Священный Коран наставляет: «Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию»; во второй суре «Аль-Бакара» сказано: «Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил». В исламе сложилось особое отношение к предпринимательской деятельности. Мусульманское вероучение признает честную торговлю экономической деятельностью, одобряемой Всевышним. В России, где ислам многие века тесно взаимодействовал с другими религиями и культурами, многие его адепты оказались успешны в реализации коммерческой инициативы.
Сегодня Россия активно сотрудничает с исламским миром в экономической сфере: широкомасштабная торговля, совместные инвестиции, развитие исламского банкинга. Возникает необходимость в специалистах, понимающих как работает экономика по законам шариата и какой путь в рамках российского государства она совершила в прошлом. «Предпринимательство и ислам: российский исторический опыт» – первое научное издание, подготовленное преподавателями Казанского федерального университета в 2016 году. Книга подробно рассказывает о коммерческой деятельности мусульман Российской империи.
Подвижничество предпринимателей, как самой энергичной и динамичной части общества, позволяло развиваться мусульманскому населению в царской России. Пополнения в рядах гильдейского купечества в XIX веке свидетельствует об обширной активности российских мусульман в деловой среде. Если в 1801 году к гильдии купцов в Казани было причислено 32 мусульманские семьи, то в 1860 году – уже 72 фамилии. Динамичный рост наблюдался также в Касимовской и Симбирской губерниях. В последней к исходу столетия мусульманское предпринимательство приобрело наиболее сильные позиции, наряду с Оренбургской, Уфимской и Казанской губерниями.
Значительные капиталы предприниматели-мусульмане инвестировали в сферу промышленного производства. В 1849 году удачливый купец Сулейман Акчурин строит в Симбирской губернии свою первую фабрику. В 50-х годах XIX века суконные фабрики в Саратовской губернии открывают промышленники Дебердеевы. Наряду с традиционными для мусульман производствами (бумаготкацкое, мыловаренное, кожевенное) осваиваются новые отрасли: стекольная, химическая, обработка нефти и металлов, и другие.
В стекольной промышленности больших успехов удалось добиться известному в деловых кругах купцу Ахметджану Сайдашеву, в нефтепереработке – Рахматуллину и Субаеву. Братья Рамеевы приходят к успеху в промышленной добыче золота. Мусульманские торговцы и промышленники активно пользовались рекламой, размещая хвалебные объявления о своих фирмах в газетах, журналах и специализированных изданиях. При этом отсутствуют факты, указывающие на участие российских мусульман в неодобряемых религией видах торговой и промышленной деятельности.
В конце XIX века представители мусульманской буржуазии России учреждают акционерные компании. Среди них: «Товарищество Старо-Тимошкинской суконной мануфактуры Акчуриных» (учрежденное в декабре 1891 года); «А. Сайдашев с сыновьями» (год учреждения – 1894, цель – развитие стекольного производства и чайной торговли в Казани и других городах империи); «Торгово-промышленное товарищество Т. Акчурина» (учрежденное в 1895 году в Симбирской губернии). С 1912 года в Симбирской губернии развернуло активную промышленную деятельность «Товарищество Тепловской суконной мануфактуры А. Агишева».
В этот период одной из проблем развития мусульманского предпринимательства в России стало отсутствие собственных банков. В соответствии с шариатом в мусульманском мире запрещалось взимание процента с кредита. Священный Коран гласит: «Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню. Поистине, Аллах не любит всякого неверного грешника!»; «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением». Проблема банков обсуждалась на страницах татарской экономической прессы. Следует отметить, что с 1908 по 1913 годы издавался первый экономический журнал для российских мусульман «Икътисад» («Экономика»).
Мусульмане-предприниматели дореволюционной России помимо бизнеса принимали активное участие в благотворительности. На протяжении веков наиболее значимым институтом мусульманской филантропии было добровольное пожертвование имущества в форме фонда – «вакф».
В России подобные фонды стали учреждаться крупными предпринимателями из числа мусульман в ХIХ – начале ХХ веков. В Казани самым известным вакуфным учреждением стал детский приют, открытый купеческой семьей Юнусовых в феврале 1845 года. Воспитанники приюта обеспечивались питанием и одеждой. Также дети получали медицинское обслуживание и начальное образование.
Мусульманский приют действовал на принципах автономии и финансировал себя сам. Источником его существования стал дом с каменными лавками – Юнусовы передали здание благотворительному заведению, чтобы и после их кончины приют продолжал работать. Сдача торговых помещений в аренду позволяла учреждению не закрыться от недостатка средств.
История предпринимательской деятельности мусульман России показывает, что адептам ислама на этой стезе, как и любому бизнес-сообществу в целом, были свойственны стремление к обогащению и большей прибыли, а также практичность, рассудительность, стремление к экономии и деловая хватка. Но в соответствии с принципами шариата, мусульмане из предпринимательской среды ставили на первый план своей деятельности не только приумножение личного капитала, но и интересы возрождения всего мусульманского общества.
Многие представители мусульманского делового мира, добившись коммерческого успеха, меняли вектор своих устремлений в сторону других областей общественной жизни: политическую борьбу за права единоверцев и просветительскую деятельность в самых разных ее ипостасях, в том числе литература и поэзия. Последнее поколение предпринимателей-мусульман (перед революцией 1917 года) проявило высокую степень социальной ответственности, выступив в роли носителей прогрессивных идей и популяризаторов образования и науки среди мусульманских народов.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Museums Victoria/Unsplash