Мусульмане Вьетнама: кто они и какова их история?

11 апреля

Есть в Хошимине (или Сайгоне, как его ещё называют) построенная в 1935 мечеть. Изначально это здание служило приютом для индийской общины мигрантов, большая часть из которых бежала в Хошимин ещё до воссоединения Вьетнама в 1975 году. Сине-белая цветовая гамма здания навевает ощущение спокойствия, умиротворения каждому, кто едва кинет взгляд на небольшую мечеть. Ты словно моментально удаляешься от оглушающего рёва мотоциклетных двигателей, вырываешься из суеты, царящей ежесекундно в области Донг Хой.

 

Если говорить о появлении мусульман во Вьетнаме, то нужно копать очень глубоко и далеко в прошлое. Историки полагают, что впервые ислам появился здесь ещё задолго до XI века. Такой вывод специалисты сделали после обнаружения куфических надписей на могильном камне, которые датированы 1035 годом. Существуют предположения, что третий халиф Усман ибн Аффан в 650 году отправил во Вьетнам и Китай своё посольство.

 

Истоки ислама во Вьетнаме

 

Потомки самых первых вьетнамских мусульман, как правило, относятся к этнической группе чам, которая преимущественно проживает на юге страны. Однако в следствие изоляции от остального мусульманского мира исповедуемая ими религия смешивается с местными верованиями и ритуалами. К примеру, местные мусульмане обязаны молиться только один раз в неделю – в пятницу, и только священники соблюдают пост во время Рамадана в течение трёх дней.

 

К моменту колонизации Вьетнама французами в XIX веке, в крупных городах Ханоя и Хошимина были популярны разнообразные процветающие сообщества мигрантов малайского, индонезийского, индийского, североафриканского и йеменского происхождения. Однако смена политической ситуации на севере страны привела все эти группы к полному исчезновению с территории Вьетнама. Несмотря на то, что большая часть мигрантов-мусульман покинули страну, их наследие не исчезло с лица земли. Именно благодаря этим народам чамы познали ислам.

 

Мусульмане Вьетнама: кто они и какова их история?

 

Согласно статистическим данным, число мусульман-суннитов на юге страны составляет примерно 20 000 человек, большая часть из которых придерживаются шафиитского мазхаба. Несмотря на популяризацию коммунистической идеологии, большая часть вьетнамцев относит себя к буддистам, гораздо меньше считают себя христианами. Мусульмане же составляют менее 1% от общего населения страны (причём подавляющее большинство из них – представители этнической группы чам, исповедующих местную вариацию ислама).\

 

Если говорить о соседней Камбодже, то она стала настоящим домом для многих чамов. Когда в 1975 году было создано новое социалистическое государство Вьетнам, многие мусульмане-чамы тут же мигрировали в Малайзию и Йемен, опасаясь преследований на религиозной почве. К счастью, этот страх оказался безосновательным, чего нельзя сказать относительно мусульман Камбоджи. Во время Красных Кхмеров (1975-79 года) численность представителей этнической группы чам значительно поредела в следствие религиозной дискриминации. Порядка 500 000 человек были убиты правительственными силами, более 130 мечетей разрушены. Сегодня мы можем наблюдать значительное улучшение ситуации: мечети были восстановлены благодаря поддержке мусульманских государств, а мусульмане-чамы имеют законодательное право исповедовать свою религию, не страшась преследований.

 

Дружелюбие и мир 

 

Исторически сложилось, что на севере Вьетнама количество мусульман было очень небольшим, что остаётся неизменным и сегодня. В Ханое, столице Вьетнама, и по сей день стоит мечеть, которая, правда, требует реставрации. Это белоснежное здание служит местом для пятничной совместной молитвы мусульманских дипломатов и послов, проживающих во Вьетнаме или находящихся здесь по рабочим вопросам.

 

Центральная мечеть Сайгона является одной из двенадцати действующих мечетей города Хошимин. Это, вполне возможно, своеобразная дань уважения как традиционной терпимости буддийского населения Вьетнама, так и непоколебимой вере вьетнамских мусульман.

 

Мусульмане Вьетнама: кто они и какова их история?

 

На улице, которая расположена аккурат напротив центральной мечети, расположено кафе, где можно попробовать халяльные блюда местной кухни. Здесь подаются вьетнамские и малазийские национальные блюда. Разнообразие посетителей говорит нам о том, что Вьетнам открыт для внешнего мира: здесь можно увидеть малазийскую пару, француза марокканского происхождения, американцев, европейцев и австралийцев.

 

Нельзя не отметить радушие и добрососедские отношения среди местного населения. Пока вы будете стоять на улице в ожидании такси, вполне вероятно, что кто-нибудь из местных жителей обязательно подойдёт к вам и попробует научит парочке необходимым фраз на местном языке и обязательно спросит, что вас привело сюда, откуда и куда вы держите путь. Несмотря на то, что социалистические страны, как правило, не одобряют внешние проявления религиозных предпочтений, во Вьетнаме девушка в хиджабе не станет объектом пристального внимания. Скорее, наоборот – местное население обязательно сделает комплимент по поводу внешнего вида. И всё это будет сделано скромно, но очень искренне.

 

Ильмира Гафиятуллина