En Ar

Античность и Средневековье в идеях отечественных просветителей

21 февраля

 

Монументальной опорой человеческого прогресса стал взлет мусульманской культуры IX-XII веков, впитавшей интеллектуальное наследие государств Античности. При этом важной составляющей оказалась педагогическая система, развиваемая плеядой блестящих ученых на совершенно ином, более качественном уровне: Аль-Кинди, Аль-Фараби, сообщество «Братья чистоты», Ибн Мискавейх, Ибн Сина, Кей Кавус, Ибн Рушд, Аль-Газали, Яхья Сухраварди, Насир ад-Дин Туси и многие другие. Существует мнение, что педагогика как наука оформилась в XVII веке, но именно исследования ученых эпохи Исламского ренессанса заложили фундамент.


Идеи восточных мыслителей средневековья и мусульманских просветителей дореволюционной России, таких как Шигабутдин Марджани, Зайнулла Расулев, Исмаил Гаспринский, Мифтахетдин Акмулла, Галимджан Баруди, Ризаитдин Фахретдин и многие другие, показывают созвучие их мнений об образовании как системе. Воззрения ученых Востока и просветителей России строились на столпах веры и следовании священным первоисточникам Корану и Сунне. Роль религии состояла в определении этических ценностей и правил организации повседневной жизни каждого. Социальная природа человека диктовала общественный характер образовательного процесса.


Ибн Сина (также известный как Авиценна) – яркий представитель исламской педагогики, который обусловил образование психическими особенностями человека. Ученый убедительно доказал зависимость таких процессов, как воображение, память, мышление и других, от физиологического состояния организма. Мозг, по его мнению, это субстрат душевных сил. Авиценна исследовал аффекты, рассматривая их как силы, оживляющие внутреннюю жизнь человека, определяющие действия и поступки. Тем самым ученый одним из первых обосновал связь психологической и педагогической науки. Его преемниками в этих вопросах были мыслители более позднего времени.


В педагогическом процессе Зайнулла Расулев обращал внимание на формирование ценности здорового образа жизни. Обладая достаточным опытом народной медицины, богатством исламской литературы и психологическими приемами внушения, он помог избавиться от пагубных пристрастий многим своим последователям. Отдельные практические находки Расулева широко использовались в прогрессивных медресе России. Актуальная по сей день продуманность учебников Исмаила Гаспринского построена на знании физиологических особенностей детей. Автор сопровождал книги рисунками, отрывками из классики, а также указаниями для учителей.


Ибн Мискавейх считал, что человек не может достигнуть ни физического, ни духовного совершенства без взаимодействия с другими. Ибн Сина, развивая мысль, важным условием жизни людей называет их сотрудничество на основе морали, разумных законов и правосудия. Интеллектуальное развитие связано с нравственным становлением личности. Умный человек, как считал Авиценна, должен быть честным и отзывчивым. Ибн Рушд, соглашаясь с социальной природой, также представлял человека как отдельный микрокосмос, подчиняющийся законам мироздания. Подобные размышления встречаются и в работах российских просветителей.


Мифтахетдин Акмулла полагал, что результатом воспитания должно стать ценное для общества и значимое для личности поведение. Воспитание является ведущей идеей всех педагогических теорий. Так, у Аль-Фараби цель воспитания выражает гармоничное развитие человека. Стержень нравственности формирует личность и отождествляется с разумом. Высоконравственный человек разумен и наоборот. Следуя этому принципу, Галимджан Баруди видел целью становление личности высокого нрава, с активной социальной позицией, занимающейся полезными для общества делами, живущей не только собственными, но и народными интересами.


Исламские мыслители по-своему разъясняли и продолжали традиции античной педагогики, стремящейся к всесторонне развитой личности. Ядром воспитания всегда является система этических идей, заключенных в религии. Для ислама образовательный процесс – целостность, выполняющая роль учителя, воспитателя и вдохновителя. Именно в исламской педагогике Средневековья обучение выделяется как особая форма образовательного процесса. В трактатах «Братьев чистоты» огромное значение придается обучению и познаванию: «Обучение — это побуждение, исходящее от души, знающей актуально, к душе, знающей потенциально».


Для «Братьев чистоты» обучение и воспитание – взаимосвязанные процессы, поэтому направлены не только на интеллектуальную сферу, но и духовную. В мусульманском мировоззрении человек мыслится как единое существо, во всех его ипостасях: телесном, разумном, духовном, чувственном. С этим соглашаются и российские просветители. Мифтахетдин Акмулла говорил, что воспитание представляет собой цельный процесс в диалектическом единстве слова и дела, просвещенности и духовности, гармонии личных и общественных интересов. Ризаитдин Фахретдин утверждал, что воспитание есть не одномоментный акт, а организация всей жизнедеятельности ребенка.


Организация образовательного процесса – важный компонент любой педагогической теории. В работах Ибн Мискавейха выделены принципы соответствия воспитания уровню развития ребенка. Образование должно происходить поэтапно, с учетом особенностей воспитанника. Насир ад-Дин Туси также подчеркивает доступность, сознательность, гуманность образования. Ученый считает, что обучение должно идти от легкого к сложному, от чувственного к рациональному, от аксиомы к теореме. Учителям рекомендуется проводить занятие в доступном для понимания объеме и содержании: «Учитель должен часто повторять урок, объяснять трудные места книг».


В более позднее время, уже в прогрессивных медресе, Исмаил Гаспринский выделяет такие созвучные принципы, как сознательность, рациональность, системность, а также опору на родной язык как язык преподавания. Религия ислам исходит из идеи о том, что не следует разрушать национальные особенности народа, его традиции, устои, все что называется словом «адаб». Наряду с этим, одним из общих мест мусульманской культуры была традиция практического обучения и воспитания. Ценилось знание, основанное на исследовании, опыте и логических доказательствах. Как например, образовательная книга «Кабус-намэ» Кея Ковуса, отвечающая на многие вопросы своей эпохи.


Так и названные принципы воспитания и обучения отстаивались в дискуссиях и полемиках, подразумевающих самостоятельный поиск истины. Особенностью исламской педагогики стала опора на уникальный сплав национальной, и одновременно, общей для человечества культуры. Параллели в идеях восточных мыслителей средневековья и российских просветителей демонстрируют единый каркас педагогики как науки. Но, с другой стороны, именно мусульманская культура обусловила становление национальной модели образования. Это, в свою очередь, способствовало формированию идентичности мусульманских народов дореволюционной России.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Iñaki del Olmo/Unsplash