Женский взгляд: как женщины-мусульманки отстаивали свои права столетие назад

17 июля 2019

Хадича Таначева, Салима Якубова, Захида Бурнашева, Ильхамия Туктарова, Шафика Гаспринская – имена этих женщин навеки вписаны в историю мусульманской общины России. Именно они, активные мусульманки, стояли у истоков становления национального женского движения. Именно благодаря их инициативе после Всероссийского съезда мусульманок женщинам разрешили ходить в мечети и получать образования.

 

 

На Первом Всероссийском съезде мусульманок в Казани, прошедшем 24 апреля 1917 года, более 72 участниц, среди которых были и выше названные люди, и ещё около 300 слушательниц подняли вопросы политического и социального неравенства женщин и мужчин. Принятые в результате обсуждений решения были не только беспрецедентны для всего мусульманского мира, но и прогрессивны для европейских государств. Отдельное внимание участницы уделили избирательным правам женщин, равным правам на труд и активному участию в общественной жизни.

 

 

Что представлял собой тот съезд? Это признание места и роли женщины-мусульманки в обществе, ее вклада в развитие культуры. Именно женщины стояли во главе крупных национальных школ, медресе. Они участвовали в журналистской, публицистической деятельности, издавали журналы и газеты на татарском и русском языках (газеты «Ил» и «Кояш», журнал «Сююмбике»), которые освещали ход подготовки и проведения съезда, общественную реакцию на его решения. Появились писатели, поэты, деятели сценического искусства, исполнительницы, вокалистки – все это произошло до революции. Женский съезд был той силой, которая определяла дальнейшие перспективы мусульманских народов России в целом и татар - в частности.

 

Женский взгляд: как женщины-мусульманки отстаивали свои права столетие назад

Всероссийский съезд мусульманок в Казани, 1917 год / arhiv.tatarstan.ru Creative Commons Attribution 4.0 International

 

Первая светская школа для девочек-мусульманок Аитовой

 

Важно отметить, что роль татарских женщин в консолидации женского движения была ключевой. Нельзя переоценить тот непомерный вклад в подготовку съезда и определение его повестки, который внесли преподаватели, среди которых была и Фатиха Аитова, выдающийся просветитель и педагог, руководитель первой светской школы европейского уровня для девочек-мусульманок Казани, которая, к сожалению, просуществовала лишь до 1918 года. Именно она создала в Суконной слободе ремесленную школу для девушек.

 

 

16 августа 1909 года Аитова обращается к директору народных училищ Казанской губернии Пинегину за разрешением открыть «женский мектеб для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте по программе начальных школ». Она получила разрешение, и официально школа открылась 27 августа 1909 года. По большей части средства на содержание учебного заведения шли из кармана Аитовой, небольшая часть денег поступала от родителей учащихся. А уже с 1910 года для школы отпускались деньги в сумме 600 рублей школьной комиссией Казанской городской думы.

 

 

За первый год в школе обучились 85 девушек, жительниц Казани. В дальнейшем их число росло, стали появляться приезжие ученицы. В 1911 году здесь обучалось уже порядка 120 учениц. В 1913-14 годах в школе имелось пять классов. Во всех этих классах были параллельные отделения, на которых обучались 220 учениц.

 

Женский взгляд: как женщины-мусульманки отстаивали свои права столетие назад

Ученицы школы Фатихи Аитовой / Public Domain

 

В этот временной период в учебном заведении Аитовой работали девять преподавательниц: семь по числу классов, учительница русского языка и мастер рукоделия. Русский язык и рукоделие преподавали русские преподавательницы Иевлева и Моисеева. Один из казанских чиновников писал министру внутренних дел 26 ноября 1913 года: «Эта школа является единственной в своём роде как по участию в ней русских преподавательниц наравне с преподавательницами-мусульманками, так и по крайней неопределённости программы преподавания». В этой школе преподавались такие предметы, как вероучение, татарский язык и литература, арифметика, география, история, природоведение, чистописание, рисование, рукоделие и русский язык. Также на русском языке преподавались такие дисциплины, как отечественная история и география Российской империи. Остальные предметы велись только на татарском языке.

 

 

В процессе попыток открытия школы с восьмигодичным обучением, Фатиха обращалась и к попечителю Казанского округа, но безуспешно. Потерпев неудачу в Казани, женщина решает отправиться в Петроград. Уже здесь она принимает решение обратиться за помощью к депутату Государственной думы от Казани октябристу Ивану Годневу. И вот, после длительных бумажных процедур 4 марта 1916 года Фатиха Аитова получает разрешение попечителя «открыть в Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок <…> при непременном соблюдении нижеследующих условий: чтобы в учебном заведении применялись только те учебные руководства, которые допущены министерством народного просвещения и духовным начальством по принадлежности, чтобы преподаватели избирались из лиц правоспособных, чтобы в число предметов, преподаваемых в проектируемом учебном заведении, было введено изучение русской словесности».

 

 

Торжественное открытие татарской женской гимназии состоялось чуть позже, 29 октября 1916 года, где присутствовали представители местной администрации, губернатор Боярский, городской голова Боронин, попечитель Казанского учебного округа Ломиковский, директор народных училищ Васильев, председатель городской училищной комиссии Грауерт, чиновники учебного округа, члены училищной комиссии.

 

 

«Мулла-абыстай» Мухлиса Буби и её усилия по просвещению

 

 

Особое внимание привлекает личность Мухлисы Буби – первой женщины-казыя. Делом всей жизни Мухлисы абыстай было обучение и воспитание девочек, создание для этой цели образовательно-просветительского комплекса на базе старого медресе Буби для воспитания и обучения юношества. Семья Буби создала целый комплекс учебных заведений, куда вошли мужское медресе с восьмилетним курсом обучения, восьмилетнее женское медресе и четырехлетняя начальная школа. Стоит отметить, что это стало первым для татарского народа местом, где можно было получить среднее светское образование на родном языке. Здесь же готовили учителей и учительниц для новометодных татарских школ.

 

 

Мухлиса также занималась изучением богословских наук по программе мужского медресе под руководством братьев. К 1905 году она стала высокообразованной женщиной, хорошо знавшей исламское вероучение. Братья полностью поручили сестре руководство дарельмугаллиматом (женской учительской семинарией). Признанием авторитета Мухлисы как руководителя медресе и ученого-богослова стало то, что её начали называть «мулла-абыстай».

 

 

Женский взгляд: как женщины-мусульманки отстаивали свои права столетие назад

Мухлиса Буби / islam-today.ru

 

Что касается учебной программы медресе, то в число основных предметов вошли вероучение (включая основы мусульманского права), татарский язык и литература, русский язык и литература, математика. Помимо этого, преподавались такие дисциплины, как арабский язык, география, естествознание, педагогика и методика, каллиграфия, рисование, домоводство, рукоделие.

 

 

В 1905-1908 годы при школе начинают открываться педагогические училища, разрешают принимать экзамены и выдавать свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Безусловно, эти свидетельства были официальным документом, признаваемым административными органами России.

 

 

В 1914 году открывается другое женское медресе, а параллельно получается разрешение на открытие женской учительской семинарии. Мухлиса Буби стала во главе этой семинарии, и в этой должности встретила своё избрание на пост кади духовного управления мусульман.

 

 

Современники описывали её как начитанную женщину, прекрасно владевшую, помимо татарского, арабским и фарси. Она завоевала большое уважение в округе. Мухлиса Буби активно включилась в работу ЦДУМ, в её ведение определили дела, касающиеся семейных разбирательств. В это же время центральное бюро мусульманок развернуло активную деятельность по созданию женских комитетов. Их появление происходило неравномерно. В европейской части и в Сибири новые женские комитеты возникли во многих селах, на Кавказе и в Средней Азии только в некоторых городах. Комитеты мусульманок рассылали лекторш и иногда лекторов с лекциями и разъяснениями решений московского общемусульманского съезда по деревням, налаживали выпуск листовок и сбор средств.

 

 

Женский взгляд: как женщины-мусульманки отстаивали свои права столетие назад

Всероссийский съезд мусульманок в Казани, 1917 год / arhiv.tatarstan.ru Creative Commons Attribution 4.0 International

 

Главной идеей всей её работы на благо российской мусульманской уммы было убеждение, что мусульманские женщины могут и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и не нарушая заветов ислама. Об этом она говорила и в одной из своих статей – «Женщина в мире ислама»: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями».

 

 

Если мы заговорили об учебных заведениях того времени, то нельзя упустить из виду и школу Лябибы Хусаиновой, которая была второй, после школы Буби, крупной средней женской школой в дореволюционный период. Это было признано и Советским правительством, приравнявшим её к средним учебным заведениям. Лицам, окончившим эту школу, постановлением ЦИК И СНК СССР о введении персональных званий для учителей от 10 апреля 1936 года было присвоено звание учителя начальной школы.

 

 

Помимо собственной школы, Лябиба также организовала своеобразные курсы повышения квалификации для своих учительниц. Занятия проводились учителями медресе «Мухаммадия» в помещении школы Лябибы вечерами. Работа курсов держалась в большой тайне как от учебного начальства, так и от татарского населения, поскольку обнаружение курсов грозило бы школе неприятностями. Старшие ученицы, собравшиеся посвятить себя в дальнейшем педагогической деятельности, проходили педагогическую практику в младших классах.

 

 

Биография Лябибы Хусаиновой очень интересна и многообразна. Но хочется отметить один интересный факт, который наиболее ярко подчёркивает её уровень образования и мысли. В феврале 1911 года Лябиба получила удостоверение Оренбургского Духовного собрания, которое давало право на преподавание в татарской женской школе. Это было сделано в целях сохранения школы: с 1910 года начали закрываться все новометодные школы, не имевшие особого разрешения от учебного начальства. А разрешение давалось лишь лицам, имевшим хотя бы удостоверение Духовного собрания. Такие удостоверения обычно давались мужчинам, окончившим медресе. Лябиба Хусаинова была одной из немногих женщин, получивших его.

 

 

Сара Шакулова во главе профессионально-технического образования для девушек

 

 

Не менее интересна деятельность и другой участницы Всероссийского съезда мусульманок – Сары Шакуловой. Всю жизнь она проработала в сфере народного образования: преподавала математику в Зарайском реальном училище Рязанской губернии (1915-1916), Казанском городском женском коммерческом училище Эккерт (1916-1919), татарской школе для девочек Фатихи Аитовой и женской школе Лябибы Хусаиновой. В 1919-1923 годах она была заместителем народного комиссара просвещения и заведующей главным управлением профессионально-технического образования Башкирской АССР. «Шакулова положила много труда и энергии по поднятию культурного уровня трудящихся Башкирии, в особенности по линии профтехнического образования... При её непосредственном и активном участии были организованы несколько профтехнических учебных заведений (сельскохозяйственные, педагогические, курсы по ремонту сельскохозяйственных машин и прочие)», – можно найти в тексте одной из характеристик.

 

 

Шафика Гаспринская о гармонии светского и религиозного

 

 

В 1906 году лицей заканчивает ещё одна тогда молодая девушка, которой суждено было внести свою лепту в развитие женского образования. Речь идёт о Шафике Гаспринской. В тот же год, сразу после выпуска Шафика становится заведующей редакцией первого в мусульманском мире женского журнала «Алем-и-нисван» («Женский мир»), который сначала был приложением к «Терджиману». «Женский мир» представлял собой специальный еженедельный научно-литературный журнал, который своей целью видел духовное развитие и образование женщин того времени. Программа журнала для крымских мусульманок была утверждена в Санкт-Петербурге и включала в себя такие вопросы, как правительственные распоряжения и законы, касающиеся женщин, практические советы по хозяйству, семейной и детской гигиене, проблемы домашней работы: рукоделие, ткачество, шелководство, рассказы о жизни женщин в разных странах, биографии и портреты выдающихся женщин мира, рассказы, письма читателей, научные открытия, изобретения, новости литературы, объявления и реклама.

 

 

Женский взгляд: как женщины-мусульманки отстаивали свои права столетие назад

Шафика Гаспринская / Public Domain

 

Именно она предложила программу действий для улучшения социально-экономического и общественного положения женщин, которая состояла из 14 пунктов. Шафика ханум говорила о необходимости оставить далеко в прошлом те обычаи, которые своим существованием являются зримым примером унижения чести и достоинства женщины. Также она ратовала за запрет выдачи замуж девочек, не достигших возраста 16 лет. Открыть больницы, дошкольные учреждения, школы для девочек – об этом не уставала говорить Шафика Гаспринская. Во многом благодаря её неустанной работе было принято решение о создании Крымского Центрального Мусульманского женского комитета и сформулированы основные цели его деятельности, включающие, к примеру, признание за женщинами-мусульманками всех прав человека, широкая пропаганда демократических идей, распространение  знаний необходимых для участия в общественной и политической жизни, приобщение возможно большого числа мусульманок к сознательному требованию и осуществлению прав как в семейной, так и в общественной и политической жизни, охрана прав женщин, культурно-просветительская деятельность среди широких слоев населения.

 

 

«Женщины, участвующие в движении, должны быть высокообразованными, толерантными, иметь сердце, полное любви к родной земле и своему народу», - отмечала в своих выступлениях Гаспринская.

 

 

Что касается работы комитета, то все их силы были направлены на введение охраны материнства и детства, содействие вхождению мусульманок во все области общественной и служебной деятельности, на проведение различных мероприятий. В середине августа 1917 года в Крыму проходит трехдневный региональный женский конгресс, на котором основной доклад прочитала Шафика Гаспринская и напомнила о необходимости изучения собственных прав в исламе, чтобы успешно и как можно скорее победить дискриминацию. А уже в ноябре она была избрана делегатом I Курултая крымскотатарского народа от евпаторийского уезда.

 

 

«Женщины должны принять активное участие в выборах делегатов Курултая и его работе. Ради завтрашнего дня мы должны работать сегодня», - подчеркнула она в своём обращении к коллегам.  

 

 

Ильмира Гафиятуллина