En Ar

Великий богослов Абу Ханифа

17 июня

 

После того, как Куфа – город, строительству которого уделял особое внимание Праведный халиф Умар, была назначена столицей Исламского халифата, в нем обосновались ученые сподвижники пророка Мухаммеда ﷺ. Благодаря их труду и стараниям, Куфа превратилась в настоящий университет и центр просвещения. Не было равных ей мусульманских городов по количеству ученых. Одна из столиц Халифата выступает местом действия книги «Абу Ханифа – великий муджтахид», выпущенной издательским домом «Хузур» Духовного управления мусульман Республики Татарстан в 2020 году. Автор книги – известный в Турции богослов и проповедник Ихсан Шеноджак. Внимание автора к древней столице вполне обоснованно. Именно в Куфе родился величайший богослов Абу Ханифа, и там же Имам Агзам постигал высоты в изучении религии.


Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи – исламский ученый  и богослов и правовед. Его имя носит одна из четырех каноничных правовых школ суннитского ислама (они называются «мазхаб»), основателем которой и является Имам Агзам. Именно так называют Абу Ханифу некоторые последователи – «Величайший имам». Благодаря усилиям учеников, его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной ответить практически на все юридические вопросы.


Хотя, как и сегодня, так и во времена жизни Абу Ханифы и после его смерти, находилось немало завистников или невежд, которые заявляли, например, что имам не знал хадисов. Именно развенчанию подобных неверных суждений, подрывающих несомненный авторитет, посвящена внушительная часть книги «Абу Ханифа – великий муджтахид». Автор тезисно раскрывает наиболее известные работы, критикующие деятельность Имама Агзама. Для подтверждения их неверности автор прибегает не только к сухой логике, но и перечисляет интеллектуальное наследие многочисленных ученых, выступавших в защиту Абу Ханифы. Этот метод доказательства превращает книгу в настоящее учебное пособие с содержанием полезного списка литературы для более глубокого изучения исламской юриспруденции – «фикх».


Но книга Ихсана Шеноджака может оказаться полезной всем, а не только людям, желающим стать учеными. Издание способно увлечь любого, проявляющего интерес к исламу, в особенности его суннитскому учению, основанному на ханафитской правовой школе. Даже случайный человек способен узнать много нового благодаря тому, что книга не только повествует о жизненном пути Имама Агзама, но и встречает читателя захватывающим введением, о котором стоит упомянуть позже.


Рассказ о биографии Абу Ханифы подробно излагает все этапы его жизни: от появления на свет, включая вопрос происхождения, до завершения пути в этом мире. Больше времени, чем учебе, Абу Ханифа уделял только поклонению. Изначально он занимался торговой деятельностью, где заметно преуспел благодаря доверию окружающих. Но участие красноречивого и богобоязненного Абу Ханифы в различных дискуссиях и научных собраниях обратило внимание ученых-современников. Книга также подробно рассказывает о том, почему Абу Ханифа охладел к науке «калям» и погрузился в изучение дисциплины «фикх».


Калям как наука начал развиваться в ходе дискуссий, возникших с появлением таких религиозно-политических течений, как хариджиты, кадариты, джабриты и другие. Абу Ханифа родился в эпоху, когда исламский мир был охвачен смутой. Местные народы оказывали культурное влияние на общество Куфы. Некогда столица Халифата, при Омейядах город становится центром притяжения для новых народов растущей мусульманской империи, в том числе не исповедующих ислам. Отсюда растет корень метода Абу Ханифы, которым он руководствовался в решении юридических вопросов.


Рассуждая о методе Имама Агзама, автор книги Ихсан Шеноджак приводит цитату ученого Аль-Муваффака Аль-Мекки: «Он делал вывод по тому или иному вопросу, основываясь на аналогии (“кыяс”)». Если в Коране, сунне и словах сподвижников не находилось аналогий, Абу Ханифа прибегал к методу «истихсан» – разрешению вопроса в сторону удобства и легкости. Когда и последний оказывался неприемлемым, богослов обращался к местным традициям.


Город Куфа снова оживает на страницах книги, когда речь заходит об открытии академии фикха, которую возглавил Имам Агзам. Излюбленная Аббасидами столица предстает привлекательной для многоликих и разнородных культур, с кипящими внутри идеологическими течениями. В этой связи автор Ихсан Шеноджак отмечает схожесть Куфы с современным миром. Священная Мекка также сыграла роль в становлении Абу Ханифы. Неоднократно совершая паломничество, а однажды и вовсе укрываясь там от преследования наместника Омейядов, ученый стал преемником знаний Ибн Аббаса и Ибн Умара.


Может показаться, что несмотря на все усердие в приобретении и распространении знаний, Абу Ханифа прожил спокойную жизнь уважаемого ученого. Но сразу после главы о политических взглядах Имама Агзама, автор погружает читателя в рассказ о суровых испытаниях, выпавших на долю главного героя книги. Пытки, содеянные против Абу Ханифы, выступавшего за справедливую власть, можно разделить на два периода. Первые испытания на Величайшего имама обрушились во времена правления Омейядов, а следующие – при Аббасидах.


Введение книги «Абу Ханифа – великий муджтахид» знакомит читателя с историей Мистера Небита. Этот будущий востоковед получал христианское воспитание в Англии до 13 лет. Когда стало известно о его выдающемся интеллекте, Мистер Небит был направлен в Стамбул. Там он проучился под видом мусульманина Тахсина Эфенди и получил официальное разрешение на преподавание исламских дисциплин. После этого он был направлен английскими властями в Индию, где проживало огромное количество мусульман.


По словам Ихсана Шеноджака, за последние двести лет преимущественно в Стамбуле, Египте и Индии, а также в других исламских странах выросли сотни таких Мистеров Небитов. Желая преобразовать политическую и социальную структуру мусульманского общества, западный мир задействовал подобных тайных миссионеров. Эти люди уничтожали религию под видом исправления убеждений и посеяли сомнения вокруг имени величайшего исламского ученого Абу Ханифы. По этой причине, рассказать о достоинствах Имама Агзама и разбить критику в его адрес, является обязанностью не только этой книги, но и каждого мусульманина.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Indonesia Bertauhid /Unsplash