мира.

 


К сожалению, Шахимардан Ибрагимов умер от холеры летом 1891 года и его сменил новый консул Левицкий.

 


Консульство в Джидде было призвано следить за тем, чтобы местные власти не нарушали прав российских паломников. Например, в 1893 году Левицкий вернул на родину в Коканд 10-летнего сына умершего в Мекке паломника. Кроме того, консульство в Джидде служило депозитарием, куда паломники из России сдавали на хранение свои деньги, а в случае смерти владельцев, всё их имущество пересылалось на родину их наследникам.

 


Численность паломников из России постоянно возрастала, особенно после строительства железных дорог в Средней Азии. Консульство в Джидде проработало вплоть до 1914 года, когда его деятельность была прервана начавшейся Первой мировой войной, в ходе которой Османская империя выступила против России.

 

Ильмира Гафиятуллина