En Ar

В Болгаре обсудили вопросы сохранения и популяризации богословского наследия мусульман России

08 ноября



Какой вклад внесло искусство в распространение ислама? Какое наследие потомкам оставили после себя татарские богословы? Каким должен быть диалог между представителями различных конфессий и национальностей в современном мире? Эти вопросы стали во главу угла III Международного форума «Богословское наследие мусульман России», который прошёл в стенах Болгарской исламской академии.


Организатором форума выступила Академия при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. В этом году мероприятие представлено двумя конференциями – V Международные Болгарские чтения «Наследие мусульманских богословов России: вопросы сохранения и изучения» и III Международная студенческая научно-практическая конференция «Формирование гражданской идентичности мусульманской молодёжи в России и за рубежом».


Форум – площадка для обсуждения актуальных вопросов


В мероприятии приняли участие более 200 человек из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди участников – представители государственных органов, ведущие российские и зарубежные учёные-богословы, исламоведы, имамы, общественные деятели, преподаватели вузов, студенты, представители СМИ. Форум, по словам организаторов, направлен на объединение усилий представителей научного и экспертного сообщества, духовных лидеров, руководителей вузов в решении актуальных проблем, вопросов межнационального мира и согласия и развития современной богословской школы.


В своём обращении к участникам форума, прошедшего в режиме онлайн и офлайн, ректор Болгарской исламской академии Айнур Тимерханов отметил, что форум – уникальная площадка, на базе которой вырабатывается уникальный опыт взаимодействия представителей разных народов, различных социальных, профессиональных, конфессиональных сообществ и органов государственной власти.


«С 2019 года на площадках Форума побывало более 600 человек из 40 регионов РФ и 20 стран мира. Радует, что для участия в нынешний форум подано более 300 заявок из России и зарубежных стран. Таким образом, Форум стал своего рода визитной карточкой Болгарской исламской академии, местом притяжения многочисленных учёных и специалистов», — отметил Тимерханов. Ректор также высказал уверенность в том, что мероприятие может стать площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития религиозного образования, вопросов сохранения и преумножения отечественного общероссийского богословского наследия, которое формировалось веками и стало фундаментом для духовного возрождения всех народов страны.


«Академией уделяется большое внимание вопросам  возрождения и развития отечественного богословского наследия –  реализуется проект «Центр исламского наследия», ориентированный на изучение и введение в научный оборот и популяризацию трудов видных отечественных богословов,  которые оказали значительное влияние на развитие интеллектуальной мысли всего мусульманского мира. Так, в июле 2021 г. при Центре заработала в полную силу Лаборатория реставрации и оцифровки старинных рукописей и старопечатных изданий. Тем самым мы обеспечили полный цикл работы с рукописями, начиная с их поиска, нахождения, приобретения, реставрации, оцифровки и заканчивая введением в научный оборот через подготовку и защиту магистерских и докторских диссертаций и самостоятельных научных проектов», – подытожил свой доклад ректор Академии.


«В последние годы много говорилось о сложности роста богословия в России»


Как отметил в своём приветствии начальник управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Альберт Дирзизов, необходимость обсуждений перспектив развития мусульманской мысли не вызывает сомнений. «В последние годы много говорилось о сложности роста богословия в России. Во многих мусульманских регионах ощущается недостаток квалифицированных кадров мусульманском образовании. Сегодня мы понимаем, что религиозная идеология должна основываться не только на религиозных догматах и священном писании, но и включать в себя достижения светской науки. Отдельное значение в этом направлении имеют информационные технологии. Одним из результатов сочетания религии, науки и технологии стало появление нового издания казанского Корана, подготовленного специалистами ДУМ РТ. Несколько дней назад был презентован специально разработанный компьютерный шрифт «Казан басма». Это знаковое событие, так как именно чтение Корана пробуждает у людей желание узнать его суть, найти ответы на злободневные вопросы, служит источником развития мусульманской мысли», - подчеркнул Дирзизов.


В Республике Татарстан, по мнению спикера, важное значение уделяется гармонизации этнокультурной и гражданской идентичности. Есть понимание важности сочетания религиозной и этнонациональной идентичности, на что указывает концепция «Ислам и татарский мир», подытожил Дирзизов.


В свою очередь главный федеральный инспектор по Республике Татарстан Виктор Демидов подчеркнул, что вопросы сохранения и развития традиций российского мусульманского богословия на протяжении многих лет остаются в центре внимания отечественных и зарубежных специалистов. «Богословская мысль сегодня призвана не только отвечать на вызовы современного мира, но также помогать решать жизненные ситуации простых верующих. Сегодняшний форум направлен на объединение усилий представителей научного экспертного сообщества, духовных лидеров, руководителей общественных объединений, решение актуальных проблем, укрепление межнационального мира и согласия, сохранение и развитие современной богословской школы», - уверен Демидов.


Нельзя отрицать тот факт, уверен федеральный эксперт, что российские мусульманские богословы и мыслители внесли огромный вклад в развитие мировой исламской науки, а их труды по-прежнему популярны среди широкого круга исследователей и верующих. «Сегодня нам важно общими усилиями сохранять и преумножать это наследие, воспитывать молодёжь на принципах уважительного отношения к представителям различных народов и вероисповеданий», - напутствовал собравшихся Виктор Демидов.


«Мусульмане России оставили после себя выдающееся наследие»


Со словами приветствия к участникам форума обратился и Абдулгамид Булатов, начальник Управления мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма и взаимодействия с религиозными объединениями Федерального агентства по делам национальностей. Он отметил рост форума и повышение разнообразия рассматриваемых вопросов, значимость принимаемых на мероприятии решений для дальнейшего развития исламского образования и решения остальных вопросов, связанных с российской уммой. «У нас проводится много достойных мероприятий в рамках развития исламского образования. Но данный форум занимает особое место, что определяется как ролью Болгарской исламской академии в качестве флагмана исламского образования в России, так и тем, что проводимые академией мероприятия связаны с решением задачи, поставленной президентом РФ – возрождением отечественной школы исламского богословия. В этом отношении важное значение имеет выход учебного пособия, посвящённого формированию общероссийской гражданской идентичности мусульман», - уверен Булатов.


О важности изучения и дальнейшего сохранения богатого богословского наследия российских мусульман сказал и директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов. По его словам, богословское наследие мусульман России – часть общероссийского и мирового наследия. «Мусульмане России оставили после себя выдающееся наследие. Что же касается непосредственно нашей работы, то хотелось бы отметить, что в нашем институте мы создаем новые возможности для исследования и сохранения наследия мусульманских народов нашей страны. Так, к примеру, был открыт Центр исламских рукописей имени Шейха Заеда, ведётся активная работа по цифровизации рукописных коллекций. Одно дело – рукописные коллекции университетов и музеев, которые находятся под надёжной защитой. Другое дело – частные коллекции, где рукописи с течением времени исчезают или разрушаются. Приглашаю присоединиться к этой работе, которая ведётся не только на территории РФ и мусульманских сообществ России, но и за рубежом, в частности на территории Центральной Азии», - обратился к участникам форума Аликберов.


Также эксперт напомнил о видео-проекте института востоковедения РАН «Исламские просветители России», с которым можно ознакомиться на Youtube.


«Болгару было суждено стать тем регионом, откуда начинается точка отсчёта распространения ислама в нашей стране»


В адрес участников Международного форума поступило много приветствий и пожеланий продуктивной работы как в онлайн, так и в офлайн формате. Так, Али Хасанов зачитал текст приветствия заместителя председателя Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Фарита Мухаметшина. «Глубоко символично проходит в древнем Болгаре. Именно Болгару было суждено стать тем регионом, откуда начинается точка отсчёта распространения ислама в нашей стране. Важно, что проведение форума, посвящённого проблеме сохранения и развития отечественного богословского наследия мусульман России, стоит на повестке дня такого крупного академического и учебного центра, как Болгарская исламская академия. Система подготовки и переподготовки специалистов в области ислама, отвечающая вызовам современности, – это стратегическая задача. Результатами такой деятельности, помимо снижения уровня псевдорелигиозного экстремизма, должно стать формирование исламской богословской школы, повышение конкурентоспособности российских исламских образовательных организаций, поступательное развитие образовательного процесса. Сегодня, когда изучение отечественного богословского наследия актуально как никогда, необходимо приложить усилия по актуализации этих трудов, переводу книг с арабского, старотатарского на современный татарский и русский языки, изданию религиозной литературы с упором на труды представителей классической мусульманской и татарской богословской школы, созданию достоверных источников об исламе как для специалистов, так и для граждан в простой и доступной форме с учетом современных тенденций», - говорится в тексте письма.


Особую роль в этой деятельности играет Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир», по инициативе которой начата работа по составлению полного библиографического каталога по теологии из источников, хранящихся в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН и в Казанском федеральном университете. Такая инициатива, говорится в тексте приветствия, позволит глубже изучить татарское богословское наследие и даст дальнейший импульс развитию уникального российского ислама.


«Гармоничное сочетание мусульманской и христианской архитектуры, сохранение исторических объектов Казани и Республики, возрождение религиозных центров в Болгаре и Свияжске снискали для Татарстана широкую известность. В рамках праздничных мероприятий, посвящённых 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, считаем, что также необходимо продолжить сохранение памятников исламской архитектуры не только в Республике Татарстан, но и в регионах России – в Москве, Касимове, Крыму, Кавказе, Поволжье и других, где представлены исторические памятники. Уверен, что наша с вами совместная деятельность не только позволит вывести на новый уровень отечественное исламское образование, тесно увязывая его с практикой, но и придаст новый импульс развитию в исследовании ислама, в его научной, культурной, духовной сферах», - значится в приветствии.


«Изучение и сохранение богословского наследия играет особую роль»


Как отметил в своём приветствии к участникам конференции муфтий Республики Татарстан Камиль Самигуллин, сегодня изучение и сохранения собственного богословского наследия играет особую роль. «На сегодняшний день наш издательский дом «Хузур» печатает порядка 300 наименований трудов. Львиная доля среди них – это наше богословское наследие, что очень важно. Были изданы книги Шигабутдина Марджани. Но самое главное, на чём хотелось бы остановиться, – это работа над Кораном. В течение семи лет мы готовили тафсир на татарский и русский язык. В 2016 году на компьютере подготовили новое издание Корана, представили узбекской стороне, где он был дважды отпечатан. Печатали наш казанский Коран и в Белоруссии, и в Турции. А ровно год назад в этом зале произошло историческое событие – было принято решение воссоздать старинный казанский шрифт. За прошедшее время мы успели отсканировать каждую букву старого издания Корана, вложить её в шрифт. Сегодня в Word`е мы можем писать старым шрифтом», – подчеркнул муфтий.


Проведение таких конференций и форумов имеет огромное значение, уверен Камиль хазрат, поскольку у мусульманских народов России есть огромное богословское наследие, требующее детального изучения и широкого распространения. «Нам есть, чем поделиться. Огромный пласт книг на Кавказе, в Казани, которые можно и нужно изучать. Первый Коран, подготовленный мусульманами, был напечатан в Казани в 1803 году в 2 томах», – пояснил Камиль Самигуллин.


Ислам и православие в Татарстане идут бок о бок


В свою очередь ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко в приветственном слове от Митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла упомянул те связи, которые соединяют ислам и православие в России на протяжении длительного времени. В качестве примера из истории он привёл издание перевода Корана профессором Казанской духовной академии Гордием Саблуковым. «Когда-то это было единственной книгой, через которую русскоязычные читатели могли ознакомиться с текстами Корана. В свою очередь выдающийся учёный, писатель и просветитель татарского народа Каюм Насыри преподавал в Казанской духовной семинарии. Сотрудничество мусульманских и православных школ продолжается и в наше время. Сегодня Казанская духовная семинария и Болгарская исламская академия сотрудничают в сфере научно-исследовательских фундаментальных и прикладных работ, реализации совместных проектов», – пояснил Самойленко.


С тёплыми словами приветствия в адрес участником форума также обратились главный раввин г. Казани и Республики Татарстан Ицхак Горелик, ректор Российского исламского университета при Центральном духовном управлении мусульман России Артур Сулейманов, директор Института международных отношений Казанского федерального университета Рамиль Хайрутдинов, генеральный консул Республики Казахстан Ерлан Искаков, ректор исламского университета Кыргызстана Абдишукур Нарматов и другие.


«Понимать и уважать другую религию – это и есть диалог»


«Понимать и уважать другую религию, даже если не разделяешь её положение, честность и открытость по отношению к другим — это и есть диалог, устойчивая веротерпимость, которая стала позитивной реальностью», – такую мысль высказал ректор Российского исламского института, председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин. Он выступил с докладом «Межконфессиональный диалог в России: исторический аспект», в котором отметил, что в основе межконфессионального диалога не может лежать убеждение других в своей истине.


В свою очередь директор Международного научно-исследовательского центра Имама Бухари, кандидат исторических наук, доцент Шовосил Зиедов, выступая перед участниками с докладом «К вопросу о библиотеке казия Себзарской части г. Ташкента в период Российской колонизации», подчеркнул важность изучения архивных фондов казийских судов, которые являются источниками по изучению социальной истории.


Председатель Союза учёных Леванта, профессор факультета шариатских наук Дамасского университета, доктор шариатских наук Аль-Бутый Мухаммад Тауфик Рамадан рассказал о неприятии идей радикализма и экстремизма. «Ислам есть путь к сосуществованию, стабильности и отвержению идей экстремизма», – уверен сирийский учёный. В ходе своего выступления он также отметил, что поддерживает тесные связи с Татарстаном и знаком с межнациональной и межрелигиозной ситуацией в республике, которая на сегодняшний день находится на высшем уровне.


Доктор шариатских наук, доцент Аль-Ляхам Бадиг аль-Саид в своём выступлении более детально остановился на том, как труды дагестанских алимов получили широкое распространение в Дамаске и местности Шам (Левант). Известно, что одним из первых переселенцев из Дагестана в Сирию был учёный Мусал Мухаммад, который в 1716 году отправился на Восток, чтобы жить в стране с прочными позициями ислама. «Далее были и последующие переселения, в том числе муфтия Шеки – шейха Мухаммеда Челеби. Таким образом, мы видим, что дагестанские учёные оставили в Сирии богатое богословское письменное наследие, которое на данный момент изучается учёными», – подытожил спикер.


Особый интерес у участников форума вызвало выступление Вячеслава Ахмадуллина, старшего научного сотрудника Болгарской исламской академии, доктора исторических наук. Эксперт рассказал собравшимся о том, какую роль письменное наследие играет в конструировании единого исторического прошлого народов постсоветских государств. «В качестве источника исследований мною были выбраны видео- и фотодокументы, фронтовые письма времён Великой отечественной войны. При их изучении мне удалось выяснить, что этнические мусульмане СССР, несмотря на войну и атеизацию страны, продолжали хранить свои традиционные исламские и национальные ценности», – поделился своими результатами Ахмадуллин. Также он обратился к участникам с просьбой поискать в своих архивах письма с фронта или на фронт, в которых присутствует исламский фактор. Даже если будет найдено хотя бы одно письмо на 10 000 жителей, это уже будет огромным событием, способным продвинуть работу в сфере оценки роли мусульман в Великой Отечественной войне.


Профессор факультета теологии, управления, философии и религиозных учений Анкарского университета, специалист по истории ислама и мусульманского богословия России Ибрагим Мараш рассказал о татарском просветителе и учёном Абдурахмане Умерове, который был одним из последних учеников выдающегося улема и историка Шигабутдина Марджани. У него он в течение 8 лет изучал арабскую филологию, философию, фикх, логику, историю. Абдурахман Умеров детально описывал и развивал личное и семейное мусульманское право.


Ещё одно выступление позволило ознакомиться с деятельностью известного татарского поэта Суфия Аллахияра, который жил в XVIII веке на территории Средней Азии. О нём рассказал Нияз Сабиров. «Его работа («Опора обречённых») знакомит нас с правилами адаба в отношении учителя, в отношении мусульман, какие правила нужно соблюдать, чтобы удостоиться милости и довольства Аллаха. Темы, которые связаны с нравственными принципами, актуальны в любые времена, особенно сегодня», – уверен докладчик.


Презентация монографии, посвящённой иджтихаду в исламской традиции


«Иджтихад в исламской правовой традиции и наследии татарских богословов конца XVIII – начала XX вв.» - такое название получила научная монография, выпущенная Абдуллой Адыгамовым, заведующим кафедрой гуманитарных наук и арабского языка Казанского исламского университета, преподавателем Болгарской исламской академии. Презентация издания состоялась в рамках III Международного форума «Богословское наследие мусульман России», который в эти дни проходит в стенах Болгарской исламской академии.


Научная монография состоит из трёх разделов, каждый из которых посвящён конкретному вопросу. Так, в первой части работы автор приводит мнения относительно периодизации становления и развития исламского права, сопровождая каждый этап научным анализом. Здесь представлен краткий, но содержательный очерк о социально-политическом устройстве Аравийского полуострова, который способствует пониманию зарождения исламской правовой системы. Во втором разделе монографии содержится развёрнутый анализ понятия «иджтихад» в богословской и исламоведческой традициях. Автор приводит языковое и терминологическое значение термина «иджтихад», рассказывает историю его появления и трансформацию понимания иджтихада. Отдельно Адыгамов в своей работе поднимает вопрос предполагаемости закрытия врат иджтихада.


Особое место в монографии Адыгамов уделил анализу вопросов иджтихада в наследии татарских богословов, последовательно рассматривая мнение Марджани, Курсави, Баруди, Фахретдина и других именитых татарских алимов.
Третий, заключительный раздел посвящён рассмотрению идей коллективного иджтихада, с раскрытием трёх сфер его применения.


Каково место иджтихада в исламской правовой системе? Как относились к такому инструменту правотворчества татарские мыслители? Что представляет собой иджтихад? Именно на эти вопросы отвечает в своей монографии Абдулла Адыгамов. «Иджтихад в нашей среде обсуждается очень активно, поскольку иджтихад фактически сформировал исламское право в том виде, в каком мы его знаем. И до сих пор он является инструментом, позволяющим разрешать те или иные новые события, явления, возникающие в мире. В частности, речь касается и пандемии COVID-19, когда на некоторое время отменялась пятничная молитва, изменились способы её совершения (к примеру, если раньше мусульмане старались встать плотнее друг к другу, то сейчас обязаны соблюдать определённую дистанцию). Мы стали свидетелями появления новых фетв», - отметил Абдулла Адыгамов.


В некоторых исследованиях, по словам Адыгамова, можно увидеть, что иджтихад представляется как самостоятельное суждение или рационалистический подход к оценке общественных явлений или богословских установок. «Такие определения создают проблемы, поскольку традиционный иджтихад не совершается в отношении тех вопросов, которые уже освящены в Коране и сунне, а затрагивает только новые события и явления. При этом мы должны помнить, что иджтихадом могут заниматься только специалисты. Видимо, по этой причине в средние века, после падения Багдада, когда начинается застой в исламском праве, в той или иной литературе можно прочитать идею о том, что богословы высказались относительно закрытия врат иджтихада», - пояснил Абдулла Адыгамов.


Тогда стали выделять критерии определения муджтахида, которых оказалось семь. Какого же человека можно назвать муджтахидом? По имаму Газали, он должен знать 500 аятов по исламскому праву; знать цепочку передачи хадиса; обладать знанием случаев иджмаа; разбираться в методологии богословской аргументации, характерной для фикха; знать арабский язык в совершенстве, знать случаи отмены конкретных аятов; а также иметь возможность проверить достоверность хадисов.


В своей монографии Адыгамов рассматривает иджтихад времён пророка и праведных халифов, в годы становления мазхабов в период Омейядов, Аббасидов и до настоящего времени. «Без понимания истории становления иджтихада, мы не сможем прийти к достоверным выводам относительно его сущности», - заключает автор работы.

 


Ильмира Гафиятуллина