Доктор политических наук, член Группы стратегического видения Россия-исламский мир, исполнительный директор Фонда содействия стратегическому диалогу и партнерству Садыкова Э.Л. в соавторстве с к.и.н. Галимовым Т.Р.
Новые геополитические вызовы и угрозы безопасности России актуализируют исследование концептуальных подходов к вопросам сильной государственности, способной обеспечить ее суверенитет. При рассмотрении указанной проблематики, особую значимость приобретает цивилизационная парадигма генезиса российской государственности.
Повышение роли России в мировых политических процессах обусловлено прошлым историческим опытом объединения народов, представляющих различные национальности и вероисповедания. В процессе исторического развития на евразийском пространстве происходил синтез обычаев, духовных ценностей, культур, сохраняющих свою значимость в современной жизни российского общества.
Исторически культурные связи русских земель, сохраняющиеся в этнической памяти, создавали для этого лишь определенные благоприятные предпосылки, которые еще должны были реализоваться. В то же время само объединение в единое централизованное государство являло собой трудный и противоречивый процесс, который был связан с межкняжескими войнами XII-XIII вв. и изменением уклада местной жизни, сменой идентичности населения1.
В научных исследованиях, посвященных основам формирования цивилизационной идентичности древнерусского государства, особое место занимает тема византинизма. В период становления славянских государств Византия являлась самой высокоразвитой цивилизацией мира, вобравшей в себя наследие Древней Греции и Рима, Ближнего Востока и Египта. Византия создала этот вселенский цивилизационный феномен, в формирование которого внесли свою лепту, в том числе и славяне2. С другой стороны, нельзя не отметить роль востока, тюркского мира и ислама, одной из основных монотеистических религий, внесших свой вклад в формирование системы духовно-ценностных координат целой плеяды народов России. На протяжении тысячелетней российской истории происходили процессы объединения различных этносов и культур, которые вне зависимости от внутренних и внешних факторов, растворяя преграды и преодолевая их, сохраняли свою самобытность и привносили в общий культурный знаменатель собственные ценностные ориентиры и традиции.
Активная информационная пропаганда западных идеологов, направлена на распространение искаженных фактов о прошлом народов, входящих в состав России и разрушение единства российского народа и деформации исторической памяти.
Мировоззренческая и консолидирующая роль религии в период возникновения российской государственности подтверждается историческим опытом создания Владимиром, крестителем Руси, православного государства3. Академик Г. Вернадский писал: «согласно сообщению летописца, в 986 году Владимира посетили религиозные миссии от различных вер и церквей: мусульмане - от волжских болгар, римские католики - из Германии, хазары, проповедовавшие иудаизм, и, наконец, проповедник греческой православной веры»4. По его мнению, «принятие того или другого из этих вероучений неизбежно должно было стать определяющим для будущего культурного и политического развития России»5.
XI век завершает особый этап в развитии русских земель, когда с принятием христианства и созданием своей государственности приходит чувство собственной самодостаточности, по сути новым витком развития государственности, выраженном в становлении периода феодальной раздробленности. В то же время в XI веке происходило и формирование основ современного состояния межнациональных отношений народов, предки которых проживали по соседству сотни, тысячи лет назад. Так, например, в 2022 г. отмечалось важное историческое событие-1100-летие принятие ислама Волжской Булгарией. Изучение культурных связей Руси и Волжской Булгарии представляет интерес для понимания уникального единства народов России, связанных общей исторической судьбой. В отечественной исторической науке вопросы взаимоотношений между Древней Русью и Волжской Булгарией рассматривались такими дореволюционными учеными, как Карамзин В.Н., Ключевский В.О., Соловьев С.М., Татищев В.Н., и др.
Волжская Булгария в период своего существования до монгольского завоевания имела экономические, политические и культурные партнерские отношения с Древней Русью, несмотря на то, что имели место и военные столкновения. Ученые приводят примеры из летописных источников о существовании «многочисленных колоний русских в Волжской Булгарии и булгар на русской территории»6. Аналогичные процессы взаимного расселения русских народов и булгар продолжались и в период монгольского владычества, что оказывало влияние на возникновение сходства культуры и бытовой жизни.
В период нашествия орд Чингисхана на территории русских земель важную объединяющую идеологическую и политическую роль играло православие.
Стоит подчеркнуть, что этот период был довольно сложным, с точки зрения безопасности русских земель. Так, известны исторические факты о запрете католическим государствам торговать с русскими городами, объявленном римскими папами Гонорием III и Григорием IX. Ливонский орден, ставивший целью продвижение на Русь, создавал реальную угрозу практически у границ Новгорода. В результате православной вере на Руси реально угрожало западное католичество.
Монголо-татарское нашествие XIII в., как отмечают исследователи, несмотря на военное разорение, не сопровождалось религиозными притеснениями7. Церковь в полной мере использовала возможности как мощного политического и идеологического института в период ордынского владычества, что позволило ей значительно укрепить духовный авторитет8. Исследователи приводят документальные свидетельства веротерпимости золотоордынских ханов: «Ханы под смертною казнию запрещали своим подданным грабить, тревожить монастыри»9. Понятно, что риторика веротерпимости и реальная политическая практика не всегда совпадали, однако аксиология российской государственности формировалась в сложных условиях борьбы за существование и период Золотой Орды - часть российской истории, что не исключает и культурного взаимовлияния, и христианско-мусульманского диалога.
Многие отечественные исследователи отмечают укрепление православия на Руси в период власти Золотой Орды Известный отечественный ученый Н.М.Карамзин отмечая негативные факторы периода Золотой Орды, в то же время видит и положительные стороны от Ига для Руси: «Одним из достопамятных следствий Татарского господства над Россией было еще возвышение нашего Духовенства, размножение Монахов и церковных имений»10, отмечает историк. Ученые-евразийцы Вернадский Г. В., Савицкий П.Н., Трубецкой Н.С., придерживались позиции о значительном влиянии Золотой Орды на формирование и развитие Московского государства.
В последующее XV столетие, когда русские земли объединялись вокруг Московского княжества, судьбы мусульманских правителей пересекались службой в конных полках русского войска, браками, родством и семейными отношениями
В процессе создания Русского централизованного государства (вторая половина XIV в. - первая половина XVI в.) происходило не только объединение земель, но также формировались государственные культурно-цивилизационные основы, вобравшие в себя лучшие достижения западной и восточной культур.
____________________________________________________
1 Задохин А.Г. Национальная идея России в историческом аспекте.
3 Неудивительно, что данные исторические обстоятельства вызвали особый интерес у Президента РФ, В.В. Путина, который отметил высокую роль крещения Руси в создании централизованного государства и последующего межрелигиозного единства, и согласия, утвердившегося на 1000-летия. См.: Речь Президента Российской федерации В.В. Путина на приеме в Кремле в честь праздника крещения Руси и дня памяти по случаю 1000-летия преставления великого князя Владимира
4 Вернадский Г.В. Русская история. Учебник.- «Аграф», 1997. С.41
5 Указ.соч.С.42
6 Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии: М.: Наука, 1984. С.91
7 Фролов А.С. Философско-религиозные основы русской культуры.
8 Садыкова Э.Л. «Межцивилизационный диалог в современных международных отношениях: теоретические и практические аспекты:дисс.докт.полит.наук:23.00.04
9 Асадуллин Ф.А. Москва Мусульманская /В.А.Асадуллин-М.,2004.-С.15
10 Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1616–1829. С.309