En Ar

Глава МИД РФ: «Нынешний кризис в процессе урегулирования в Ливии - не повод для односторонних решений»

28 апреля 2020

 

Нынешний кризис в процессе урегулирования в Ливии - не повод для односторонних решений, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя заявление главы Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара.

 

«Сейчас мы сталкиваемся с повторением пройденного уже в отношение итогов Берлинской конференции, на которой, напомню, президент России Владимир Путин, когда вынесли на утверждение участников итоговый документ, специально поинтересовался поддерживают ли этот документ конфликтующие стороны, прежде всего Хафтар и председатель президентского совета Файез Саррадж. Нам было сказано, что это задача, которую будем решать впоследствии. Но мы предупредили, что без ярко выраженного согласия ливийских сторон, шансов на то, что эти договоренности, достигнутые в кругу внешних игроков, будут жизнеспособными, в общем-то немного. К сожалению, это подтвердилось. Но это не означает, что конфликтующие стороны должны сейчас выступать с агрессивными заявлениями, объявлять о каких-то односторонне принятых решениях и отказываться от ведения межливийского диалога», - сказал министр на пресс-конференции по итогам неформального СМИД БРИКС в формате видеоконференции.

 

Хафтар в понедельник объявил о выходе из политического соглашения, заключенного в Марокко в 2015 году под эгидой ООН. Он также заявил, что власть в стране переходит к армии.

 

Создание ПНС Ливии стало возможным после подписания в 2015 году так называемых Схиратских соглашений - по итогам межливийских переговоров в марокканском городе Схират. Документ должен был заложить основы политического урегулирования в стране, однако эти решения так и не были воплощены в жизнь, несмотря на усилия внешних спонсоров (Тунис, Италия, Алжир) и спецпредставителей ООН.

 

«У нас есть контакты со всеми без исключения действующими лицами ливийского конфликта, это и генерал, маршал (Глава ЛНА Халифа) Хафтар, и председатель президентского совета (Файез) Саррадж, и глава парламента Акиля Салех, и другие деятели, в том числе руководство государственного совета. Там много структур было создано в соответствии с соглашением, заключенным в Схирате в декабре 2015 года», - отметил глава российского МИД .

 

«Мы всех этапах урегулирования ливийского кризиса, в ходе всех инициатив, которые проявляли в разное время и наши французские коллеги, и итальянцы, и Объединенные Арабские Эмираты, в последнее время Берлинская конференция была созвана – на всех этапах этих событий мы предупреждали о необходимости прежде всего убедить конфликтующие стороны самим договориться о том, на каких условиях они могут решать проблемы своей страны, государственность которой была разрушена, напомню, в 2011 году абсолютно противозаконно агрессией Североатлантического Альянса», - добавил глава МИД.

 

«Отмечу заявление, которое прозвучало на днях, но которое почему-то мало привлекло внимание СМИ – заявление председателя парламента в Тобруке Агила Салеха, который призвал к национальному диалогу, который высказался за то, чтобы этот диалог был нацелен на формирование общеприемлемых органов власти, в которых равномерно обеспечивалось бы присутствие трех ключевых районов Ливии», - сказал Лавров на пресс-конференции.

 


Также отдельно Лавров затронул вопрос о назначении спецпредставителя ООН по Ливии: «Позиция специального представителя генерального секретаря ООН по ливийскому урегулированию остается вакантной уже не один месяц. Гасан Саляме, который вложил много усилий в выполнение своего мандата, но, к сожалению, эти усилия не увенчались успехом, ушел в отставку и уже почти два месяца пост остается вакантным. Я считаю, что для генерального секретаря ООН господина (Антониу) Гуттереша абсолютно необходимо в самое ближайшее время назначить нового специального представителя», - сказал Лавров.

 

Фото: imago images/Xinhua/ТАСС