18 ноября весь мир отмечает Международный день исламского искусства. Празднование этого Дня является одним из наиболее эффективных путей укрепления терпимости между народами и содействия культурному сближению, которое возможно благодаря силе искусства. В Татарстане эту дату решили обозначить открытием новой выставки, организованной Национальным музеем Республики Татарстан совместно с Генеральным консульством Республики Турция в Казани. Фотовыставка «Сельджукские минбары Анатолии: шедевры мусульманского искусства» представляет собой экспозицию из 40 фотографий, сделанных в рамках исследовательского проекта казанским искусствоведом Лилией Саттаровой и турецким фотографом Исмаилом Хайкыром в разных городах Турции в 2015-2021 годы.
Что есть минбар? Почему он занимает важное место не только в исламе, но и в мусульманском искусстве, в самой многовековой культуре мусульманских народов? В средние века минбар был кафедрой, которая превращала обычную мечеть в соборную, откуда звучали проповеди с упоминанием имени правителя. Минбар, символизировавший власть духовную и светскую, создавался из драгоценных пород дерева лучшими мастерами своего времени. Его богатый декор вобрал в себя все формы исламского орнамента, основанного на законах геометрии, именно поэтому сохранившиеся экземпляры старинных минбаров вызывают восторг не только у зрителя, но и у исследователей и искусствоведов.
По словам и.о. директора Национального музея РТ Алисы Вяткиной, фотографии, представленные на выставке, являют собой вершину человеческого мастерства. «Дух захватывает от осознания того, сколько было потрачено сил, времени, терпения и труда для создания каждого минбара. Мастера смогли пронести свои мысли для нас через века, увековечив тем самым свой труд. А что после нас останется на этой земле? Прогуливаясь по новой выставке, начинаем задумываться о сущности мироздания, о красоте, о верности своему делу», – подчеркнула Вяткина.
По словам Лилии Саттаровой, заместителя директора, главного музейного хранителя, исламское искусство заслуживает огромного внимания со стороны общественности и исследователей. Сам проект фотовыставки был задуман ещё 10 лет назад. «Мы выбрали предметом изучения минбары, потому что в Средневековье они являлись символом политической и духовной власти. На минбар мог взойти только лидер мусульманской уммы. Поскольку это очень символический предмет, в нем заключена огромная смысловая нагрузка. К тому же он вобрал в себя весь словарь мусульманского декора, который был выработан к XI–XII векам», – рассказала Саттарова.
По её словам, изображённые на фотографиях старинные минбары несут послание гармонии, красоты, равновесия мира, того равновесия, в котором Всевышний создал его. Это послание зашифровано в геометрических поверхностях, полных красочным резным орнаментом. И наша совместная работа – это попытка задокументировать творчество, желание донести и хрупкость этого предмета, и личность самого исполнителя.
Интересно, что 6 из 8 представленных на фотовыставке минбаров сегодня расположены в действующих мечетях Турции. Это есть богатейшая традиция, когда ты приходишь на молитву и видишь старинный минбар, с которого вещали много веков назад твои предки. «Это переворачивает сознание каждого мусульманина. К примеру, один из представленных минбаров датирован 1155 годом. Он стоит в Конье, в столице Сельджукского султаната, в действующей мечети», – рассказала Саттарова.
В свою очередь Генеральный Консул Республики Турции в Казани Исмет Эрикан напомнил о тесных исторических и культурных связях Турции с Республикой Татарстан. «У нас много общего – единый язык, единая религия. Поэтому, уверен, близки будут вам и работы, представленные на фотовыставке. Очень радостно, что день открытия пришёлся на Всемирный день исламского искусства. Сегодня здесь вы можете наблюдать не только фото прямиком из Турции, но и шедевры местные, татарстанские примерно того же периода, связанные с фаянсовым исламским искусством», – обратился к аудитории консул.
Те фотографии, которые представлены на экспозиции, – лишь капля в море, малая часть имеющегося архива. Об этом рассказал фотограф Исмаил бей Хайкыр. «Продолжатели этой традиции, той резной техники, проживают в Турции. Последнему из них 80 лет. На изготовление одного такого минбара у него с его командой уходит 5-6 лет. Всё изготавливается вручную в той же технике, что характерна для сельджукских мастеров. Когда я смотрю на эти древние минбары, то на ум приходят известного суфия Джалалетдина Руми: «Ты – это то, что ты ищешь».
На выставке также представлены фрагменты архитектурного декора зданий золотоордынского Болгара. В образцах многоцветной мозаики и резного гипса из собрания Национального музея Республики Татарстан ясно прочитываются характерные черты исламского орнамента.