Требования ислама о признании значимости науки и поощрении ученых, содержащиеся в Священном Коране, оказались важным средством приобщения мусульман к научным и культурным достижениям человечества. О важности приобретения знаний писали многие ученые мусульманской общины. Один из них, Абу Хамид аль-Газали (1058-1111), при жизни завоевавший высшую ученую степень своего времени «Довод Ислама», в своем 10-томном труде «Возрождение религиозных наук» приводит множество достоинств знаний перед остальными благами мира.
В конце XV века падение Гранады – последнего арабского государства Старого света, по всей территории Западной Европы стала складываться концепция европоцентризма. Ее адепты утверждают, что истоки подлинных ценностей науки, культуры, философии, литературы, архитектуры и искусства имеют исключительно европейские корни. Однако, многие из ученых Запада признают неоценимый вклад блестящей арабской мысли в развитие европейской науки.
Термин «физика» происходит от древнегреческого слова, означающего «природа». Физику исламские ученые начали изучать в Ираке и Египте: оптика, астрономия и механика, включающая статику, динамику, кинематику и движение, составляли область их исследований. Важным достижением было понимание необходимости экспериментов и наблюдений для получения ответов о природных явлениях. Благодаря научному подходу удалось не только решить проблемы различных отраслей физики, но и прийти к уникальным для эпохи средневековья изобретениям – например, разработке системы для дистилляции многокомпонентных жидких смесей.
Развить механику до уровня прикладной науки мусульманские ученые смогли путем усвоения ими технических достижений индусов, древних греков и китайцев. Поскольку исламская религия строго запрещала отягощать рабов изнурительными работами, а наемных рабочих непосильным трудом, гением исламских инженеров были изобретены механические средства, постепенно вытеснившие некоторые виды тяжелого физического труда из повседневной жизни людей.
Более полное осознание масштабов достигнутого прогресса может наступить при исследовании каждого отдельно взятого вклада в науку физики. Арабский ученый Ибн аль-Хайсама (965-1040), известный в Европе как Альхазен и «отец современной оптики», написал величайший труд средневековья – «Книга оптики» о свойствах света, доказав первым в мире, что «зрение происходит в мозгу, а не в глазах». По некоторым версиям, труд уцелел в латинском издании под названием «Сокровище оптики». В конце XII века персидский ученый Камаль ад-Дин аль-Фариси в своем труде «Пересмотр оптики Аль-Хайсама», представляющем критический комментарий к наследию предшественника, совершил поразительные открытия о природе света.
Персидский ученый Абу Райхана аль-Бируни (973-1050) является автором многочисленных фундаментальных трудов почти по всем областям науки своего времени: математика, физика, астрономия, геология, минералогия и многие другие. В сочинении «Собрание сведений для познания драгоценностей» он описал различные виды драгоценных камней и тел, и с невероятной точностью выяснил удельный вес некоторых веществ. Аль-Бируни – первый физик, определивший вязкость воды и доказавший, что скорость света быстрее звука.
Не менее известным был арабский ученый, физик, астроном и специалист по оптике и химии из города Куфа Абу Юсуф Ибн Исхак (801-873), более известный в Европе как аль-Кинди. За все время своей научной деятельности он написал 256 книг, многие из которых не сохранились. В основном до нас дошли лишь труды, переведенные с арабского на латынь: «О причине голубого цвета неба», «О лучах», «О зажигательных зеркалах», «О причине снега, града, молнии, гроз, грома», «О причине приливов и отливов», «О дождях, ливнях и ветрах» и многие другие.
Багдадский ученый философ, физик, психолог и врач Абу Баракат Багдади (1080-1165) был по происхождению евреем, принявшим ислам. Будучи сторонником научных и философских учений и методов исследования другого средневекового ученого – Авиценны, он считал важнейшим видом доказательства эксперимент. В своей работе «Книга того, что было установлено личным размышлением», Аль-Багдади подверг резкой критике физику и философию основателя формальной логики древнегреческого философа Аристотеля, разработав в противовес свою концепцию, близкую к современной. Кроме того, ученый внес большой вклад в развитие средневековой теории «импетуса» – некоторой силы, вложенной внешним источником в брошенное физическое тело.
Андалузский философ Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, известный как Ибн Рушд или Аверроэс, выработал новые тезисы о природе путем обсуждения предыдущих текстов, особенно Аристотеля. За философские труды с многочисленными комментариями к Аристотелю его прозвали «Комментатором» и «Отцом рационализма». Он также предложил свое определение силы как «скорости, с которой совершается работа по изменению кинетического состояния материального тела».
Грандиозных успехов достигали мусульманские естествоиспытатели. В 880 году андалузский астроном и изобретатель Аббас ибн Фирнас ат-Такурунни впервые сконструировал летательный аппарат, наподобие аэроплана, из птичьих перьев и ткани. Ему удалось довольно долго парить в воздухе и плавно приземлиться. После полета Аббаса ибн Фирнаса исламские изобретатели продолжали покорять небо – попытка Исмаила Джовхери (950-1010) осуществить полет закончилась трагической гибелью во время приземления. Спустя века османский инженер-изобретатель Ахмад Челеби (1609-1640) по прозвищу «Тысяча знаний», с помощью орлиных крыльев, привязанных к спине, спрыгнул с башни Галата в Стамбуле и, пролетев через пролив Босфор, приземлился на площади Доганджилар в местечке Ускудар.
Мусульманский ученый Ахмед бин Муса (803-878) – один из пионеров кибернетики, в своем произведении «Удивительные системы» начертил схемы около тысячи приборов с системой автоматической регулировки. Известнейший арабский астроном Ибн Юнус (950-1009) пользовался часами с маятником задолго до Галилео Галилея. Джабир ибн Хайян (721-805), именуемый «отцом химии», впервые высказал мысль об огромной энергии, скрытой внутри атома, о возможности его расщепления – при этом вероятно образование силы, способной разрушить Багдад. Вклад исламских ученых в физику невозможно изложить в пределах одной короткой статьи, кроме того, этот удивительный процесс продолжается и в наши дни.
Ученый-физик из Пакистана Мухаммад Абдус Салам (1926-1996) руководил Международным центром теоретической физики, расположенном в итальянском городе Триеста, почти 30 лет. В 1979 году «За вклад в построение объединенной теории слабых и электромагнитных взаимодействий между элементарными частицами, в том числе за предсказание существования слабых нейтральных токов» Абдус Салам был удостоен Нобелевской премии. Исследования в данной области физики начинал еще Альберт Эйнштейн, но в связи с его кончиной они остались незавершенными.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Artturi Jalli/Unsplash