En Ar

Айтматов: роль личности в развитии диалога цивилизаций

18 августа 2017

18.08.2017

 

Ливанский ученый, философ, академик РАО и ведущий редактор арабской версии сайта Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир» Сухейль Фарах, в рамках форума «Айтматовские чтения: диалог культур», размышляет о роли личности в развитии диалога цивилизаций.

 

Айтматов: роль личности в развитии диалога цивилизаций

 

Гений личности

 

 

У каждого народа есть гении, обладающие пламенным творческим сознанием. Их произведения во многом отражают сам исторический дух народа в его динамике и основах, способности к созданию материальных и культурных ценностей. Айтматов — один из величайших гениев Кыргызстана и всего советского пространства, благодарные читатели возвысили его в ранг главы литераторов и философов, сумевших блистательным образом воплотить Евразийский и планетарный дух…
 

 

Кажется, он воплотил в себе и мгновение истины и её континуум, красоту и силу, историю и вечность Киргизский и евразийский души, так чутко откликающуюся на эстетические откровения и литературу, на культуру диалога между Востоком и Западом.
 

 

Создаётся впечатление, что любовь киргизов и русских к Айтматову равнозначна их любви к самой киргизской и русской природе и истории этих народов…

 


Роль личности в развитии диалога между евразийскими народами ярко выражена в его творчестве, а талант Айтматова показал себя в сближении духа культуры западных и восточных культур, в тайне бытия его народа, в глубинных особенностях самой его творческой сущности…
 

 

Именно о природе этого творчества пойдет речь в данном выступлении.
 

 

Разные подходы к роли личности
 

 

Роль личности в истории, в развитии или разрушении отношений между индивидом, обществом и природой, во взаимоотношении между разными культурами, религиями и народами, всегда занимала особое место в разнообразных философских и политических школах. Трудно охватывать все точки зрения, поэтому очень коротко напомню некоторые из них.
 

 

В истории стран, где укоренилась демократическая культура и демократический институт, мы наблюдаем, что присутствие и роль личности в истории не является явлением, а лишь отдельным случаем в конкретном периоде и событии. Хотя мы отчётливо наблюдаем роль личности в тех странах, где нет такой традиции и такого исторического демократического института: там роль личности играет решающую роль в развитии того или иного пути развития, или наоборот, оказывает препятствие прогрессу.

 


Умеренные философии постоянно отходят от крайних подходов и выводов.
 

 

По моему мнению, Личность – это не только причина и мотив прогресса и творчества, но также продукт исторического развития.

 

 


Чингиз Айтматов в этом контексте является причиной и продуктом исторического творчества киргизского и советского народа. Он — личность высокого ранга. Он сын бескрайних просторов евразийской земли. Этот человек-мудрец в течение почти восьми десятков лет жизни словно бы воплотил в своём слове всю киргизскую природу с её нежным дуновением весеннего ветра гор и ослепительной белизны снегов, сочащимися мёдом фруктами и стройными сосновыми деревьями, дарящими киргизскому человеку тепло и надежду.
 

 

Оригинальность творчества
 

 

Кто внимательно читал его труды, такие как повести «Джамиля» (1958), «Верблюжий глаз» (1961), «Первый учитель» (1962), «Материнское поле» (1963), «Ранние журавли» (1975); романы «И дольше века длится день» (1980), «Плаха» (1986), «Тавро Кассандры» (1994), «Когда подают горы» (2006) и другие произведения, не может не ценить его яркую личность, его творчество, которое впитало суть евразийского духа. Его произведения отражают жажду человека к вечным человеческим и вселенным ценности. Он был личностью планетарного масштаба, которая достойно воспринята в потоке истории человечества.
 

 

Его творчество продолжает жить глубоко в сердцах и умах литераторов, философов, культурологов, дипломатов. Его повести и романы — эта мощь культурного наследия писателя продолжает наслаждать умы и сердца широкого круга читателей во всем мире.
 

 

В чем секрет творчества этого выдающего человека?

 

 

В-первых, Айтматов, как ни кто другой, смог прославить красоту земли и духовные ценности своего народа.
 

 

В-вторых, он смог войти в эстетику зрительного и душевного мира любого читателя, чтобы он с радостью воспринимал особенности людей, животных и растений своего края.
 

 

В-третьих, он прекрасно сочетал в своем творчестве достижении киргизской, русской, турецкой и мировой культуры.
 

 

В-четвертых, Айтматов был этичный человек самой высокой пробы. Совесть для него — это точка Омега морального долга на земле: «совесть — это великое достояние, великое наследие человеческого рода, человеческого сознания, человеческого духа. Благодаря совести человек становится человеком». Эти слова принадлежат совести Киргизского народа, эти слова принадлежат великому Айтматову.
 

 

В-пятых, он воплощал в своем творчестве таланты и великого литератора-фантазёра, и рационального мудрого философа, и яркого дипломата, и универсального интеллектуала.
 

 

В-шестых, он был универсально духовный человек, который нашел себя не внутри узкой религии или конвенции, а мечтал о единой человеческой и божественной религии.
 

 

В-седьмых, он был ярким противником любой агрессивной политики, фанатичной религиозности и военной доктрины, которые разрушительны и злобно разделяют людей, разжигают все виды конфликтов между носителями разных культур, рас. Поэтому Айтматов был активным участником и ярким творцом за развитие культуры диалога между разными цивилизациями, религиями и сферами знания.
 

 

В-восьмых, он был одним из великих инициаторов, которые вели тесные интеллектуальные контакты с представителями разных школ культуры Запада и Востока, поэтому он был и остаётся открытым человеком диалога и достойным гражданином мира.
 

 

В-девятых, для него жизнь на земле — это планетарная лаборатория, которая тесно связано с космической лабораторией, поэтому он вошел в список выдающихся литераторов-космистов двадцатого века.
 

 

В-десятых, Чингиз Айтматов — это человек будущего, это интеллектуал будущей гуманистически-ноосферной цивилизации.
 

 

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что яркая личность определяет векторы развития и суть такого творчества, для которого ключевыми словами являются красота, высокая культура, совесть, диалог и партнерство между цивилизациями, универсальный ноосферный и космический разум. Безусловно, эти прекрасные человеческие и божественные характеристики принадлежат творчеству и образу великого Чингиза Айтматова.
  

 


Чингиз Торекулович Айтматов — ВЫ вечность, и ВАМ — наивысшая любовь наша на все времена.

    



Сухейль Фарах

Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены.