En Ar

Уфимские тезисы 2013 года

22 октября 2013

22 октября 2013 года, Уфа

 

22 октября 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин принял участие в праздновании 225-летия учреждения Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), послужившим основой для создания позднее Центрального духовного управления мусульман  (ЦДУМ). Выступая перед мусульманскими религиозными деятелями, съехавшимися со всей России, Путин обозначил основные пути сосуществования и взаимодействия государства и мусульманской Уммы России. призвав обратить особое внимание на подготовку высокообразованных мусульманских священнослужителей, способных дать чёткую и канонически безупречную оценку острым современным вызовам и угрозам.

 

 

Фото: сайт Президента РФ

Фото: сайт Президента РФ

Встреча Владимира Путина с муфтиями духовных управлений мусульман России.

 

В.Путин: Добрый день, уважаемые священнослужители, уважаемые муфтии!

 

Считаю важным, что мы с вами встречаемся регулярно, обсуждаем вопросы, которые представляют интерес и для мусульман России, и для других конфессий, вообще для всех граждан нашей страны.

 

Сегодня здесь, в Уфе, отмечается 225-летие учреждения императорским указом духовного собрания магометанского закона. Тогда, в конце XVIII века, ислам был официально признан традиционной религией России, что способствовало, конечно, становлению мусульман как верных патриотов нашей страны.

 

Ислам стал значимым фактором общественно-политической жизни и внёс неоценимый вклад в духовное и культурное развитие нашего общества. Ещё раз поздравляю вас с этой исторической датой.

 

Хотел бы поблагодарить вас за вашу работу и поговорить с вами о современных глобальных тенденциях, в том числе и в религиозной жизни. Сегодня в мире идёт активный, далеко не всегда позитивный процесс политизации религии, причём по разным направлениям и разных религий, но в том числе ислама. В этих условиях у власти и российского мусульманского сообщества возникают новые проблемы и новые задачи. Конечно, и мы с вами об этом много раз говорили, решить их можно только совместно.

 

Некоторые политические силы используют ислам, а точнее его радикальные течения, кстати сказать, исторически не характерные для российских мусульман, в целях ослабления нашего государства, для создания на российской территории зон управляемых извне конфликтов, внесения раскола между различными этническими группами, внутри самой мусульманской общины, для разжигания в регионах сепаратистских настроений.

 

Убеждён, что таким попыткам разделения необходимо противопоставить верность российских мусульман своим историческим традициям, партнёрские отношения с представителями других религий, прежде всего с Русской православной церковью.

 

Да, разумеется, для ислама, впрочем, откровенно говоря, так же как и для других мировых религий, характерно многообразие различных школ и течений; ему, конечно, чужда иерархическая унификация. Однако в служении обществу и своему государству мусульмане России всегда были едины, защищая его как от внешних врагов, так и от любых проявлений экстремизма. Уверен, это единство может быть сохранено и укреплено даже и сегодня.

 

В СЛУЖЕНИИ ОБЩЕСТВУ И СВОЕМУ ГОСУДАРСТВУ МУСУЛЬМАНЕ РОССИИ ВСЕГДА БЫЛИ ЕДИНЫ, ЗАЩИЩАЯ ЕГО КАК ОТ ВНЕШНИХ ВРАГОВ, ТАК И ОТ ЛЮБЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА. УВЕРЕН, ЭТО ЕДИНСТВО МОЖЕТ БЫТЬ СОХРАНЕНО И УКРЕПЛЕНО СЕГОДНЯ.

 

Новая социализация ислама должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье. Здесь важны и новые формы работы – через мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодёжные, женские клубы.

 

Я убеждён, что может быть значим и ваш, большой ваш вклад в социальную адаптацию людей, которые приезжают в Россию жить и работать. Многие из них – это ваши единоверцы. Они должны слышать ваш голос, чувствовать ваше участие, в противном случае они становятся объектом пропаганды различных фундаменталистских структур.

 

Считаю также, что голос российских мусульманских деятелей должен громче звучать и на международной арене, в мировом исламском сообществе. Сегодня усиливается напряжённость между Западом и исламским миром. Кое‑кто на этой теме пытается играть, подбрасывать дровишек в этот костёр. Я хочу вам сказать сразу: мы в этом не заинтересованы.

 

Но в то же время сегодня и на Ближнем Востоке, и в исламском мире в целом растёт востребованность в российском присутствии. И мы должны действовать более активно, развенчивая губительные для человечества проекты манипулирования странами и народами, информацией и общественным сознанием.

 

Россия не только не заинтересована в расколе либо в перекройке исламского мира, но, напротив, проводит последовательную, твёрдую линию по укреплению его единства.

 

Для успешного противостояния вызовам современности необходимо, в первую очередь, обеспечить высокий авторитет отечественного мусульманского духовенства и российской исламской богословской школы.

 

Вот об этом, уважаемые друзья, я бы хотел сказать отдельно.

 

Сегодня в России насчитывается 82 зарегистрированные исламские централизованные религиозные организации. Мусульмане хорошо знают суру Корана, согласно которой нет другого пророка на земле, кроме Мухаммеда. Но мы с вами в то же время понимаем: нельзя забывать о том, что сами священнослужители – это прежде всего люди с моральным авторитетом, который должен быть использован в самых благих целях. Священнослужители должны быть людьми образованными и просвещёнными, способными дать чёткую и канонически безупречную оценку острым современным вызовам и угрозам.

 

Инициатива должна перейти к вам, нельзя её упускать в руки неформальных лидеров, ведущих активную работу среди верующих. Эти лица, являясь представителями, как правило, чуждых нашей стране богословских школ и сторонниками экстремистских идей, стремятся к подрыву позиций традиционного ислама в нашей стране, к подрыву единства российского общества и развалу в конечном итоге нашей страны.

 

Российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и богатейшее богословское наследие, сказать своё слово в развитие, поэтому одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и, что принципиально важно, будет признана большинством мусульманских учёных мира. Эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, которые будут понятными и авторитетными для верующих. Уверен, что если мы все это будем делать, то это поможет вам давать чёткую нравственную оценку и благим, и преступным деяниям.

 

Всё это в том числе позволит решать проблемы, связанные с переводом на русский язык богословских и популярных изданий зарубежных авторов, обеспечить научный перевод на русский язык ключевых мусульманских вероучительных текстов.

 

ПОПЫТКАМ РАЗДЕЛЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ВЕРНОСТЬ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН СВОИМ ИСТОРИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ, ПАРТНЁРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ РЕЛИГИЙ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ.

 

Необходимо также создавать религиозно-правовые общественные институты, способные дать компетентную оценку того или другого текста. Эти структуры должны быть открыты и для исламских духовных лидеров, и для экспертов в вопросах права, лингвистики. Я считаю, что, безусловно, можно и нужно привлекать для этой работы и мировых экспертов в этой сфере. Таким образом российское исламское сообщество само сумеет предотвратить распространение изданий, имеющих деструктивный, экстремистский характер.

 

Сегодня же, вы тоже об этом знаете, главным образом государство вынуждено применять запретительные меры в отношении подобной литературы, что на самом деле далеко не всегда результативно, а чаще даже наоборот. Запреты работают слабо или имеют противоположный ожидаемому эффект. Нужно убеждать людей, разъяснять им, где правда и добро, а где ложь и ненависть.

 

Считаю также, что приоритетом в публичной деятельности самих мусульманских организаций должны быть не внутренние дискуссии и споры о верховенстве, такое тоже случается, а всё‑таки главное: это выработка положительного образа традиционного ислама как важной духовной составляющей общероссийской идентичности.

 

Это имеет огромное значение для воспитания молодёжи, что крайне важно как для мусульман, так и для всей страны, крайне важно для российской мусульманской молодёжи, которая давно, к сожалению, стала целевой аудиторией для наших недоброжелателей.

 

У российских мусульманских религиозных организаций есть все возможности для своего широкого позиционирования в современных средствах массовой информации. И, уважаемые друзья, я прошу вас пользоваться этими возможностями для решения многих задач, которые были мною сейчас названы, о которых вы хорошо знаете и которые мы с вами неоднократно поднимали и обсуждали на таких или даже более широких встречах.

 

Пожалуйста.

 

Т.Таджуддин: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

 

Мы от всей души Вас благодарим, что Вы нашли возможность встретиться сегодня и принять активное участие на наших юбилейных торжествах. Сердечно благодарим. Все мусульмане это воспринимают как знаменательное событие в нашей жизни.

 

Если 225 лет тому назад указом императрицы Екатерины II ислам признан официально признанной религией, то сегодня уже наша страна при Вашем непосредственном участии и усилиях всем исламским миром признана и принята членом-наблюдателем в Организацию исламского сотрудничества.

 

Мы веками вместе, рядом. И добрый пример отношений последователей традиционных конфессий в России показываем прежде всего с Русской православной церковью и с другими традиционными конфессиями. Это стержневой узел наших отношений. Мы сегодня не говорим о диалоге. Диалог уже мы в веках прошли. Сегодня это именно братское сотрудничество, потому что будущие поколения, наши дети и внуки нуждаются в нашем содействии, ведь духовно-нравственное возрождение – на тех духовных ценностях, которые вырабатывались веками и основу которых составляют учения посланников Божьих, которые даны от единого Бога для всех.

 

Мы исходим из того принципа, что Родину дал Бог, соседей дал Бог. Это судьба, она объединила нас. И прошедшие века, и сегодняшний день, и, дай Бог, будущее – только вместе. Поэтому мы с гордостью и уверенностью приняли Ваши слова, которые Вы произнесли на Валдае: «Самостоятельность, суверенитет и единство России безусловны». А мы – часть России, веками здесь, не за хлебом пришли, веками наши предки, бабушки, дедушки, отцы её защищали, поэтому и нашим детям это завещать.

 

СЕГОДНЯ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ РАСТЁТ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В РОССИЙСКОМ ПРИСУТСТВИИ. МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ БОЛЕЕ АКТИВНО, РАЗВЕНЧИВАЯ ГУБИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПРОЕКТЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СТРАНАМИ И НАРОДАМИ, ИНФОРМАЦИЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ.

 

Слава Всевышнему, и благодаря Вашим усилиям, и тем изменениям, которые в последние десятилетия происходят в нашей жизни, сейчас не так‑то просто и экстремистам, и радикальным течениям находить себе аудиторию. Центральное духовное управление, как и другие духовные управления, делает всё возможное, чтобы не допустить пропаганду тоталитарных сект, радикальных течений в наши общины. Мы по мере возможности пользуемся и средствами массовой информации, в Уфе открыты сайты, сейчас развиваются и государственные межконфессиональные отношения. В некоторых республиках, в Башкортостане, в Татарстане, Совет по делам религий никогда не распускался, и они тоже вносят свою долю в исламскую жизнь.

 

У нас в Приволжском федеральном округе усилиями и при поддержке Вашего полномочного представителя Михаила Викторовича Бабича вопросы консолидации, объединения усилий в противостоянии экстремизму, терроризму и радикальным течениям сегодня находят реальное воплощение. Мы прошли тот этап, когда в различных регионах создавались по пять-шесть централизованных организаций под названием «духовное управление».

 

33 года тому назад, когда я был избран, мне говорили некоторые чиновники: «Муфтий-хазрат, наверное, будешь последним муфтием, построим коммунизм – и всё».

 

Сегодня, Вы сказали, 82 [исламские организации]. Но это нонсенс, этого не должно быть. Разнообразие есть, но в таких вопросах, когда у нас есть и Священное писание, и предания от пророка, мы должны держать единство в полном соответствии. Сейчас пытаются использовать любые искажения и нарушить целостность и общества, и государства, нарушить мир и спокойствие.

 

И здесь огромный потенциал в кадрах. Мы по мере сил готовим, но готовим только последние 15 лет. Только в 1989 году во всей России первое медресе отрылось здесь, студенты спали на полу в мечети, а сейчас 600 человек, но и этого мало. Более 20 миллионов мусульман, и кадры нужно готовить в Отечестве прежде всего, только часть уже направлять, которые усвоили здесь основы религиозных наук. У нас в планах, сейчас ведётся работа (отвод земли сейчас осуществляется), и институты поработали над этим, создание в Уфе академии мусульманских наук примерно на 2 тысячи человек, чтобы мы могли приглашать, как Вы сказали, из‑за рубежа видных учёных, которые придерживаются истинного ислама, который в веках утвердился и в нашей стране.

 

Что такое традиционный ислам? Он не может быть разным. Традиционный – тот, который уже более 14 веков понимали наши предки, и это понимание они старались передать. У нас 70 лет перерыв получился. А вот сейчас у нас построено только за последние 15 лет более 7 тысяч мечетей, на территории Центрального духовного управления – 3,5 тысячи. Все они всё равно вместе. Если какие‑то организационные вещи, уже соработничество полностью есть. И с традиционными конфессиями и диалог, и соработничество есть. Нам тем более это нужно. Мы надеемся и на Вашу поддержку, и поддержку Правительства Башкортостана, Президента Башкортостана и федерального округа. Мы глубоко благодарны за это.

 

Есть помощь, которая осуществляется последние пять-семь лет через вузы-партнёры. Она очень действенна, выделяются на это средства. У нас некоторые вопросы были, потом изложим, потому что получается иногда так, что на методические пособия, на прочее средства иногда не совсем оправданы. Потом за счёт бюджета студенты направляются для обучения в вузах, чтобы они возвращались служить в религиозные организации. Но когда они получают дипломы государственного образца, то смотрят уже на перспективу, на карьерный рост, и не всегда получается, что они возвращаются к нам. Мы это изложим, мы посовещались об этом.

 

Сердечно благодарим Вас. Спасибо. Храни Вас Бог. Для нас огромная честь.

 

Запись выступления Владимира Путина на съезде мусульманских религиозных деятелей, посвященного 225-летию  создания Оренбургского магометанского духовного собрания.