En Ar

Халяль – отрасль мировой экономики

28 января


«Халяль» означает «дозволенное» и «чистое» согласно исламу. Ислам рассматривает жизнь как единое целое, в котором духовные принципы неотделимы от повседневных практик. Поэтому понятие давно вышло за рамки мусульманских сообществ, охватив такие сферы, как финансы, логистика и высокие технологии. Это не только вопрос питания – халяль формирует особый образ жизни и культуру. Такое расширение, в свою очередь, вызывает как критическую реакцию в некоторых сообществах, так и здоровый интерес со стороны немусульман.


Сегодня рынок халяльных товаров и услуг формируется и в неисламских странах. Глобализация сделала исламские практики и представления о дозволенном более видимыми и доступными по всему миру. Растущая осведомленность повышает спрос на соответствующие продукты. Для многих компаний сертификация «халяль» стала выгодным инструментом, открывающим доступ к новым рынкам. Все это способствует глобальному росту халяльного сегмента, прогнозируемый объем которого к 2050 году может достичь 30 трлн долларов.


Поскольку многие современные продукты не были известны во времена Пророка ﷺ, критерии дозволенного и запретного формируются на основе Корана и Сунны. Это касается не только состава, но и этики производства, включая особые ритуалы, например, при забое животных. Для рядового мусульманина разобраться во всех нюансах сложно. Здесь и возникает роль сертификации. Она служит для верующих гарантией и инструментом осознанного выбора, став практическим механизмом соблюдения религиозных предписаний в современном многополярном мире.


Истоки современной халяльной сертификации лежат в 1970-х, когда начался массовый экспорт упакованных пищевых продуктов из США, Европы и Австралии в мусульманские страны. Первые случаи, как, например, запрос от Саудовской Аравии к Австралии в 1974 году, касались соответствия мяса исламским нормам забоя. Это привело к появлению первых сертифицирующих органов, таких как «Исламские службы Америки», которые изначально учреждались для иных целей, но быстро адаптировались к запросу.


Сертификация стала ответом на озабоченность потребителей в исламских странах и необходимость для экспортеров доказать соответствие своих товаров религиозным требованиям. Изначально она касалась мяса и сельхозпродукции, но в 1990-е годы, после скандалов с использованием нежелательных ингредиентов (например, свиных эмульгаторов), распространилась на другие категории – сахар, косметику, фармацевтику. Спрос породил и новые ниши, такие как халяльный туризм. Из инструмента для экспорта сертификация превратилась в систему, обслуживающую глобальный рынок и формирующую особые потребительские практики.


Сегодня это мировой институт. Практически в каждой стране действуют органы, устанавливающие стандарты и контролирующие их соблюдение. Российская Федерация наращивает экспорт халяльной продукции с каждым годом – в рамках XVI Международного экономического форума «Россия – Исламский мир» было заявлено о более чем 80%-ном росте экспорта в 2024 году по сравнению с предыдущим. При этом оборот халяль-продукции внутри страны превысил миллиард рублей и спрос с каждым годом растет. Мощным драйвером развития сегмента стало открытие в декабре 2025 года в Казани первого в СНГ представительского центра AAOIFI – ключевой организации, разрабатывающей стандарты для сферы исламских финансов.


Рост халяльного рынка – яркое проявление глобального возвращения к религиозной и культурной идентичности. Парадоксально, но основные производители халяль продуктов – это немусульманские страны, такие как Бразилия, Швейцария, США, Великобритания. Среди исламских стран лидером стала Малайзия, целенаправленно построившая у себя глобальный халяльный хаб. Этот экономический сегмент мощно заявил о себе, став пространством, где тесно переплелись вопросы религии, идентичности и коммерции. Потребление халяль продукта зачастую находит отклик и среди немусульман благодаря строгим санитарным и этическим нормам.


Расширение халяльной экономики в немусульманских странах часто вызывает сопротивление, воспринимаемое как попытка захвата светского рынка и угроза культурной однородности. Во многих странах Запада «бойкот халяля» неоднократно становился доминирующей темой в социальных сетях – среди людей, уверенных в направленности этой позиции на сдерживание развития сегмента «халяль» и укрепление местной экономики. Так, страница запрещенной в РФ соцсети Facebook под названием «Boycott Halal in Australia» призывала потребителей бойкотировать сертифицированные продукты, собрав более 100 тысяч подписчиков.


Критики видят в халяльной сертификации навязывание религиозных норм всему обществу, скрытый налог в пользу мусульманской общины и даже возможный канал финансирования радикальных групп. Дебаты также затрагивают этические и гигиенические аспекты ритуального забоя, что периодически выносило эту тему в эпицентр политических и общественных дискуссий в Европе.


Во Франции рост халяльных продуктов привел к реакциям в немусульманских слоях общества, которые требовали их отклонения французским народом. Дело стало настолько поляризующим, что и президент, и премьер-министр Франции в 2012 году попросили, чтобы определенные религии пересмотрели свои традиции забоя животных. Мусульмане были в ярости и считали, что все это направлено против них, несмотря на то что они родились французами и имеют право на отсутствие дискриминации.


В 2018 году ультраправое сообщество в Европе запустило кампанию в Facebook по бойкоту шоколада «Toblerone», как только узнало, что продукт имеет халяльную сертификацию. Это началось в Германии, но вскоре достигло Франции, Англии и Нидерландов. Подобные настроения иногда приводят к практическим последствиям: компании под давлением отказываются от сертификации (например, американская компания «Kellogg's» в 2016 году), а в странах с небольшой мусульманской диаспорой звучат призывы вообще упразднить ее для внутреннего рынка. Ситуацию усложняют случаи недобросовестной сертификации и спекуляции на религиозных чувствах, что требует выстраивания четкого правового регулирования.


Требования к халяльной сертификации в России изложены в отдельных государственных стандартах, основанных, в свою очередь, на религиозных принципах и утвержденных Советом муфтиев России. Как и выбор товара среди разнообразия, это добровольный процесс и халяльный сертификат не заменяет другие обязательные стандарты или декларации. Однако он позволяет получить конкурентные преимущества при завоевании рынка, где разумный потребитель будет делать выбор в сторону наиболее необходимого и качественного продукта, а дальновидный производитель постарается это решение предложить. Каким оно будет для нас – каждый волен выбирать сам.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир" 

Фото: ДУМ РФ