En Ar

Два уникальных экспоната, связанных с двумя исламскими святынями, находятся в аэропорту Джидды

21 февраля 2023

 

Выставка исламского искусства в “Первом доме” (Биеннале исламского искусства 2023), которая проводится в Зале западных паломников в международном аэропорту имени короля Абдулазиза в Джидде, Саудовская Аравия, продолжает принимать посетителей.


В экспозицию вошли 600 артефактов из редчайших рукописей, собранных в музеях мира. Биеннале проводится на площади 100 000 квадратных метров, из которых около 70 000 квадратных метров приходится на выставочную площадь, и насчитывает 5 залов.


В дополнение к галереям, предназначенным для демонстрации предметов из Мекки Аль-Мукаррама и Аль-Мадина Аль-Мунавара, в терминале есть открытое пространство под зонтами-палатками, зал паломников, в котором также представлены произведения искусства.


Чем уникальна эта выставка? Помимо произведений искусства современных художников на ней можно увидеть редкие исторические экспонаты.


Лестница к двери Каабы на выставке в Джидде

 

 

Два уникальных экспоната, связанных с двумя исламскими святынями, находятся в аэропорту Джидды

Фото: aleqt.com

 

Страна происхождения – Хиджаз или Индия, дата изготовления 1240 г. хиджры/1825 г. н.э..  Лестницу часто устанавливали возле ворот Бани Шайба и Замзам. Она сделана из индийского тикового дерева и до этого хранилась в Главном управлении по делам Большой мечети и мечети Пророка в Королевстве Саудовская Аравия.


В ее украшении преобладает османский колорит, а также индийские и хиджазские декоративные элементы. Над первой ступенью лестницы начертана фраза: «Тот, кому не хватает самого большого богатства, его слуга ар-Раджи Мухаммад просветил, в дату 1240 г. хиджры/1825 н.э.» На его левой стороне есть еще одна фраза: «Ваш слуга просветлен».


Два подсвечника


Спустя почти 100 лет деятельность Дирийской биеннале объединила два экспоната, подсвечника для комнаты Пророка (с.г.в.), в выставочном зале № 5, известном как Мадарский павильон.


Один из них хранился в Музее Бенаки (Афины), а второй в Каирском музее исламского искусства. В Каир один подсвечник попал благодаря Антонио Бенакки, известному торговцу антиквариатом и коллекционеру из Александрии. Он продал подсвечник Дому арабских древностей, название которого было изменено в 1951 году на Музей исламского искусства в Каире.


Два подсвечника были изготовлены по специальному заказу правителя Египта и Сирии Кайтбая. Этот мамлюкский султан славился своей благотворительной деятельностью. Он также известен своим обширным архитектурным покровительством. После того, как в 1481 году в мечети Пророка (с.г.в.) произошел пожар, султан Кайтбай отправил своих мастеров для ее реставрации.


Подсвечники для комнаты Пророка (с.г.в.) были изготовлены из меди, черного органического материала.  На горлышке каждого подсвечника есть лента-надпись о том, что подсвечник посвящен могиле Посланника (с.г.в.) и подарен султаном Аль-Малика Аль-Ашрафа Аби Аль-Наср Кайтбаем. Время дарения – Священный месяц Рамадан 887 г. хиджры/октябрь-ноябрь 1482 г. н.э., и, возможно, это время было выбрано неслучайно. Верхние буквы строки имеют форму, напоминающую пинцет. Этот новый стиль письма мамлюков появился в эпоху Кайтбая. Его интерес к строительству и реставрации культовых сооружений способствовал расцвету искусств.


Эти два уникальных экспоната будут радовать глаз посетителей биеннале в аэропорту Джидды до апреля этого года.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: biennale.org.sa