19 сентября в Казани в гостинице KORSTON прошла IX Международная исламская конференция «Технологии на службе Священного Корана: от каляма до компьютера».
Организатором конференции выступил Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан в сотрудничестве с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан в рамках реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир».
В работе IX Международной исламской конференции приняли участие зарубежные и отечественные богословы, известные представители ученых кругов. Среди них известный исследователь Св. Корана пр. Ганим Каддури (Республика Ирак), пр. Ахмад Шукри (Иорданское Хашимитское Королевство), пр. Мохаммед Аль-Ваэли (Королевство Бахрейн), пр. Мохамед Али Аатафай (Королевство Марокко), известные каллиграфы Заки Сайф (Королевство Саудовской Аравии) и Али Ибрахим (Государство Катар), муфтий Демократической Социалистической Республики Шри Ланка шейх Мухаммад Ризви и др.
Основной целью конференции является рассмотрение широкого комплекса проблем, связанных с использованием технологий в процессе изготовления печати, распространения и дальнейшего изучения феномена «Казан басмасы», материального производства Священного Корана на современном этапе, конструирования новых форм исследований, выработки рекомендаций и норм методологии изучения процесса производства Священного Корана.
Рабочие языки IX Международной исламской конференции: русский, татарский, арабский.
Научное мероприятие состояло из двух частей: открытие Международной исламской богословской конференции и рабочей сессии.
Конференцию открыл директор Центра исследований Корана и Сунны РТ Фарид хазрат Салман, который в своем выступлении отметил, что мероприятие посвящается одному из самых важных тем в сфере изучения коранических наук: воплощению непревзойденного чуда Священного Корана в материальное исполнение. Неслучайно и то, что тема конференции определена, как «Технологии на службе Священного Корана: от каляма до компьютера».
«Для татарского народа, внесшего свой достойный вклад в мировую мусульманскую цивилизацию, этот процесс сыграл особую роль в его дальнейшем развитии. Печать в 1803 г. первого издания Священного Корана в г. Казани, вошедшего в историю под названием «Казан басмасы», стала началом процесса мусульманского коранопечатания. Издание Священного Корана в г. Казани, использование передовых и доступных технологий оказало непосредственное влияние на процесс его печати во всем мусульманском мире.
Наука, в числе прочих, изучает развитие человеческого общества по уровню развития технологий. Что такое технологии? В нашем случае, по определению, это совокупность методов обработки, изготовления производства каких-то предметов или вещей, артефактов культуры. Технологии — это достаточно сложное системное образование, имеющее существенные признаки. Среди этих признаков нужно выделить специально выбранные и обусловленные уровнем знания методов человеческой деятельности. Технологии всегда подчинялись ценностным доминантам, характерным для своей культуры. Самое важное же то, что технологии создавались и существуют как организующее ядро общественной жизнедеятельности. Каждому временному участку движения общества вперед присуще развитие или технологии в целом, или же ее узкого спектра. Со времени первого ниспослания Божественной истины в виде коранических сур и аятов люди пытались использовать технологии своей эпохи для фиксации духовной истины и запечатления ее в материальном воплощении. VII век – это век использования пальмовых листьев, костей животных, иного подручного материала, затем вплоть до XVI века – дорогостоящих пергамента и бумаги, и переписывание от руки. XVI-XVII вв. – первые попытки использования уже более усовершенствованных технологий эпохи и появление Священного Корана в виде считанных экземпляров печатных изданий; начало XIX в. – применение печатного станка для массового производства книжной продукции; XX в. – усиленное развитие книжного искусства и, наконец, XXI в. – переход к цифровому производству, цифровизации технологий. На всем протяжении развития общества технологии служили ее интересам и потребностям. Так Священный Коран, Калям Шариф (Божье Слово), прошёл долгий полутора тысячелетний путь, чтобы материально воплотиться в продукт своей эпохи: от запечатленных выбиванием долотом надписей на камне к сложным цифровым операциям», — рассказал хазрат Салман.
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин в свою очередь, упомянул об истории 6 тафсиров Корана на татарском языке, существовавших до начала ХХ века. Он также отметил, что в этом году в ДУМ РТ транслитерировали на кириллицу труд выдающегося богослова, муллы Мурада Рамзи «Коръән газыйму-ш-шанның төркичә тәрҗемәсе» и перевели его текст на современный татарский литературный язык. Камиль хазрат обратил внимание на то, что чтобы переводить Коран и понимать его смыслы мало знать в совершенстве арабский язык с его многозначностью слов и грамматику. Помимо этого, важно блестяще владеть тем языком, на который переводится Коран. Муфтий посетовал, что на данный момент в России пока нет специалистов, соответствующих всем условиям муфассира. Поэтому к этой работе был привлечен коллектив из 40 ученых разных специальностей. Муфтий также сказал, что в планах ДУМ подготовить книгу Улюм аль-Куран (Коранические науки), в которой бы отразились воззрения Ризаэтдина Фахретдина, Марджани, Мусы Бигеева.
Шейх доктор Ахмед Юсуф Шукри тепло отозвался о татарском богослове Мусе Бигееве, назвав его великим ученым, известным не только в Татарстане, но и во всем исламском мире.
Рафик хазрат Мухаметшин, заместитель муфтия по образованию, председатель Совета по исламскому образованию, ректор Российского исламского института прочитал лекцию о возникновении татарских рукописей Корана, первых печатных изданий Священной книги и ее переводах, сделанных в Казани.
«Казань всегда была центром изучения Корана, печатания Корана, а сегодня уже и перевода Корана на язык современных технологий», — сказал ученый, пожелав успехов в исследовании новых компьютерных технологий передачи слов Корана.
Ректор Института культуры мира, президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия», член Комиссии Республики Татарстан по делам ЮНЕСКО Энгель Тагиров завершил первую часть конференции вручением диплома и золотой медали «Роза Мира» муфтию Шри Ланки шейху Мухаммаду Ризви. Энгель Тагиров, обращаясь к собравшимся исследователям, поделился своими впечатлениями от прослушанных докладов. Он подчеркнул, что это мероприятие “праздник идеи и духа, прозрения и просветления. Одна из не менее важных целей мероприятия — “это подружиться и побрататься друг с другом”.
«Ведь что такое Коран — это законченный проект Бога, который не подлежит творческому осмыслению в парадигме смены поколений и рождения новых вызовов или же познание Божьей книги — нескончаемый процесс, как и бесконечно познание самого Бога?» — задался вопросом ученый. «Это не только свод догм и правил, но и ключ к познанию новых эпох и поиска ответов в сложных временных отрезках», — продолжил он.
Энгель Тагиров пожелал успехов исследователям Корана и предложил “окунуться в глубину Корана, чтобы на сегодняшнем этапе человечества, характеризуемом как точка невозврата или переход Рубикона, мы могли бы найти ответ — быть или не быть человечеству”.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: GR Stocks/Unsplash