En Ar

«Связующая нить творчества…» – как прошла выставка международной конференции «Россия – Азербайджан»

27 апреля


Татарстан и Азербайджан – две братских республики, чьи исторические, политические, экономические и гуманитарные связи тянутся не один десяток лет, становясь всё крепче с каждым годом. И в этом тесном взаимодействии особую роль играет культурное знакомство и взаимопроникновение, которое рождает нечто новое и необычное.


Кожаная мозаика и ичиги


Так, в ходе выставки народных промыслов России и Азербайджана «Связующая нить творчества, передача опыта будущим поколениям», которая прошла в рамках международной конференции «Россия – Азербайджан», участники мероприятия получили уникальную возможность ознакомиться с традиционным облачением татарских женщин, увидеть бережно и до мельчайших деталей реконструированные местными мастерами изю и хасите, погрузиться в историю татарского национального костюма. Особое внимание гостей Казани привлекли ичиги и тапочки из кожи, изготовленные в уникальной технике кожаной мозаики, свойственной лишь для татарского народа.


Если мы обратимся к истории, то узнаем, что традиция изготовления узорной кожаной обуви является уникальной, присущей исключительно татарской культуре и издавна славится по всей России. Знаменитые татарские вышитые сапоги – ичиги – сегодня можно увидеть не только на сцене, но и в повседневной жизни. Мода на кожаные изделия с национальным орнаментом вновь начинает набирать обороты. Ведь такая обувь, кроме своего основного предназначения, способна поднять настроение тем, кто устал от серой однообразности и обыденности жизни, сподвигнуть на изучение своей богатой и многолетней истории.


Испокон веков для пошива ичиг использовался ручной труд в тандеме с отдаваемым мастером душевным теплом. Сейчас ничего не изменилось, за исключением одного – мастеров этого дела стало гораздо меньше.


Существует предположение, что слово «читек» («ичиги») является укороченным производным от «чигелгән итек» – «вышитые сапоги». В пользу этого мнения говорит и современный русский вариант «ичиги» (ичетыги), произошедший от «эчке итек» – сапоги, на которые надевается внешняя обувь. Ичиги особенно ценились нашими дедушками и бабушками, которые соблюдали обряды исламской религии. Такая обувь была незаменима при посещении мечети и совершении намаза, поскольку при выполнении некоторых условий освобождала от необходимости мыть ноги во время ритуального омовения перед каждой молитвой. По шариату такое допустимо.


Предки татар, волжские булгары, были признанными мастерами художественной выделки кожи и изготовления качественной одежды и обуви из мягких её сортов, называемых юфть и сафьян. Вышитые национальные ичиги, башмачки высоко ценились на мировом рынке уже в позапрошлом столетии. Так, например, в 1883 году в Париже татарские ичиги были награждены большой золотой медалью. А в 1920 году там же, в столице Франции, была представлена этнографическая продукция из различных стран. Утончённые эстеты французы восхищались зелёно-красными вышитыми ичигами. Национальная обувь была удостоена приза.

 

 

Музыка, ковры и золото


Азербайджанская же сторона была представлена традиционными для народа женскими покрывалами, предметами быта, выполненными из керамики, и обилием специфических приправ и известного азербайджанского чая.


История азербайджанского народа уходит глубокими корнями в древность. К их богатому культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремёсла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.


Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом традиционная свадьба похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.


Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые исламские правила. Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.
Не менее яркими бывают всегда и другие праздники у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.


Национальный колорит всегда прослеживается и в танцевальном искусстве. Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Именно на чётком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных.


Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.

 

Напомним, что Международная конференция «Россия – Азербайджан: исторический опыт межнационального и межконфессионального согласия», в которой принимают участие ведущие эксперты двух стран, включала в себя также выставку народных промыслов России и Азербайджана «Связующая нить творчества, передача опыта будущим поколениям», поэтический конкурс «На Каспийском берегу…» и круглые столы, посвящённые обсуждению возможных перспектив в рамках информационного, научного и образовательного сотрудничества. Организатором события является АНО «Институт исследований Центральной Азии» при поддержке Фонда Президентских грантов, Казанского федерального университета.

 


Ильмира Гафиятуллина