En Ar

Всемирный день исламского искусства: от истории до сегодняшнего дня

18 ноября 2020

 

Что такое ислам, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите о мусульманах? К сожалению, в свете трагических событий последних лет эти ассоциации носят всё более негативный характер. В этом определённая «заслуга» террористических организаций, которые, стоит ещё раз подчеркнуть, не имеют ни нации, ни религии. Всё чаще в СМИ мы встречаем рядом с «исламом» упоминания о негативных фактах, становимся свидетелями повсеместного очернения исламской религии и того бесценного вклада, который мусульманская цивилизация внесла и продолжает вносить по сей день в различные области жизнедеятельности общества.


В этой связи особенна роль Бахрейна. Именно по инициативе Бахрейна весь мир имеет возможность праздновать Всемирный день исламского искусства - 18 ноября. Ведь что такое искусство – это отражение культуры, отражение вероучения. Это наиболее яркая возможность проникнуться особенностями конкретной культуры, в данном случае ислама. Именно исламское искусство на сегодняшний день является самым эффективным способом познакомить всю мировую общественность с культурой мусульманской цивилизации, погрузить во многовековую историю существования учения пророка Мухаммада, несущего в своей основе мир, согласие, принятие и изучение культурного и исторического многообразия мира.


И именно Бахрейну, своеобразному адвокату ислама в целом, удалось донести эту мысль не только до своих коллег, но до всего мирового сообщества. В сентябре 2018 года Бахрейнское управление по культуре и древностям начало довольно обширную кампанию в штаб-квартире ЮНЕСКО по учреждению Международного дня исламских искусств. В качестве центра мирового исламского искусства было предложено выбрать город Мухаррак. На 205-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО в Париже предложение было принято, и с тех пор 18 ноября считается Всемирным днём исламского искусства.
Для того, чтобы ЮНЕСКО поддержал инициативу, Бахрейн отобрал и представил на суд публики наиболее яркие предметы исламского искусства из коллекции Национального музея Бахрейна. Каллиграф в традиционном бахрейнском одеянии поприветствовал гостей и написал их имена в стиле классической арабской каллиграфии в знак благодарности за поддержку этого события. Помимо этого, на сессии был роздан английский и французский перевод книги египетского историка Мухаммеда Абдулазиза Марзука об уникальности и красоте исламского искусства.


Справедливости ради стоит подчеркнуть, что наше общество давно нуждалось в учреждении Международного дня исламских искусств, ведь даже сегодня, когда любой человек может найти бесконечное множество информации по любому вопросу, вклад исламской цивилизации в развитие искусства и общества в целом остаётся неизученным до конца. Для нас кране важно не просто сохранить исламское искусство, но и популяризировать и развивать осведомлённость общественности в этом вопросе. К тому же это хорошая возможность глубже познакомиться с исламом и эффективно бороться с исламофобническим настроем в обществе.


Во Всемирный день исламского искусства особенно актуально посетить выставки, раскрывающие неизвестные доселе страницы истории мусульманской цивилизации, проникнуться духом исламского искусства и посетить музеи, целые залы которых посвящены красоте и великолепию мусульманского искусства, берущего свои истоки много веков назад.
Мы предлагаем вам совершить виртуальную прогулку по таким музеям и начать свой путь знакомства с исламским многовековым искусством, нашедшем воплощение в различных ипостасях.

 

 

Музеи исламского искусства


Берлинский музей исламского искусства был основан немецким искусствоведом Вильгельмом фон Боде в 1904 году. Он является частью Пергамского музея, расположенного на Музейном острове в центре столицы Германии. Формирование местной исламской коллекции началось после того, как османский султан Абдул-Хамид II преподнёс в подарок германскому императору Вильгельму II коллекцию древних ковров и фриз дворца в Мшатте.


Попытка фон Боде создать музей, в котором были бы собраны произведения мастеров из всего мусульманского мира, натолкнулась на жёсткое противодействие консерваторов. В начале ХХ века в Европе ещё мало знали о древней и самобытной культуре исламских стран. Длительная просветительская работа и настойчивость понадобились для того, чтобы преодолеть предубеждения, открыв для посетителей неизвестную для них цивилизацию.


Уже самый первый экспонат будущего музея – фриз недостроенного дворца халифа аль-Валида II ибн Язида, оказался настоящим шедевром раннего исламского искусства. Руины дворца халифа были обнаружены в 30 км к югу от нынешней столицы Иордании Аммана в 1840 году. Дворец строился в период кратковременного правления одного из последних халифов династии Омейядов аль-Валида II в 743-744 гг. Вероятно, халиф хотел построить свою резиденцию в виде великолепного замка, вдали от беспокойной столицы — Дамаска, где постоянно происходили политические волнения.
Осуществить замысел аль-Валиду не удалось. Он был убит в апреле 744 года. После смерти халифа строительство дворца уже не возобновлялось. А спустя некоторое время он был разрушен землетрясением. После этого руины сооружения были занесены песком и лишь в середине XIX столетия частично раскопаны.


Берлинский музей исламского искусства имеет в своём распоряжении экспонаты, которые охватывают все регионы и исторические периоды. Здесь представлены редчайшие экспонаты из Аль-Андалуса, Марокко, Египта, Сирии, Ирака, Персии, Афганистана, Индии и Узбекистана. Одним из самых удивительных произведений в музее является комната из Алеппо. Она была сделана сирийскими мастерами под руководством Халаба Шаха ибн Исы в начале XVII века по заказу богатого христианского купца из города Алеппо. Комната сделана из деревянных панелей, покрытых многоцветной росписью и инкрустирована цветными металлами. Темы росписей основаны на традициях исламской книжной иллюстрации, состоящей из цветочных и геометрических композиций, выполненных в османском стиле.


Музей исламского искусства в Каире является одним из самых больших в мире. Здесь сосредоточена уникальная коллекция деревянных артефактов, керамических, стеклянных, хрустальных и текстильных предметов со всего мусульманского мира. На протяжении многих лет музей выставлял около 2500 артефактов в 25 галереях, несмотря на то, что в музее более 102 000 экспонатов. Одним из самых известных экспонатов является редкий рукописный экземпляр Корана, написанный серебряной краской.


В столице Катара – Дохе – находится другой исламский музей, который имеет собственное здание с 1980 года. Это одна из наиболее полных коллекций, которая собиралась с трёх континентов в течение 1400 лет. Представленны экспонаты – из Испании, Ирака, Ирана, Индии, Турции, Египта и Центральной Азии. Здесь есть предметы из керамики, метала, дерева, ткани, стекла, а также ювелирные изделия, которые датируются VII-XIX веками. Каждый артефакт имеет собственную историю.


Особого упоминания заслуживает Музей Ага Хана, что расположен в Торонто, Канада. Это музей исламского и, в частности, иранского искусства. Здесь собраны коллекции исламского искусства всех периодов существования ислама, а также здесь представлена частная коллекция короля Ага Хана, принца и принцессы Садруддин Ага Хана и Института исламских исследований в Лондоне. Музей получил название в честь 77-летнего принца Шах-Карима аль-Хуссейни.


Музей Ага Хана одновременно является научным учреждением, в задачу которого входит коллекционирование, исследование и экспонирование произведений искусства исламских цивилизаций. Это портреты, текстиль, миниатюры, керамика, книги, рукописи и музыкальные инструменты, представляющие более десяти веков истории человечества, и географически охватывающие область от Пиренейского полуострова до Китая. До того, как экспонаты получили постоянное здание, они часто выставлялись в музеях разных стран мира.


Здесь же можно найти самый ранний известный экземпляр труда Авиценны (Ибн Сина) «Канон врачебной науки», датированный 1052 годом, страницы Голубого Корана IX-X веков. Жемчужиной постоянной коллекции стали 150 страниц иллюстрированных страниц поэмы Х века «Шахнаме» о персидских царях и героях.


По признанию Ага Хана, одним из его любимых экспонатов является астролябия из Испании, на медной поверхности которой выгравированы надписи на латыни, арабском и иврите – напоминание о его многофункциональном использовании среди купцов XIV века.


Интересен и исламский музей Турции, расположенный в районе Фатих в Стамбуле, который был создан в 1524 году при дворце Ибрагима-паши. В коллекции музея – лучшие образцы каллиграфии, плитки, ковры и этнографические изображения на предметах, отражающие разнообразие турецкой культуры. Здесь воссозданы и выставлены жилища мусульман в разные периоды.


Удивительные музеи исламского искусства и культуры есть и в Испании, которая долгое время, как мы знаем, была мусульманским государством. Гранада стала столицей мавров во время их правления на территории Испании. Пожелав воссоздать кусочек рая на земле, в XIV веке они соорудили парково-дворцовый ансамбль Альгамбра, что переводится как «красный замок». Этот дворец – бесспорно архитектурный шедевр во всех отношениях и представляет собой музей под открытым небом. Сама композиция постройки дворца, включения чудесных садов и водоёмов являет собой наглядный пример представления мусульман о Рае, о его вечности, которой будут вознаграждены достойные.


Альгамбру воспевали поэты, потому что её образ на фоне заснеженных гор и зелёных деревьев выглядит по-настоящему сказочным. Все здания утопают в цветах и украшены орнаментом, характерным для мавританских построек.


Комплекс огромен, и в нём можно легко заблудиться. Сам по себе этот дворец представляет отдельный город, который впоследствии был значительно расширен, а каждый правитель оставил свой неизгладимый след. К примеру, Карл V даже построил свой собственный дворец в пределах комплекса в эпоху после Насрида.


Особого упоминания заслуживат Хенералифе – знаменитый сад, состоящий из цветов, прекрасного лабиринта резных кустарников и фонтанов. От этих дворцов захватывает дух. Чрезвычайное внимание к деталям, симметрия, красивые коранические стихи и совершенное чередование открытых дворов и внутренних помещений.


На протяжении многих веков дворцы Насридов сохраняли свою особую исламскую идентичность. Несмотря на разрушение католиками многих частей Альгамбры, французские обстрелы в 1800-х годах и полное забвение в XVIII-XIX веках, дворцы Насрида остаются в значительной степени нетронутыми. Они состоят из трёх отдельных зданий, называемых Мехуар, дворцов Комареса и Дворца Львов.


Самая древняя часть Альгамбры – Алькасаба, которая представляет собой оригинальную крепость, построенную до появления дворцов и садов. Насриды использовали крепость как военную базу Королевской гвардии. Поднявшись на башни, каждая из которых выше предыдущей, можно окинуть взор и увидеть то, что когда-то видели сами султаны, - Гранаду во всей её непередаваемой красе, окружённую величественными снежными шапками Сьерра-Невады.

 

 

Замыкает нашу подборку один из самых молодых российских музеев исламской культуры – Петербуржский музей исламской культуры. Идея создать Музей исламской культуры родилась у двух человек – директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и теперь уже бывшего заместителя директора Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого) Ефима Резвана. Музей исламской культуры, по задумке создателей, должен стать не просто площадкой для выставок, а культурным центром. Одна его часть будет работать в режиме музея до 19.00, а вторая представит собой креативное пространство, что подразумевает под собой не только лекции специалистов, но и кинопоказы, и даже международные недели исламской моды. В России нет аналогов такому пространству. По словам Ефима Резвана, главная цель музея – показать ислам с непривычной для российского посетителя стороны, представить широкой общественности истинный, а не ложный образ ислама, который навязывают СМИ и социальные сети.

 

 

Ильмира Гафиятуллина

Фото: Creative Commons