Двуглавый орел и арабская тугра: история жизни Абдульазиза Давлетшина

22 февраля

 

 

1861 год ста поворотным в жизни мусульманской общины Российской империи. Именно в 1861 году 20 июня на свет появился Абдульазиз Давлетшин. Именно он смог соединить в себе следование духовной миссии и служению государственному долгу. 

 


Абдульазиз Давлетшин окончил Павловское военное училище, Николаевскую академию Генерального Штаба, Офицерские курсы при Азиатском департаменте МИДа. Он служил в Кавказском и Туркестанском военных округах, Генеральном Штабе. Российский военный востоковед, удостоившийся звания генерал-майора в 1913 году, знал в совершенстве арабский и турецкий языки. Обладатель ордена Золотой Звезды III степени, полученной из рук Эмира Бухарского ханства Сайида Абдул-Ахад-хана, и ордена Святого Станислава I степени.

 


В 1891 году в Джидде, центре Хиджазы (территория на западе Аравийского полуострова, включающая в себя священные для мусульман Мекку и Медину), открывается консульство, что стало знаковым в жизни и карьере Давлетшина.

 


Своеобразной точкой отсчета стал 1898 год, когда Абдульазиз был командирован в Хиджаз. Официально его цель была обозначена, как совершение паломничества. На деле параллельно с исполнением религиозных предписаний офицер за время пребывания на территории нынешней Саудовской Аравии должен был понять, что на самом деле происходит в этом регионе, который на тот момент контролировался Османской империей. Помимо Российской империи, туда были обращены взгляды Англии и Франции. Стоит отметить, что до паломничества Давлетшина у российских мусульман было немало проблем в Хиджазе. Начинались они с момента выезда с территории Российской империи. Хаджиям предстояло миновать Стамбул. А в момент особо острой эпидемиологической угрозы паломникам и вовсе не выдавали заграничные паспорта.

 


Помимо проблем с документами, российских мусульман ожидали и другие опасности: находясь на территории Османской империи, они оставались без какой-либо защиты. К этому ещё стоит добавить природные и климатические особенности, проблемы с водой и питанием, отсутствие системы прививок и возраст самих паломников (отправлялись в основном люди преклонного возраста в слабом физическом состоянии).

 


Неоднократно поднимался вопрос о запрете путешествия на Арабский восток. Это связывали с двумя причинами: отток денежных средств из Российской империи и необходимость присяги хаджиев Османскому халифу. Параллельно хаджу Давлетшин должен был отследить, на сколько местные силы, которые исповедовали тогда идеи пантюркизма и панисламизма, могут идеологически обрабатывать паломников на протяжении всего маршрута хаджа.

 


Поэтому путешествие на Аравийский полуостров было столь важно не только для мусульманской части Российской империи, составляющей 11% населения государства, но и для самой руководящей верхушки. Отчёт, который Абдульазиз Давлетшин предоставил по возвращении на родину, стал отправной точкой для дальнейшего паломничества российских мусульман к святым местам. В этом документе он отразил непростые отношения между турками и местными племенами (бедуинами), которые рассматривали первых как оккупантов и стремились к самостоятельности.

 


Подготовленный отчёт лишь повысил статус военного востоковеда, увеличив его значение для государства и общества в целом. Обсуждение этого отчёта стало важным историческим событием для всех мусульман Российской империи. Результатом поездки стала выработка и введение «Временных правил о паломничестве мусульман», которые практически уравняли права хаджиев в Мекку и христиан-паломников в Иерусалим.

 


Кроме этого, Давлетшин был одним из самых ярких светских деятелей мусульманской общины Санкт-Петербурга XX века – бессменный председатель Комитета по постройке Соборной мечети Санкт-Петербурга, сначала заместитель председателя, а потом и председатель Мусульманского благотворительного общества. Если его отец, Абдулла, построил главную мечеть Урала, то появление главной мечети всей Российской империи – заслуга Абдульазиза Давлетшина. Получив от руководства разрешение на сбор денежных средств по всей России на постройку Соборной мечети в Петербурге, он обращается в Сайиду Абдул-Ахад-хану Эмиру Бухарского ханства за помощью. 3 июля 1907 года Николай II разрешает Абудл-Ахад-хану приобрести землю под строительство мечети.

 


Понимая, что Россия представляет собой многонациональную и поликонфессиональную среду, Давлетшин отмечал, что крайне важно учитывать многообразие национального и религиозного состава народов империи. Отправившись в Хиджаз в 1898 году, он не только исполнил служебную миссию, но и свой духовный долг.

 


К его мнению прислушивались, он не был чужим среди своих. Если до его путешествия в Хиджазу было около 1,5–3 тысяч паломников, то после обсуждения отчёта их количество разительно возросло. Россия никогда не считала мусульман врагами, они являлись частью российской культуры, российской цивилизации. Давлетшин отмечал, что ислам – часть российской цивилизации. Доказательством этому служил и тот факт, что мусульманские офицеры играли большую роль в российской армии, пользуясь огромным уважением. Наравне с двуглавым орлом существовала и тугра с арабской надписью, которая использовалась в качестве каллиграфического символа на официальных документах вместо орла при общении империи с мусульманскими государствами.

 

Ильмира Гафиятуллина