Молниеносное развитие IT требует ответа на многие вопросы экзистенциального характера. Для мусульман, работающих в этой сфере, принципиально важно понимать, каким образом религия относится к информационным технологиям. В Республике Ингушетия, один из мусульманских регионов России, в котором просвещением в области IT активно занимается сообщество «Ingternet». На YouTube канале ингушских энтузиастов размещен подкаст «Мусульманин в IT», в котором принял участие доктор наук по мусульманскому праву, адъюнкт-профессор и старший преподаватель кафедры экономики Международного исламского университета Малайзии Гапур Озиев.
Беседа началась с вопроса о дозволенности работы в качестве программиста в коммерческих банках. Приглашенный эксперт отметил, что предстоящий разговор ни в коем случае не должен восприниматься как саботаж существующей системы любого светского государства. Однако мусульмане должны без всякой двусмысленности четко дать ответ на вопрос о том, насколько разрешена или запрещена та или иная деятельность в IT с точки зрения шариата.
В отношении работы в коммерческих банках существует два общих подхода. Первый подход категорически запрещает такую занятость, так как основой любого финансового института, особенно банков, является ростовщичество. При этом, даже если мусульманин не работает именно в кредитном отделе, он так или иначе способствует полноценному функционированию организации. Это мнение большинства мусульманских ученых, как классиков, так и современников.
Существует другая группа ученых, по мнению которых такая работа разрешена, но с очень строгими и жесткими условиями: если в стране вашего проживания нет исламских банков или если человек оказывается в безвыходном положении и не может найти работу для обеспечения себя пропитанием, то в таком случае следует избегать работы именно в кредитном отделе, а также не стремиться к карьерному росту. Это обобщенные условия, однако основное заключается в увольнении с подобной работы при первой же возможности.
Некоторые компании, где трудятся IT-специалисты, могут быть выкуплены тем или иным банком. Даже если непосредственная деятельность работника не связана с кредитными операциями, в новом положении он уже занят продвижением интересов новых владельцев. В таком случае важно определиться с наступившими обстоятельствами, так как возможно, что имущество компании находится в залоге или организация будет перепродана третьей стороне, занятой разрешенной с точки зрения ислама деятельностью. Но если фирма остается в собственности банка, следует уйти с подобной работы. Безусловно, существуют исключительные ситуации, но положением безвыходности нельзя злоупотреблять. В противном случае может произойти подмена понятий, ведь «зарурат» (необходимость, безвыходность) подразумевает такое состояние, когда мусульманин остался без крова и пищи.
При этом любые финансовые учреждения, где нет исламской финансовой системы, так или иначе занимаются ростовщичеством. Например, даже в случае купли и продажи валюты или ценных металлов эти средства задерживаются на различных счетах, перепродаются и размещаются на цифровых площадках – одним словом, нарушается дозволенный шариатом принцип «из рук в руки».
Отвечая на вопрос о нюансах увольнения из компании, которая занимается запрещенной с точки зрения ислама деятельностью, Гапур Озиев призвал отталкиваться от непосредственной ситуации. Речь идет о целесообразности озвучивания причины ухода. По мнению эксперта, демонстрация религиозных принципов является правильным поведением. Однако такой подход к данному вопросу должен осуществляться с уважением, без грубости и высокомерия. Мусульманин ни в коем случае не должен стыдиться своей веры; иначе невелика цена его отношения к Аллаху.
Бывают случаи, когда основная деятельность компании, в которой вы трудитесь, не запрещена с точки зрения ислама, но отдельные направления организации нельзя отнести к разрешенным (например, «Авито» – агрегатор бесплатных объявлений; также занимается выдачей кредитов). Тогда вопрос можно рассмотреть с нескольких позиций. Принципиальный подход иллюстрирует пример ложки дегтя в бочке с медом – когда в условное «халяль» попадает хотя бы немного «харам», все становится запретным.
Однако современные ученые, хорошо знакомые со священными первоисточниками и владеющие информацией о разнообразных аспектах повседневной жизни, стараются выносить решения, которые проявляют гибкость в подобных вопросах. В зависимости от авторитетного мнения, доля запрещенной деятельности не должна превышать 5, 30 или 33 процентов. В таком случае в данной компании разрешается работать, покупать ее акции и так далее. Но остается важное условие.
Мусульманин должен уточнить, сколько в процентном соотношении уделяется запретной деятельности. Например, она равна 10 процентам, а доход сотрудника или акционера равен 1000 условных единиц. Тогда одну десятую этой суммы, то есть эквивалент доли запретной деятельности, он должен расходовать на благотворительные цели, очищая таким образом свой заработок перед Всевышним. Но это ни в коем случае нельзя воспринимать в качестве «садака», и бенефициары благотворительности не должны находиться под вашим опекунством. Между прочим, это мнение не только современных ученых: Иззуддин ибн Абдуссалам (1181-1262 гг.) – «султан всех ученых» – придерживался аналогичного суждения.
Следующий вопрос касался способов распространения в интернете платных образовательных курсов – дозволено ли ими пользоваться, если кто-то другой приобрел учебные программы и выложил в свободный доступ для остальных? Если известно, что над разработкой курсов трудились люди, привлекались финансы и иные ресурсы, а кому-то удалось добыть их каким-либо образом и распространить, тогда последнее неправильно даже с точки зрения не исламской юриспруденции.
Другой аспект заключается в следующем: в большинстве случаев эти так называемые «сливы» неполноценны. Например, отсутствует обратная связь с автором учебного курса. Следовательно, распространять их, а тем более продавать с точки зрения ислама является недозволенным. Не страшно, если человек обнаружил какую-то полезную для себя информацию и изучил ее. Существует другая ситуация: когда человек приобрел образовательную программу за некоторую сумму и решил ее перепродать. В этом случае продавец не имеет оснований ограничивать покупателя в его правах. Однако современные ученые сходятся во мнении: покупатель может перепродать или подарить купленный им продукт (то есть какой-то носитель информации или чаще всего цифровой файл). Но копировать его с целью заработка или свободного распространения уже считается несправедливостью.
Интересным оказался ответ на вопрос о дозволенности разработки учебных программ для изучения светских предметов. Гапур Озиев уточнил, что если речь идет о естественных науках, таких как химия, физика и так далее, в которых великим ученым мусульманского мира удалось достичь высот, то перечисленные дисциплины можно называть исламскими, и подобное направление деятельности лишь поощряется религией.
Многие вопросы касались работы в индустриях, связанных с разработкой компьютерных игр. В частности, дозволено ли мусульманам конструировать 3D-модели живых существ? Ответом стал однозначный запрет, о чем свидетельствуют многочисленные хадисы. Тем не менее, существуют и некоторые исключения, которые можно обнаружить в трактовках современных ученых. Их разнообразие сводится к следующему: если изображаемый объект лишен признаков одушевленности (то есть отсутствует лицо или какая-либо жизненно необходимая часть тела), построение таких 3D-моделей допускается.
Любая деятельность мусульманина должна приносить пользу. Поэтому, если в разрабатываемой игре нет ничего запрещенного, но она также не приносит существенной пользы и преследует лишь одну цель – развлечение, заниматься подобным мусульманину не стоит. Касаясь темы написания фантастических сюжетов для игр, Гапур Озиев призвал обратить внимание на культурное наследие ислама. История религии содержит богатое разнообразие удивительных сюжетов, таких как ночное путешествие и вознесение пророка Мухаммада ﷺ. При этом нет необходимости что-либо сочинять; стоит лишь обратиться к священным аятам и достоверным хадисам. Единственное, важно преподнести информацию с учетом аудитории. Детям рассказать доступно и понятно, а взрослых можно посвятить в более сложные детали.
При обсуждении вопроса о дозволенности предоставления услуг связи и технической поддержки майнинговым фирмам, занятым производством криптовалюты, Гапур Озиев сослался на статью «Криптовалюта с точки зрения шариата», написанную им в соавторстве с доцентом Московского государственного университета имени Ломоносова Магометом Яндиевым. Эксперт подчеркнул, что сама технология блокчейн идеальна в плане хранения и передачи информации. При этом блокчейн может функционировать без криптовалюты, но в обратном порядке это не работает.
Гапур Озиев призвал аудиторию обратить внимание на существенную проблему криптовалют, а именно – отсутствие каких-либо гарантий. Обслуживанием операций с привычными валютами занимается государство. В случае потери банковской карточки всегда возможно обратиться в банк или государственное учреждение за решением проблемы. Даже когда человек внезапно умирает, его сбережения без существенных препятствий может унаследовать семья и так далее. С криптовалютой все иначе. Что делать, если потерял ключи от крипто-кошелька? Обратиться некуда.
Опуская страшную волатильность криптовалют, следует рассмотреть другие аспекты цифровых денег. Официально выпущенные валюты в состоянии измерить ценность любого предмета, в том числе того же биткоина. Сама криптовалюта образована искусственно, привязана к традиционным денежным знакам и не может объективно оценить товар. Совершенно точно известно, что непонятно, в каком направлении движется этот поезд. Каждый спешит запрыгнуть в него, но где будет конечная остановка – неизвестно никому. В таких обстоятельствах сложно оценить вопрос с точки зрения шариата. Чем больше вкладывают в криптовалюту, тем быстрее абстрактный поезд разгоняется.
В этой связи Гапур Озиев рекомендует воздержаться от деятельности, связанной с криптовалютой. Исключение можно сделать только в том случае, когда мусульманину необходимо приобрести какой-либо актив, который продается только за определенные криптовалюты.
Последний вопрос коснулся участия в разработке стриминговых сервисов или различных спортивных и новостных интернет-порталов, где контент может быть, как запрещенным, так и дозволенным. Даже если программист не работает непосредственно с контентом, желательно покинуть эту должность. Иначе существует вероятность потратить большое количество времени, не только переживая о будущем наполнении сайта, но и становясь соучастником в результате рабочего процесса. Чтобы сохранить отношения со Всевышним и жить спокойно, необходимо уходить от сомнительного заработка.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: KeepCoding/Unsplash