Абу Зайд аль-Балхи - ученый, предвосхитивший достижения современной психологии

10 июля

Абу Зайд аль-Балхи – мусульманский эрудит, живший в IX веке. Его труды касались абсолютно разных научных сфер – география, медицина, философия, теология, политика, поэзия, этика, социология, грамматика, литература и астрономия.

 

Родился он в 849 году н. э. в персидской деревне Шамиситиян, в провинции Балх (откуда он и получил приставку к своему имени), которая ныне является частью современного Афганистана. За годы своей жизни из-под его пера вышло порядка 60 книг и рукописей. К сожалению, большинство документов, написанных им, были утеряны с течением времени. Дошедшие до нас работы посвящены душевному состоянию человека и развитию «Балхской школы» земного картографирования, что ярко демонстрирует нам интеллектуальное мастерство учёного.

 

Абу Зайд аль-Балхи - ученый, предвосхитивший достижения современной психологии

Абу Зайд аль-Балхи / Creative Commons

 

Аль-Балхи начальное образование получил от отца. Став чуть старше, со рвением приступил к изучению научных и художественных отраслей знаний того времени. Люди, знавшие его, описывали учёного как застенчивого и склонного к размышлениям человека.

 

Абу Зайд аль-Балхи - ученый, предвосхитивший достижения современной психологии

Карта, составленная аль-Балхи /  Muslim heritage

 

Пища для тела и души

 

Самой известной работой Аль-Балхи является «Пища для тел и души» («Масалих Аль-абдан ва аль-Анфус»). В объёмной рукописи Аль-Балхи сначала касается вопросов физического здоровья, а потом, во второй части работы, погружается в область душевного состояния человека. Следует отметить, что разум или душа человека во многом описана им с психологической точки зрения. Примечательно, что для светского ума душу можно уподобить психике, поэтому особый интерес в современном мире вызывает именно второй раздел этой работы. Это вызвано проницательными сведениями, указанными автором в труде. «Если нафс (психика человека) заболевает, его тело также не находит ни в чём радости, наоборот, оно страдает и болеет».

 

Нормализация психологических заболеваний и страданий

 

Одной из основных первоначальных целей для современных психологов является нормализация болезни. Даже в наиболее развитых частях мира стигматизация и стыд часто сопровождают психологические заболевания, аспекты которых всё ещё рассматриваются как табу, а обращение к врачу-психиатру или психологу – признаком ненормальности и сумасшествия. Психологическое заболевание может рассматриваться как постыдная вещь, обрушившаяся на семью в наказание за их грехи или в результате слабости веры домочадцев. Процесс нормализации болезни важен в терапии, поскольку большинство из тех, кто испытывает психологическое заболевание, считают себя ненормальными, необычными и совершенно неестественными. Нормализуя болезнь, клиент может перестать навешивать на себя подобные ярлыки и станет более уверенным в себе. Более тысячелетия назад Аль-Балхи писал труды, чтобы помочь нормализовать психологические страдания своих читателей.

 

Абу Зайд аль-Балхи - ученый, предвосхитивший достижения современной психологии

Photo by Hal Gatewood on Unsplash

 

Связь Разума и Тела

 

Аль-Балхи в своих трудах указывал на связь между умом и телом, делая акцент на том, что здоровье одной из компонент имеет сильное влияние на другую: «Когда тело заболевает, оно будет препятствовать обучению (и другой умственной деятельности) или выполнению обязанностей надлежащим образом. И когда душа будет страдать, тело потеряет свою естественную способность наслаждаться удовольствиями и обнаружит, что его жизнь становится несчастной и беспокойной». Учёный также признаёт реальность психосоматического заболевания (т.е. болезней тела, вызванных тяжелым душевным состоянием – беспокойством, депрессией и т.п.): «психологическая боль может привести к телесному заболеванию». Гораздо позже эта мысль обретёт второе дыхание в работах персидского врача Хали Аббаса. Однако на Западе эта идея распространится лишь благодаря Зигмунду Фрейду на рубеже XIX-XX столетий.

 

Когнитивная терапия

 

Пожалуй, самым новаторским методом Аль-Балхи является использование им ранней, новаторской формы когнитивной терапии (методика, призванная научить человека правильно мыслить и избавляться от негативных мыслей). На протяжении всего своего исследовательского пути он выступает за использование разговорной терапии, используемой для изменения мыслей человека и, следовательно, приводящей к желаемым улучшениям в его поведении. Предписанное им лечение депрессии перекликается с идеями психотерапии: он описывает использование «нежного ободряющего разговора, который возвращает некоторое счастье». При этом Аль-Балхи также придерживается мнения, что музыкальная терапия оказывает положительное влияние на человека.

 

Абу Зайд аль-Балхи - ученый, предвосхитивший достижения современной психологии

Photo by Alex Iby on Unsplash

 

Для лечения встревоженного или испуганного чем-то человека Аль-Балхи предлагает использовать позитивное самоуспокоение (наподобие современного аутотренинга), которое поможет ему преодолеть свой страх. В тексте он также настоятельно рекомендует обсуждать свои проблемы с надёжным другом или доверенным лицом. Стоит отметить, что хотя сам автор допускает мысли о том, что навязчивые мысли могут внушаться человеку от шайтана, однако, его советы ориентированы на мирские способы решения проблемы. Важно отметить, что, по его мнению, необходимо обратиться к когнитивному решению, даже если беспокойство, депрессия или иное навязчивое состояние вызвано дьяволом.

 

Точность описаний

 

Депрессия была известна и описана греками задолго до появления на свет Аль-Балхи. Что впечатляет в описаниях мусульманского учёного, так это то, что он, по-видимому, оказался первым, кто смог отличить депрессию, вызванную экологическими или косвенными факторами, от депрессии, являющейся результатом внутренних биохимических факторов или того, что можно было бы назвать в наше время органической депрессией.

 

Что касается обсессивной компульсивности, описательные критерии Аль-Балхи согласуются с диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам, Библией психиатрических и психологических заболеваний. DSM-V описывает навязчивые идеи как «повторяющиеся и постоянные мысли, побуждения или импульсы, которые переживаются в какой-то момент во время нарушения, как навязчивые и нежелательные, и которые у большинства людей вызывают заметную тревогу или дистресс». Это очень похоже на описания Аль-Балхи: «раздражающие мысли, которые не реальны. Эти мысли мешают наслаждаться жизнью и выполнять повседневные дела. Они влияют на концентрацию и мешают умению выполнять различные задания. Страдающие люди становятся озабоченными страшными мыслями и ожидают этих событий в любое время». Существует также абсолютная общность между двумя текстами в описании попыток страдающего человека подавить нежелательные навязчивые идеи: DSM-V упоминает их попытки «игнорировать или подавлять такие мысли, побуждения или образы». В тексте Аль-Балхи говорится о том, что человек не может «использовать свои умственные способности, чтобы иметь дело с чем-либо ещё, и был бы слишком занят воображаемой неминуемой опасностью, чтобы наслаждаться любыми удовольствиями или концентрироваться на том, что ему говорят, или общаться с другими. Всякий раз, когда он пытается отпустить и общаться, тревожные мысли будут тут как тут, чтобы контролировать его ум».

 

Абу Зайд аль-Балхи - ученый, предвосхитивший достижения современной психологии

Мечеть Шейха Лотфуллаха в Исфахане, Иран / Creative Commons

 

Вывод

 

Работа Аль-Балхи, несомненно, на века опережает свое время. Его подробное описание навязчивого состояния, разграничение нескольких видов депрессии, признание взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека доказывают, что у него было впечатляющее понимание психологии человека.

 

Те, кто ознакомился хотя бы с одной работой учёного, с готовностью подтвердят, что Аль-Балхи смог установить баланс между духовным и материальным. Вместо того, чтобы в качестве единственного объяснения душевного расстройства говорить о вмешательстве дьявола, джиннов, грехов, слабости веры, он прибегает к языку науки, не отрицая, однако, возможности влияния духовной реальности на психологическое состояние человека. Этот баланс, кажется, ускользает от современных психологов, которые в попытке достичь научной строгости, полностью отвергают духовные и нематериальные вопросы. Хотя работа Аль-Балхи содержит некоторые слова и идеи, которые, возможно, окажутся далёкими для современного читателя, важно изучать текст с учётом его контекста.

 

Самый важный урок, который следует извлечь из работы Аль-Балхи, - это союз религиозных и светских воззрений, исследований. Стремясь овладеть обоими, он создал синтез, гармонию – то, что многие считают сегодня невозможным вследствие ложной дихотомии между религией и наукой.

 

Ильмира Гафиятуллина