En Ar

"Сокрыться от себя не в нашей воле, От Бога убежать нельзя тем боле..."

06 февраля 2019

«Бог говорит с каждым… Он нашептывает в «ухо сердца», но не каждое сердце слышит Его. Его голос громче грома, а Его свет ярче солнца, о если бы вы только могли видеть и слышать! Чтобы достичь этого, нам следует убрать эту непроницаемую стену, этот барьер — наше эго». Джалаладдин Руми.

 


Пожалуй, тяжело найти человека, который не был бы лично знаком с творчеством Омар Хайяма и Хафиза Хорезми, Джалаладдина Руми или Навои. Ведь это одни из самых выдающихся поэтов далёкого, таинственного, но такого и манящего Востока. Востока, который насыщает воздух своим тёплым, но таким обманчивым, коварным ветром. Востока, который дал нам великих просветителей и учёных, исследователей и просветителей, богословов и поэтов. Востока, который всегда призывно манит своей кажущейся простотой, за которой скрывает многогранная и великая история…

 


Чтобы понять такой неоднозначный Восток, подаривший миру великие имена, которые и по сей день гремят в веках, нужно окунуться в высокое поэтическое искусство, которым был пропитан дух того времени… «Она обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!» - именно так обозначил значение и первоочередную цель поэзии известный русский литератор Константин Паустовский. И с ним невозможно не согласиться, ведь именно через создаваемые мастерской рукой поэтические образы мы вдруг понимаем, что оказались в другом конце планеты, почувствовав жар палящего марокканского солнца или прохладу Сибири.

 

 

Лёгкой рукой автор поэтического произведения дарит нам возможность проникнуться колоритом местных жителей или увидеть красоту архитектуры. Безусловно, поэзия – это уникальный, но от этого ещё более хрупкий и ценный шанс передать свои мысли, обратить внимание человека на то, что гораздо выше сиюминутных желаний, гораздо ценнее сегодняшнего дня. Это попытка (пожалуй, достаточно удачная, не так ли?) увековечить нравственные и моральные ценности, завещанные нам Всевышним и предками. А поэзия Востока – это вообще что-то особенное, отличное от всего.

 

 

Это сплав горячности, желания справедливости и стремления к вечному, к довольству Создателя, к единению с Тем, кто выше нас, кто создал нас из ничего. Стоит только прикоснуться, обратить внимание на строки восточных мудрецов, и уже невозможно оторваться, твоё сердце получает так нужный ему глоток воздуха или важное наставление, возвращающее тебя на путь истинный, снимающее пелену с затуманенных глаз. Восточная поэзия всегда славилась своей способностью исцелять израненную душу, блуждающую во мраке ночи и ищущую единственно верные нравственные ориентиры.

 


Что интересно, особое, почётное место в творчестве любого восточного поэта отдавалось тем стихотворениями, которые всем своим естеством воспевали истинный лик ислама, религии Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), призывая к добродетели и осуждая порок. Но при этом нельзя не обратить внимание на то, какой огромный вклад внесла мусульманская поэзия в общемировую культуру. Поэты арабского и мусульманского Востока были в авангарде образованнейших людей того времени, а их творчество и по сей день не перестаёт служить хорошим подспорьем современным людям искусства, являясь неисчерпаемым источником вдохновения и олицетворением духовности.

 


Если говорить об отличительной черте поэтов арабского мира, то, пожалуй, в первую очередь надо обратить внимание на их бесконечный поединок с многовековыми предрассудками, попытки утверждения равенства всех людей, данного от рождения. Бичуя несправедливость и вероломство, хищничество и взяточничество, эти стихи осуждали праздность и призывали к активной борьбе за счастье и справедливость, жестоко высмеивали тиранов-угнетателей, а также тех, кто какими-либо своими действиями или же бездействием поощрял угнетение.

 


Если обратиться к нашей памяти, то однозначно там всплывёт немало имён людей искусства, кто на протяжении всего своего творческого пути в каждой строфе, в каждом сказанном или написанном слове восхвалял величие и могущество Всевышнего, образ Пророка, раскрывал духовный мир истинно верующего человека. Это и Низами Гянджеви, автор всемирно известной поэмы «Хамсэ»; и Мухаммад Физули, наречённый непревзойдённым мастером любовной лирики, создававший газели; и Алишер Навои, и Махтумкули, и Фирдоуси, а также Хафиз, чьи поэтические газели принесли ему славу одного из крупнейших лириков мира.

 


Прежде, чем перейти к творчеству восточных поэтов, нужно разобраться с тем, какие жанры были характерны для поэзии арабского мира и мусульманского Востока, что стало во главе создания «Лейлы и Менджнуна», поэмы «Кул Гали» и «Рубаи» Омара Хайяма.

 


Первый жанр, о котором пойдёт речь, - это касыда, которая представляет собой небольшую поэму объёмом от 15 до 200 строк и состоит из трёх частей. Первая – лирическая – является отправной точкой при создании любовных произведений, воспевающих радости жизни. Вторая часть, как правило, посвящена описанию трудностей жизни главного героя в пустыне. Именно отсюда и появилось описание, характерное для воспевания героизма и благочестия. Лейтмотивом третьей части касыды была непомерная грусть о покинутом крае, что привело к созданию ещё одного направления – жанра оплакивания и осмеяния. Жанр касыды сохранялся вплоть до середины XIX века, пока не усилилось повсеместное влияние европейской литературы.

 


Однако если мы обратимся к творчеству арабских поэтов времён Средневековья, то здесь чаще будем натыкаться на такой жанр поэтического творчества, как панегирик. Поэты отказываются от восхваляющего характера стихов, делая выбор в пользу поучений, увещеваний.

 


К классическим формам можно отнести и следующие жанры: кыта — стихотворение из 8-12 строк, которое использовалось для восхваления, поношения или плача; рубаи – короткое, но очень яркое изречение философского характера; газель – лирическая любовная песня.

 


Уже к XI веку классическая арабская литература становится уникальным органичным сплавом мусульманских религиозных и светских мотивов. На протяжении следующих двух столетий, в период общего культурного расцвета, появляются такие виды поэзии, как мувашшах и заджал. Если мувашшах – это поэма из 4-10 строф, то заджал представляет собой «песнь» из 6-9 строф. Если же говорить об общих чертах новой арабо-испанской поэзии, то среди прочих можно выделить музыкальность и близость к народному устному жанру.

 


Два века спустя, в XIII-XIV вв. наступает общий упадок и застой в классических формах арабской литературы. Именно этот период и принято считать эпохой расцвета народных жанров поэзии. К примеру, дастан, представляющий собой, как правило, литературный пересказ сюжетов, народных преданий.

 


Стоит отметить, что наряду с арабским языком носителем богатых литературно-художественных традиций были и такие языки, как фарси и персидский.

 


До нашего времени дошло очень много стихотворных произведений восточных поэтов. В них раскрывается красота духовного мира, смелость и любознательность народов Ближнего и Дальнего Востока, который жил интересами своего времени. Поэтические произведения поэтов Востока — это страстный призыв к борьбе за свободу народа и свободу личности.

 


Уникальность восточной поэзии средних веков заключается в том, что эти произведения в лаконичной и совершенной форме выражают глубокие философские мысли и отражают сложные человеческие чувства. В своих стихах восточные поэты прославляют духовность, человечность и независимость своих соотечественников, своих современников. Идеальный человек, который изображается в поэтическом творчестве художников Востока, — чистая душой свободная личность, со светлым умом, доброжелательная и жизнерадостная, мудрая и духовная. Особо в творчестве восточных мастеров подчёркивается мысль о том, что моральные и духовные качества не зависят от социального положения и окружения человека:

 


Ищи человека повсюду: на бедном постое,
В углу нужды и в пышном покое…


А некоторые произведения восточных поэтов критикуют бездуховность, которая делает человеческую жизнь ничтожной и пустой:


Разве не странно, что господа чиновные
Самим себе скучные, хотя гордые снаружи…

 


Лейтмотивом средневековой поэзии Востока являются философские беседы, которые испокон веков волновали душу человека. Это вопросы о жизни и смерти, поиск своего места в обществе и смысла существования, печаль, вызываемая положением в обществе образованных людей.

 


Завораживающая, многогранная и многоликая восточная поэзия эпохи средневековья привлекает современных читателей не только своим глубоким философским смыслом, но и жизнелюбием.


И нам бы думать стоило всегда:
Мы от кого бежим, бежим куда?
Сокрыться от себя не в нашей воле,
От Бога убежать нельзя тем боле.

Ильмира Гафиятуллина