En Ar

Сын Чингиза Айтматова поприветствовал участников Международного форума писателей и интеллектуалов

22 октября 2020


Позвольте поприветствовать всех вас, дорогие участники нашей видеоконференции! Я очень рад тому, что мы все с вами смогли собраться здесь. Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов данного международного онлайн-мероприятия! Несмотря на то, что, к большому сожалению, по причине пандемии мы не можем встретиться вживую, им удалось собрать нас всех на этой платформе. За что я им глубоко признателен и желаю успехов в проведении как сегодняшней видеоконференции, так и всех предстоящих научных и культурных встреч! Считаю, что данная онлайн конференция - очень важное событие в нынешнее непростое время, поднимающее актуальные проблемы современного общества. Поэтому, организаторы конференции выполняют крайне важную миссию – пытаясь найти точки соприкосновения между культурами и цивилизациями с помощью диалога между ними. И я с ними солидарен в этом - я глубоко убежден, что это единственный правильный подход в данном вопросе.


Разумеется, тот факт, что проект несет имя моего отца - «Международный форум писателей и интеллектуалов им. Чингиза Айтматова» - налагает на меня огромную ответственность. Думаю, не будет лишним заметить, что я немножко волнуюсь по этому поводу. Тем более, что для моего отца, как вам известно, тема конфликта и диалога культур и цивилизаций имела фундаментальное значение. Она занимала одну из основных мест не только в его творчестве, но и в общественной деятельности. Он посвятил данной проблеме, можно сказать, все свое время и мысли, пытаясь понять ее природу, и ища пути выхода из кризиса взаимопонимания народов и культур и нащупывая возможности избегания конфликтных ситуаций. Он приложил много усилий для того, чтобы у его современников и будущих поколений была возможность жить в мире и согласии.


Как сделать так, чтобы наши с вами современники, прежде всего молодое поколение, представители совершенно разных культур, сумели находить компромиссы и жить в гармонии друг с другом? И что должно стать опорой для них в этом вопросе – какие идеалы и ориентиры? Я понимаю, что очень непросто найти ответы на эти вопросы, но все же необходимо их искать и находить. В романе «Стоянка человека» Фазиля Искандера, одного из любимых писателей моего отца, говорится, что если разрешить социальные проблемы, то проблемы происхождения (национальности) разрешаться сами собой. Я с этим не могу не согласиться, поскольку, считаю, что в здоровом обществе не могут возникать проблемы с взаимопониманием между представительными различных конфессий, национальностей и т.д. Основа взаимопонимания – это культура. Только путем культурного просвещения можно достичь полного приятия чужого уклада жизни, образа мысли, традиций, быта, верований. Современному человеку, живущему в эпоху глобализации, необходимо научиться быть предельно ответственным в общественной жизни, понимать, что мы живем в век информации, в эпоху открытости мира, где любое твое действие, твои помыслы, могут запросто отразиться на жизни окружающих тебя людей. Каждый из нас, сегодняшних пользователей интернета, - потенциальный создатель общественного мнения, вне зависимости от того, где мы находимся и чем мы занимаемся. Поэтому, чем больше открытости, тем больше ответственности! Вот каким, считаю, должен быть девиз современности. Только культура помогает нам выработать определенные правила поведения - этикет. И здесь, я убежден, большую роль должны играть как раз традиционные ценности, как и заявлено в теме нашей конференции.


В прошлом веке, при всех разночтениях на этот счет, Россия все же сделала очень много для поддержания культурного многообразия в нашем пространстве. С одной стороны, наши народы вместе с ней развивались и модернизировались, а с другой – не забывали и про свои корни, традиционные ценности. Тогда, я считаю, удалось успешно внутренне связать казалось бы совершенно разные вещи, найти синтез между Традицией и новым мироощущением. С помощью русского языка и русской культуры, народы бывших советских республик смогли интегрироваться в европейскую культуру с одной стороны, а с другой – сохранить народное творчество, фольклор, как исторический памятник. Напомню, что мой отец, как, к примеру, тот же Фазиль Искандер или чукотский классик Юрий Рытхэу, смогли достигнуть признания в мировой литературе именно благодаря тому, что писали на русском языке. Это немаловажный факт! Но, так же нужно особо отметить, что писали они не как русские авторы, они даже не подражали им, их заслуга в том, что они выразили национальную культуру через русский язык.  Тем самым, эти авторы - живой пример успешного симбиоза совершенно казалось бы несовместимых друг с другом культур.  Это еще раз показывает насколько культура – сложное и глубокое явление, и какую важную и незаменимую роль она играет в жизни человеческого общества.


   Сейчас наше общество, терзаемое религиозными, социальными, экономическими противоречиями, остро нуждается в едином алгоритме, позволявшем жить не враждуя и не воюя друг с другом, не сея хаос в обществе, не разрушая культурные связи, а наоборот, направляя свои силы на созидание и единство. И на мой взгляд, единство возможно только через культуру! Вспоминается главный принцип Индонезии, мусульманского государства: «Единство в многообразии». И для России, являющейся многонациональным и многоконфессиональным государством, это единственно верный принцип. Потому что отказ от многообразия для нее будет означать отказ от самой себя, в том виде, в котором она сейчас существует. Ведь там огромное количество мусульман, буддистов и представителей многих других вероисповеданий, не только православных.


Я считаю, что в современную эпоху не нужно излишне романтизировать традиционный уклад жизни, но все же очень опасно полностью отвергать традиционные ценности. Необходимо сохранять этикет, но не должно быть тупого примитивного культа различных традиционных ритуалов, потому что это не менее опасно, чем полный отказ от духовных ориентиров прошлого. Культура должна быть живой, вечно возобновляемой и возрождающейся, вместе с каждым новым поколением. Как сказал Ч. Айтматов: «Самое трудное для человека – оставаться каждый день человеком». То есть, каждый человек без исключения, в какое бы время и в каком бы месте он ни жил, обязан работать над собой каждый день не покладая рук - совершенствоваться. А поскольку совершенству нет предела, то и работа человека над собой не может иметь предела.


Спасибо большое за внимание!

 

Фото: официальный сайт Президента Киргизии