Пик Едыге и Улытау: удивительные сакральные места Казахстана. Часть 1

27 марта

 

У каждого народа, у жителей любой страны в каждом уголке планеты есть сакральные места, которые занимают особое место в жизни и истории населения. Это могут быть памятники культурного наследия, места, связанные со значимыми политическими событиями, природные ландшафты, религиозные святыни. Именно здесь, в местах силы человек чувствует прилив сил, его душа обновляется, а сердце наполняется покоем. Есть такие сакральные места и в Казахстане. О том, что это за места, чем они известны и как до них добраться, читайте в нашей подборке.

 


Аулиетау (Акмешит)

 

Пик Едыге и Улытау: удивительные сакральные места Казахстана. Часть 1

 

Речь идёт о вершине гор Улытау. «Улытау» с казахского языка переводится как «великая гора», «большая гора». Но поскольку сами эти горы фактически не очень высокие, это название скорее таит в себе именно сакральный смысл, поскольку эти горы «главные почитаемые горы», в которых с древнейших времен были сокрыты святыни кочевников. Именно здесь находятся древние захоронения. По легенде, в этих горах родился Заратустра, а в средневековье здесь были похоронены Жошы хан, Алаша хан, Тохтамыш хан, Едыге и другие выдающиеся предки казахского народа. Эти священные горы – носители этнической памяти и величия. В истории казахского народа и ранеедревних тюрков – эти горы сыграли немаловажную роль. С ними связана и древняя легенда о шести алашских племенах – предполагаемых предках казахов.

 

 

Историю сложения казахской народности и формирования единого казахского народа невозможно отделить от истории этих мест. Эти горы – свидетели и участники всех важнейших этапов истории казахов. Возможно, поэтому народ почтительно назвал их Улытау – «Великие горы». В радиусе 40–60 км от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау –  расположилось 9 ханских ставок. Если углубиться в устное народное творчество местных жителей, то можно узнать о том, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой Западной Сары-Арки, но также её пупом, точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По поверью, вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой.

 

 

Древние жители Улытау сакрализировали это место по определённым причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов. Эта традиция продолжается и по сей день.

 


Пик Едыге

 

Пик Едыге и Улытау: удивительные сакральные места Казахстана. Часть 1

 

Пик Едыге расположен в 35 км западнее от села Улытау. На его вершине находится место захоронения знаменитого хана Золотой Орды Тохтамыша. На вершине священного Улытау предан земле уважаемый Едыге би, чьим именем в последующем стала называться гора. Он являлся современником хана Тохтамыша, правившего в 1380–1395 годах Золотой Ордой, центральными городами считались города Сауран и Сыганак. Объединившись с Тохтамышем, они завоевали земли от Волги и Урала и стали основателями Ногайской Орды. С 1396 года они правили Золотой Ордой и укрепили Ногайскую Орду.

 


В народных сказаниях казахов, каракалпаков и башкиров имя Едыге встречается как имя основателя Ногайской Орды. В «годы смуты» (1410–1412) в Золотой Орде Едыге лишился власти. Она вновь перешла к сыновьям Тохтамыша. В 1419 году под Сарайчиком Едыге был убит сыном Тохтамыша Кадырберды. Тело Едыге похоронили в Улытауских горах, установив над могилой надгробный камень. С тех пор здесь появились места «Гора Едыге», «Могила Едыге». Родина самого Едыге – местность Улытау, а именно Кишитау (Малая гора). Его предназначение – быть предводителем и управленцем – проявилось ещё в юношеском возрасте. Из легенд, которые дошли до нас, можно понять и увидеть его смелость и отвагу, ум и прозорливость. Он не боялся говорить правду хану, являлся поистине вождём, оратором, мудрецом, поэтому о нём всегда говорили как о великом герое. В устном народном творчестве есть такие строки:

 


«Едіге деген ер екен, Елдің қамын жер екен. Ел шетіне жау келсе, мен барайын дер екен» – «Есть такой батыр Едыге, который всегда заботится о своём народе. Если же придет враг, он первым пойдёт защищать свою родину».

 


Под сенью Улытау много веков тому назад разворачивались исторические события, которые в последствии стали поворотными вехами в истории казахского народа: здесь на белой кошме поднимали, согласно традиции, провозглашённых ханов и здесь располагалась сама ханская ставка – Хан ордасы. В Улытау, согласно легенде, нашел землю мечты – Жеруйык – знаменитый сказитель Асан Кайгы. Навечно упокоились в горах Улытау мятежные души правителей Золотой Орды Тохтамыша и Едыге бия, имена и деяния которых упоминаются в эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Узбекистана. Казахам хорошо известны эпические поэмы «Тохтамыш» и «Едиге», входящие в цикл-книгу выдающегося степного певца-сказителя Мурына-жырау (умер в 1949 году) «Сорок батыров Крыма». Русский ученый-этнограф Григорий Потанин, собиравший народные сказания о Едыге, отмечал, что в годы его правления народ жил в благополучии и достатке. По сведениям Алькея Маргулана, многое о Едыге можно узнать из трудов арабского писателя ибн Арабшаха. В частности, о том, что его потомки жили в Кумкенте.

 


Мавзолей Ходжа Ахмед Яссауи

 

 

Пик Едыге и Улытау: удивительные сакральные места Казахстана. Часть 1

 

Ходжа Ахмед Яссауи был великим учёным тюркских народов, поэтом, философом и проповедником, жившим в древнем Туркестане, который в те годы назывался Ясса. В своих проповедях он призывал мусульман к терпению и порицал привязанность к мирским благам.

 


После смерти Яссауи вокруг почитаемого места возник целый ряд построек, связанных с именем просветителя. Сам мавзолей стал архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (монастыря), помещений административного и хозяйственного назначения, и представляет собой величественный ансамбль из дворцов и храмов. Один из самых больших возведён в эпоху тимуридов.

 


Мемориал, ставший местом паломничества ещё в ХII веке, сегодня является одной из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемым храмом Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи особо почитается и считается одним из самых значимых просветителей и приверженцев Ислама.

 


Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясауи (кон. XIV в.) — яркий образец архитектуры тимуридского времени. По своим масштабам мавзолей Ахмеда Яссави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан). Сегодня в Туркестан-Ясси приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравненный шедевр средневековой архитектуры – мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи.

 


Мавзолей Арыстан-Баба, ХII в.

 

Пик Едыге и Улытау: удивительные сакральные места Казахстана. Часть 1

По легендам, прожив сотни лет, Арыстан-Баба изучил основы тридцати трех религий и, признав верным ислам, стал одним из самых верных сподвижников самого пророка Мухаммада. Прославившись смелостью в битвах за веру, он получил свое прозвище — Лев (Арыстан).

 


Направляясь в Туркестан, паломник обязательно сделает крюк через мавзолей учителя и духовного наставника Ахмеда Яссауи Арыстан-Баба. Мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Яссауи религиозного проповедника Арыстанбаба представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.

 


Согласно преданиям, Арыстан-Баба умер и был похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Вероятно, тогда же был заложен мавзолей. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было сооружено новое, которое, как и сайрамские мавзолеи, несколько раз перестраивалось и реставрировалось.

 


Сегодня этот памятник XII-XX вв. является вторым по значимости памятником истории и архитектуры Южного Казахстана после мавзолея Яссауи и одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют Центр паломничества и гостиница. Возле мавзолея находится колодец с очень солёной водой, которая обладает исцеляющими свойствами.

 


Алтын шокы

 

Пик Едыге и Улытау: удивительные сакральные места Казахстана. Часть 1

 

Алтын шокы («Золотая пика») – название горы Улытауского хребта в Карагандинской области, историю которой связывают с Великим Тамерланом (1336–1405). Во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыша Тамерлан приказал установить на пике Алтын шокы огромный каменный памятник. Легенда гласит: в апреле 1391 года во время похода на хана Золотой орды Тохтамыша Тамерлан с 200-тысячным войском остановился у подножия горы Улытау, в самом сердце Сарыарки. Путь войска правителя Мавераннахра шёл через пустыню Бетпак-Дала. А здесь, в поместье хана Жошы, явила взор совершенно другая природа: горный воздух и прохладные реки, сочные пастбища и поля. Понимая, что войску нужно набраться сил, было принято решение на несколько дней остановиться в этой местности. Восхищённый природой Улытауского края, Тамерлан в знак благодарности приказал установить каменный памятник, на котором отмечено, что здесь он останавливался со своим войском.

 


Сведения об этом историческом событии стали известны только шесть веков спустя. Камень, установленный великим правителем Тамерланом, обнаружил в 1935 году известный казахский ученый-геолог, первый академик АН КазССР Каныш Сатпаев во время экспедиции по Центральному Казахстану. Каменное изваяние, представлявшее собой обломок огромной скалы, найдено в местности Акшокы Улытауского района. В 1941 году Сатпаев опубликовал статью «Доисторические памятники в Джезказганском районе», в 1989 году вошедшую в сборник «Избранные статьи о науке и культуре» издательства «Наука».

 

 

В ней отмечено: «По свидетельству Язди, Тимур «взошёл на вершину Улутауских гор и долго наслаждался видом окружающей степи, которая была покрыта прекрасной зеленью от одного конца до другого». Тимур здесь провёл целый день и «приказал войскам принести камни и соорудил здесь большую пирамиду, на которой искусные мастера высекли дату этого счастливого события, чтобы сохранить память о нём на долгие годы». Памятник находится на северо-западных склонах Улытауских гор, в 90 км западнее автомобильной дороги Жезказган – Аркалык и в 80 км западнее села Саят. Высота его – 50 м. Больше всего в Алтын шокы запоминается возвышающаяся на его вершине груда камней, собранных в форме срезанной пирамиды.

 


Тамерлан приказал 200-тысячному войску поднять на вершину горы по одному камню, соорудить плавильную печь, нарубить кустарников у близлежащей реки, разжечь огонь и расплавить метеоритные камни. Всё это было сделано для того, чтобы оставить памятную надпись, которая схожа с современным казахским языком: «Истории семьсот девяностый год Овцы. Летний месяц июль. Султан Турана Темирбек отправляется со своим 200-тысячным войском на войну с ханом Тохтамышем. 


Несмотря на обнаружение этого исторического факта, до сих пор не раскрыт состав материала сделанной надписи. Этот артефакт находится в Санкт-Петербургском музее. Ранее плита находилась над огромной ямой, где была печь для обжига кирпичей. На вершине Алтын шокы установлена точная копия камня с этой надписью эмира.

 


Мечеть Кунанбая  Ускенбаева

 

Пик Едыге и Улытау: удивительные сакральные места Казахстана. Часть 1

 

Мечеть была построена Кунанбаем Ускенбаевым, отцом Абая – главой каркалинских казахов, судьёй и примерным мусульманином. На строительство мечети он выделил свои собственные деньги, как и на постройку медресе, где многие дети смогли бы получить религиозное образование.

 


В 1853 году мечеть была открыта для посещения мусульман, однако в советское время частично была разрушена и применялась не по назначению: одно время здесь даже расположилась конюшня... Сегодня же она отреставрирована и всё также принимает под свой кров верующих.

 

 

Продолжение следует…

 

Ильмира Гафиятуллина