Фильмы о важном: чему посвящен приз Группы стратегического видения "Россия - Исламский мир" в рамках Казанского фестиваля мусульманского кино?

30 апреля

Вот уже в третий раз в рамках полюбившегося и местным зрителям, и ценителям кинематографа даже с самых отдалённых уголков планеты, Казанского международного фестиваля мусульманского кино учреждается специальный приз внеконкурсной номинации «Россия – исламский мир». Приз этот был учреждён группой стратегического видения «Россия – исламский мир» и несёт в себе особый смысл и ценность.

 

Идея приза

 

Если говорить о самой номинации, то в результате специально отобранного жюри приз и денежное поощрение получит та картина, которая отвечает концепции работы Группы. Здесь представлены фильмы из тех стран, которые входят в Организацию исламского сотрудничества. Картины в этой программе мало уступают конкурсным кинолентам, зачастую обходя основных номинантов по всем показателям. Стоит отметить, что участниками этой номинации могли стать лишь те картины, которые были выпущены непосредственно в тех странах, которые входят в Организацию исламского сотрудничества.

 

По словам заместителя председателя ГСВ «Россия – исламский мир» Фарита Мухаметшина, в этих картинах речь идёт о таких человеческих ценностях, как миролюбие, стабильность, защита и сохранение многовековых и богатых традиций, профилактики экстремистских проявлений.

 

 

 

Фильмы о важном: чему посвящен приз Группы стратегического видения

 

- Когда мы учреждали эту премию, то рассчитывали, что найдётся та работа, тот фильм, который будет отвечать всем выше названным мною требованиям. В работах молодых, начинающих и уже популярных кинематографистов мы видим, как открыто они заявляют о проблемах, показывают своё видение современной мировой ситуации. Особенно это касается духовности, сохранения национальных традиций в условиях повсеместной глобализации. В своих работах режиссёры говорят о проблемах родных стран, своих народов. Это очень важно, поскольку, обсуждая это, рассматривая всё в совокупности, мы начинаем понимать через кино проблемы других стран, иных этносов. Все эти проблемы очень похожи, вне зависимости от сферы деятельности – будь то образование, наука, культура или социальная жизнь.

 

Какие фильмы представлены в 2019 году?

 

Уже сегодня - 30 апреля - станет известен победитель в специальной внеконкурсной номинации, а пока что мы предлагаем вам вспомнить, что за работы были представлены в этом направлении и попытаться угадать, кому отдаст предпочтение компетентное жюри.

 

«Дятел» - именно так называется картина Бехруза Шоайби, который представляет Иран. В своей работе за основу режиссёр взял историю мужчины средних лет Рузбэ. У него есть жена Нилюфар и маленькая 6-летняя дочь Голи. Казалось бы, ничего не предвещает трагедии, но тут в мирный уклад жизни неожиданно врывается бывшая жена главного героя – наркозависимая и психически нездоровая Махса, которая подаёт в суд на Рузбэ, обвиняя его в домогательствах. Семейную идиллию окончательно разрушает твёрдая уверенность Махсы в том, что именно она является настоящей матерью малышки, несмотря на протесты родителей.

 

Не менее интересна и драматична другая иранская картина – «Волосы», режиссёром которой выступил Махмуд Гаффари, для которого эта работа стала второй в его послужном списке. На Чемпионат мира в Германию приглашены три иранские девушки из национальной команды по каратэ. Спортсменки с волнением готовятся к поездке, но узнают, что местные власти не видели проблем в их поездке аккурат до той минуты, пока они носили хиджаб, закрывающий полностью и волосы, и шею. Девушкам отказывают в их праве выступать на Чемпионате в балаклавах, оставляя единственный выбор – повязать платок. Что же важнее: правила государства или мечта стать чемпионом мира и достойно представить свой народ?! А что бы выбрали вы?

 

Фильмы о важном: чему посвящен приз Группы стратегического видения

 

Впервые за многие годы на фестивале была показана картина из Йемена. Работа «10 дней до свадьбы» режиссёра Амра Гамала стала первым йеменским коммерческим фильмом, который в 2018 году был показан в местных кинотеатрах. Немалый восторг и бурю обсуждений картина вызвала и зрительском зале в Казани. Фильм «10 дней до свадьбы» – это гибрид романтической комедии и мелодрамы с оглядкой на индийский кинематограф. Пока жизнь в недавно освобождённом городе Аден медленно возвращается в привычное будничное русло, на пути молодой пары возникает ряд комических препятствий. Свадьба чуть было не расстраивается из-за набора глупостей. И всё это происходит на фоне реальных проблем – каждая преграда прямо или косвенно, но связана с последствиями войны 2015 года в Адене. Каждая минута фильма пронизана ощущением присутствия беды, но особого трагизма не найти.

 

Проблему миграции поднимает в своей работе «Перекрёсток: Один, два, Джага» малазийский режиссёр Намрон (Nam Ron). Сюжет картины разворачивается на окраинах и в окрестностях Куала-Лумпура, где несколько человек, попавшие в непростую ситуацию абсолютного безденежья, пытаются не просто выжить, но и наладить собственную жизнь, помочь родным и близким. Но вот в жизни главных героев, чьи судьбы связаны невидимой нитью, появляется честный полицейский, который пытается всех наставить на путь истинный, который силится не потерять лицо, не замарать свою честь в окружающем его мире полнейшего взяточничества, беспрецедентной коррупции на самых высших уровнях, когда каждый говорит, что лишь только закрыв глаза на мелкие преступления, ты можешь выжить в этом сумасшедшем и жадном до денег мире. Но именно пуля, выпущенная из его табельного оружия, не находит свою цель, а попадает в юного парня, оказавшегося не в том месте не в то время. Детская смерть, какой бы ужасной она не была, тем не менее становится той самой необходимой ниточкой, потянув за которую местная прокуратура распутывает целый клубок преступлений различных уровней, который приводит прямиком к начальнику полиции. Казалось бы – столько смертей, столько сломанных судеб – оборвавшая жизнь мальчика, безутешный отец, гибель нелегалов в перестрелке, но справедливость восторжествовала. Пусть и такой ценой, но стоило ли оно того?!

 

Фильмы о важном: чему посвящен приз Группы стратегического видения

 

Кинематограф Средней Азии представлен сразу тремя картинами. Режиссёр из Казахстана Фархат Шарипов в своей картине «Тренинг личностного роста» показывает зрителю рутинную жизнь разведённого рядового банковского работника Каната, который живёт вместе с мамой, страдающей болезнью Альцгеймера. Но его «день сурка» распадается в пух и прах с появлением бывшего сокурсника – «большого человека» Данияра. Вместе с повышением по службе, «прелестями» богатой жизни Данияр привносит в будни друга и разврат. Автор очень ярко показал, как в одном человеке может существовать тяга к чему-то высокому, одухотворённому вместе с низменными потребностями (герой то призывает Каната обязательно начать ходить в мечеть и делится тем, какое очищение постиг его организм и душа после месячного поста в прошлом году, то рассказывает о том, как «правильно» относиться к женщине и не видит ничего зазорного в регулярных беспорядочных половых связах). Ещё больше нагнетает обстановку и увеличивает диссонанс звучащий из астанинской мечети азан, люди, спешащие на молитву, а на переднем плане – предание низменным страстям и попытки оправдать своё регулярное падение. Перед главным героем Канатом встаёт резонный вопрос, на который он может ответить только сам – что важнее: чистая совесть в однокомнатной хрущёвке или же замаранная донельзя душа, но зато в шикарных хоромах с панорамным видом?!

 

Кыргызстан в этой секции представлен работой «Мунабия» режиссёра Таалайбека Кулмендеева. Это история благородной женщины, которая за всю свою жизнь так и не познала материнского счастья. Мунабия – это сильный образ красивой, независимой и мудрой женщины, на долю которой выпало немало испытаний, унижений, оскорблений. Мало кто может сохранить честь и достоинство в условиях тотальной жестокости общества. «Мунабия» - это история любви кыргызских Ромео и Джульетты. Стоит отметить, что в прошлом году этот фильм получил главный приз фестиваля в Анапе, а новелла, по которой и была снята картина, получила награду как «Лучшее произведение года» в конце 70-ых годов прошлого века.

 

Ещё одна картина, нашедшая свой отклик в сердце каждого зрителя, увидевшего её на большом экране, вызвавшая град слёз не только у соотечественников, но у всех тех, чьи родные и близкие прошли все ужасы Великой Отечественной войны, - работа Зульфикара Мусакова «Берлин – Аккурган», которая отражает события войны и мужество узбекского народа. Режиссёр смог раскрыть тонкости не только исторических событий, но и таких личностей, как Сталин, Черчилль, Гитлер, Рузвельт, показав результаты их решений не только во внутренней политике, но и во внешних отношениях между странами. Первые кадры, которые видит зритель, - пожилые муж и жена ждут в гости своих внуков и правнуков. В их глазах видна безграничная любовь друг к другу, прожитые страдания, горечи, боли и невзгоды. Финал вновь возвращает нас к пониманию, что есть что-то выше и важнее, чем все эти политические игры мировых лидеров, деления по национальному и религиозному признаку. И это что-то – любовь. Любовь безграничная, безусловная, несмотря на преграды, осуждения общества, страх смерти и проклятия. Не зря бабай в финальных кадрах вспоминает, что хотел сказать своей жене и кричит это на весь двор: «Я понял, что всё ещё люблю тебя. Люблю тебя, Гульшода! И всю жизнь любил!».

 

Фильмы о важном: чему посвящен приз Группы стратегического видения

 


Через все 100 минут сквозной нитью проходят судьбы двух главных героев – узбекской пары, которых мы видим в конце и в начале фильма. Это рядовой житель кишлака Казыбек и дочь врага народа Гульшода. Мы видим, как, несмотря на приказ свыше оставить неугодных людей вне общества, местные жители принимают их как родных, помогают, заботятся и окружают вниманием. Здесь же демонстрируется безусловная, на уровне инстинктов, материнская любовь к своему дитя, когда мать, предчувствуя, что их отправят в ещё более жёсткую ссылку, заставляет дочь спастись бегством, укрывает её.
Режиссёр показывает и историю одной еврейской семьи, непростую проблему выбора между дружбой и собственной жизнью. Через диалоги Сталина со своими подчинёнными демонстрируется непростой выбор, который должен предпринимать лидер целой страны, чтобы сохранить жизнь многим, не дать уничтожить врагу свою Родину. Можем наблюдать мы и кардинальную трансформацию маленького немецкого мальчика, дружившего на протяжении всей своей жизни с еврейской девочкой, а потом расстрелявшего его вместе со всей её семьёй в Польше без тени сомнения на лице и боли в сердце…

 

Особое место в этой номинации занимает африканский кинематограф, который, пожалуй, впервые так широко и разнообразно представлен на Фестивале. Картина «Племя акаши» режиссёра Хаджужа Кука – это молодёжная комедия, описывающая истории из жизни партизан во время войны на юге Судана. Племя борется за создание независимого государства. Весь сюжет завязан на главном герое, который, уйдя в самоволку, оставляет у своей возлюбленной боевое оружие (АК-47).

 

Аднан – герой революционной войны, чьей любви к бою и к АК-47 противостоят только его чувства к давней возлюбленной Лине. Опоздав на службу, главный герой попадает в руки охраны и предпринимает попытки к бегству, в следствие чего присоединяется к новоиспечённому другу Абси. Вместе два абсолютно разных по характеру друга придумывают различные способы воссоединения Аднана с оружием, ласково прозванным Нэнси, и Линой. В череде непростых, но интересных, полных необычайных приключений событий юноша познаёт жизнь и любовь в удерживаемых повстанцами районах Судана. Здесь и сцены переодевания в женскую одежду, и любовные похождения, в ходе которых главный герой всё-таки приходит к пониманию истинной любви, и смена трусости и случайного геройства на вполне осознанный героизм и желание защитить свою Родину, любимую женщину и народ.

 

Фильмы о важном: чему посвящен приз Группы стратегического видения

 

Совместная работа Португалии и Мозамбика «Мабата Бата» (режиссёр С. де Карвальо) стала экранизацией рассказа известного писателя Миа Коуту. Азария – молодой пастух, сирота, который пасёт стадо быков, среди которых есть и Мабата Бата. Быки – традиционное приданное, которое дядя главного героя Рауль должен заплатить семье невесты перед предстоящей свадьбой. Азария мечтает быть обыкновенным ребёнком, ходить в школу, бегать с такими же, как он, мальчишками. Однажды, когда Азария находится на пастбище, Мабата Бата подрывается на мине, оставшейся после гражданской войны в стране. Парень боится расправы дяди и решает спрятаться в их старом доме. Когда же родные приходят его вернуть домой, обещая отпускать в школу, то мальчки, выходя из укрытия, подрывается на такой же мине…
Трогательная история, оставляющая, несмотря на трагический сюжет, какое-то светлое послевкусие. Работа получилась очень колоритной. Отдельно стоит отметить прекрасную операторскую работу, продемонстрировавшую нам не только красоту африканского пейзажа, но и яркость традиционной одежды и обычаев местных племён. Всё действие разворачивается в одном из языческих племён (к слову, в Мозамбике порядка 20% населения исповедуют ислам). Это притчевая история о том, какие незаживающие раны в Африке оставили гражданские войны. Здесь есть и вера в духов, в колдовство, что органично встраивается в систему исламского мировоззрения (за исключением кочевых племён и стран, где исконно проживают арабы). Таким образом, мы видим, что духовная составляющая исламской религии местный народ интересует меньше, чем конкретные законы и ограничения.

 

Замыкает внеконкурсную номинацию «Россия – исламский мир» египетская картина Дины Абд Эльсалам «Местека и Рехам», в которой повествуется о жизни пожилой мусульманки Местеки и вдвовца христианина Рехана, которые живут по соседству. Оба страдают от старческих болезней, а Рехан и во все недавно получил результаты компьютерной томографии. У занятых детей нет времени навещать своих престарелых родителей. Местека и Рехан на столько привыкли к монотонности, одиночеству и боли, что исходя из этих чувств и строят свою дальнейшую жизнь. Но это лишь до тех пор, пока в их жизнь не вторгается его величество случай и не переворачивает их жизнь, превращая трагедию в комедию, даря двум пожилым людям новую жизнь.

 

Ильмира Гафиятуллина