En Ar

«Что наша жизнь? Игра!»

24 ноября

В современном мире цифровые игры стали неотъемлемым элементом досуга и коммуникации для миллионов. В исламской парадигме феномен игры рассматривается не только как практическая деятельность, но и как метафора земного существования. На практике же мусульмане сталкиваются с проблемой исламофобии в игровой индустрии, где религия нередко подается в негативном или стереотипном ключе. Показ богатого культурного наследия и многообразия ислама – важный шаг на пути к решению этой проблемы. Однако наиболее эффективным выходом видится развитие независимой игровой индустрии силами самих мусульман.


Согласно Священному Корану, мирская жизнь в метафизическом смысле – это временная «игра и забава», ограниченное правилами пространство, где человек проходит испытание. Сердцевина этой «игры» – в парадоксе: необходимость серьезно относиться к своим поступкам, ведь на кону вечная участь и награда, но при этом сохранять внутреннюю дистанцию по отношению к временным благам и трудностям.


Что касается практических развлечений, ислам, руководствуясь принципами научной оценки, строго разграничивает дозволенное и запретное. Запрещены азартные игры, а также те, что причиняют вред или противоречат вероучению. В то же время религия признает естественную потребность человека в отдыхе и радости. Понимая, что тело и душа нуждаются в осмысленном и умеренном отдыхе, ислам подтверждает необходимость игры для восстановления сил и поддержания жизненного баланса верующего.


Глобальный рост влияния игр сопровождается проблемой предвзятой репрезентации мусульман. В популярных проектах, таких как «Call of Duty», последователи ислама часто изображаются террористами и варварами – врагами, которых нужно уничтожить, в то время как героями выступают американские солдаты. Эмоциональное вовлечение игроков приводит к тому, что такие образы подсознательно формируют антиисламские настроения, что особенно опасно в подростковом возрасте, когда происходит становление мировоззрения.


Исламофобские мотивы встречаются и в «Counter-Strike». Яркий пример, который приводят турецкие исследователи Расим Байрактар и Алеф Челенк, – карта «Благай», названная в честь реального города в Боснии и Герцеговине. Разработчики разместили на стене аят из Корана: «Мы создали все живое из воды». Однако полный текст отсутствует и заменен на три бессмысленные арабские буквы. Эта деталь, а также тот факт, что само религиозное сооружение – текке в Благае – было превращено в виртуальное поле боя, расценивается как сознательное искажение исламского символа и проявление неуважения.


Подобные мотивы проявляются и через искаженное изображение городов с мусульманским населением. Игровые локации, стилизованные под махалли, изображаются опустошенными, часто с полуразрушенными зданиями и арабскими надписями на стенах в независимости от географии. Священные для мусульман мечети и медресе целенаправленно выбираются в качестве полей для виртуальных сражений, что превращает пространство поклонения и образования в арену для насилия. Это является формой символического унижения и проявлением враждебности по отношению к исламу.


Западные компании долгое время игнорировали игроков-мусульман, но с ростом этого сегмента потребления ситуация начала меняться. Красочный пример развития – миллиардные инвестиции Саудовской Аравии в рынок видеоигр и киберспорт. В «The Sims 4» добавили хиджабы и закрытые платья; в популярных шутерах «Overwatch» или «Fortnite» появились элементы, посвященные Рамадану; игроки отмечают Ид аль-Фитр в симуляторе фермера «Animal Crossing: New Horizons».


Мусульмане-геймеры активно адаптируют игры под свои религиозные нормы. В «Minecraft» они используют моды, заменяющие свиней и ведьм на дозволенных существ, и внедряют исламские механики, например, часы поста. В «The Sims» игроки добавляют коврики для намаза и даже устраивают состязания по избежанию запретных действий. Поскольку вопрос о допустимости тех или иных игр остается острым, мусульмане не только видят в них пользу, но и чувствуют необходимость это занятие оправдывать. На это указывают, например, активные обсуждения на популярных форумах вроде Reddit.com с запросами наподобие: «Есть годные халяль видеоигры на компьютере?».


Состязания в беге, стрельбе из лука, метании копья, скачки на лошадях, единоборства – в исламе эти виды игр считаются поощряемыми, поскольку они либо одобрялись Пророком Мухаммадом ﷺ, либо он принимал в них участие. Этот перечень представляет собой широкий спектр действий для персонажа потенциальной игры, соответствующей исламским принципам. Компьютерные игры сегодня приравнивают к искусству, что делает их привлекательной платформой для виртуозного воплощения коранической концепции жизни-игры. Однако решение этой амбициозной задачи требует серьезного опыта в игровой разработке.


Хотя исламский геймдев пока представлен в основном низкобюджетными проектами, призывы к мусульманскому сообществу активнее производить собственные игры звучат все громче. Проблема предвзятого изображения в медиа носит глобальный характер – с ней сталкиваются как мусульмане, так и, например, граждане России, видящие русофобские стереотипы в продуктах западных компаний. Ответом становится развитие независимых проектов, таких как исламская игра «Души бриллианты», разрабатываемая в Казани. Ее авторы подчеркивают, что для успеха важнее финансирования часто оказывается сплоченное сообщество, помогающее формировать повестку.


Заголовок данной статьи является цитатой из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» по мотивам одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Одним из ключевых образов этой истории является игра как метафора жизни: расчетливый ум главного героя, азартного картежника, разрушается под влиянием жажды денег и власти.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Florian Olivo/Unsplash