«Образование и диалог религий. Опыт России и стран исламского мира» – именно такой стала тема вот уже юбилейной V Международной летней школы «Болгарский диалог культур», традиционно проходящей на базе Болгарской исламской академии. Организаторами в рамках деятельности Группы стратегического видения "Россия - Исламский мир" выступают Фонд стратегического диалога и партнёрства с исламским миром, Болгарская исламская академия и Проектный офис по международному молодёжному сотрудничеству «Россия-ОИС». В этом году мероприятие прошло в онлайн-формате.
Межконфессиональное единство и перекрёсток культур
Заявленная организаторами тема школы приобретает особую актуальность в контексте острых глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество. Об этом говорилось в приветственном обращении заместителя председателя Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Фарита Мухаметшина. Текст письма зачитала исполнительный директор Фонда стратегического диалога и партнёрства с исламским миром, начальник Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии, член Группы Эльмира Садыкова.
«На протяжении веков в России, где проживают миллионы людей, исповедующих различные религии, образовалось тесное переплетение уникальных многогранных духовных и социально-культурных связей. В свою очередь международная неправительственная общественная организация Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир», созданная по инициативе Президента России Владимира Путина, в своей деятельности привержена поиску новых форм диалога, инициатив и решений для поддержки и углубления сотрудничества нашей страны с мусульманскими государствами по всему комплексу современных отношений. Наши особые контакты с Организацией исламского сотрудничества и её странами-членами направлены на укрепление совместных международных позиций и доверия между нашими странами», – говорится в тексте письма.
С приветственным словом к собравшимся офлайн и онлайн участникам летней школы «Болгарский диалог культур» также обратился первый заместитель муфтия Республики Татарстан Ильфар Хасанов. Религиозный деятель выразил надежду, что данная конференция позволит студентам ближе познакомиться с исламом и с татарско-мусульманской культурой, понять, что ислам несёт в себе мир, человеколюбие и образованность.
«Всем известно, что в следующем году Россия отметит 1100-летие официального принятия ислама в государстве Волжская Булгария. Ислам был принят в 922 году на берегах Волги, в самом сердце современной России. Отсюда следует, что ислам и мусульмане являются полноправной частью многонационального и многоконфессионального общества России. В сохранение государственных границ нашей общей Родины и её духовного суверенитета, в развитие сильного социально-экономического пространства внесли свой вклад все коренные народы России. Поэтому крайне важно познавание национальных культур, которые существуют бок о бок много веков и которые формируют многоликий общероссийский менталитет. Об этом говорится и на страницах Корана», – отметил Хасанов.
Наиболее открой частью общества ко всему новому является именно молодёжь. Молодые люди сегодня стремятся к расширению своих контактов, не видят никаких границ для общения, владеют языками, демократичны, более терпимы и приемлемы к другому мнению и мировоззрению. А для сохранения хрупкого межнационального и межконфессионального мира в обществе нужно с уважением относиться к культурно-историческому наследию своего народа и к чужим культурам, уверен Ильфар Хасанов.
«Татары на протяжении веков жили и живут на границе между Востоком и Западом, Азией и Европой, русско-православным миром и тюрко-мусульманским, что привело к появлению неординарных и выдающихся мыслителей. Такое пограничное состояние всегда стимулировало татар развиваться в контексте перекрёстка культур и народов», – резюмировал заместитель татарстанского муфтия, напомнив собравшимся о том, что крепкое межрелигиозное и межнациональное взаимодействие формируется и укрепляется не только на конференциях, но и на совместных культурных и спортивных мероприятиях. К примеру, совсем недавно муфтий Татарстана Камиль Самигуллин возглавил межконфессиональную экспедицию, в рамках которой группа мусульманских и православных деятелей из Татарстана совершила успешное восхождение на вершину Эльбруса.
В свою очередь ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин согласился с тем, что проблема, обозначенная в названии летней школы, очень важна и актуальна. «Диалог цивилизаций, диалог культур в России имеют глубокие корни. Молодёжи есть, что изучать в этом направлении. А практическое воплощение диалога культур можно найти в системе образования. На сегодняшний день в стране созданы все возможности, чтобы молодёжь получала разностороннее религиозное образование: действует 80 учебных заведений, порядка 15 из них – высших. Мы уже вышли на этап адаптации исламского образования к условиям российского поликонфессионального сообщества», – отметил Мухаметшин.
К тёплым приветственным словам и напутствиям в адрес многонациональной молодёжи обратился и ректор Болгарской исламской академии Айнур Тимерханов. «За эти годы участниками международной школы стали сотни молодых людей из десятков стран мира – России, Китая, Иордании, Сирии, Ливана, Туниса, Турции, Ирака, Афганистана, стран СНГ. Летняя школа «Болгарский диалог культур» по праву оправдывает свой статус международной площадки для диалога культур и цивилизаций, для ознакомления иностранных участников, студентов с богатым духовным потенциалом Российской Федерации и Республики Татарстан», – подчеркнул Тимерханов.
По мнению ректора Болгарской академии, именно образование, в том числе религиозное, играет весомую роль в эффективном противодействии современным вызовам и угрозам, в том числе идеологии экстремизма и терроризма. «Безусловно, это образование должно базироваться на традиционных устоях в соединении с современными реалиями и требованиями времени. Этот процесс должен быть направлен, в первую очередь, на укрепление гражданской идентичности молодёжи, культурно-цивилизационного и межрелигиозного диалога, гармонизацию межрелигиозных отношений путём преодоления духовного невежества и нетерпимости», – резюмировал спикер, более детально рассказав о деятельности и имеющихся на данный момент успехах Болгарской исламской академии.
В свою очередь Шамиль Кашаф, научный сотрудник Института востоковедения РАН, МГЛУ и КФУ, научный консультант Отделения кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу (г. Дербент), советник муфтия Чеченской Республики, член общественного совета при ФСИН России напомнил о большой проделанной работе Группой стратегического видения «Россия – Исламский мир», которую возглавляет президент Татарстана Рустам Минниханов. «В 2019 году Рустам Нургалиевич представил обновлённую стратегию Группы и напомнил, что из 1 млрд 700 млн. мусульман на планете более 20 млн. живут в РФ. И причем живут не в духовной изоляции с единоверцами или религиозном отторжении общества, напротив – 1000-летняя история государства и 1100-летняя история принятия ислама Волжской Булгарией говорит о том, что Россия имеет мощные духовно-нравственные религиозные опоры, в числе которых – ислам», – добавил Кашаф, подчеркнув, что опыт Группы стратегического видения должен масштабироваться и транслироваться на более широкую аудиторию.
Молодёжь – основные участники межкультурного диалога
Молодёжные мероприятия тогда имеют эффект, когда придуманы, продуманы и реализованы самой молодёжью. В этом уверен Тимур Сулейманов, первый заместитель министра по делам молодёжи Республики Татарстан. «Чтобы молодёжные проекты были восстребованы, молодёжь сама должна быть вовлечена и на стадии разработки проекта, и на стадии его реализации. В этом направлении мы активно сотрудничаем с молодёжным форумом Организации исламского сотрудничества и его Евразийским центром», – подчеркнул Сулейманов. Спикер напомнил о том, что начиная с 2007 года Республика Татарстан активно взаимодействует с молодёжным крылом ОИС. «Мы убеждены, что международное молодёжное сотрудничество – один из приоритетов государственной молодёжной политики и перспективное направление его развития. В 2020 году в Казани был создан Проектный офис «Россия – ОИС». Таким образом, мы становимся ресурсной платформой для молодёжи из различных регионов страны в сфере коммуникации, наращивания научного потенциала, возможности участие в международных проектах», – подытожил Сулейманов, напомнив, что в следующем году состоятся выборы молодёжной столицы ОИС, на титул которой претендует и Казань.
В свою очередь директор Евразийского центра молодежного форума ОИС Эльмеддин Мехдиев подчеркнул значимость татарстанской площадки, где проживают в основном представители ислама, которые испокон веков дружелюбно относились к представителям иных религиозных воззрений.
«Диалог в рамках ОИС – Россия может послужить хорошей платформой для налаживания более тесного сотрудничества между представителями разных религий и культур. Со своей стороны мы выражаем готовность принимать участие в организации подобного рода мероприятий, делиться своим опытом», – заверил Мехдиев.
Человек без духовной основы потеряется в мире
По мнению Дохи Асси, депутата и члена Комиссии по международным отношениям и комиссии по культуре, медиа и археологии Палаты представителей Парламента Арабской Республики Египет, сегодня в мире наблюдается новая тенденция. «Человек без духовной базы теряется в мире. Именно поэтому ваша работа так важна. Нам нужно выстраивать эффективный межрелигиозный диалог. Мы должны понимать, знать, уважать друг друга, чтобы жить вместе. И такие летние школы, как «Болгарский диалог культур», очень эффективны для нас всех», – уверена представительница Египта.
В своём выступлении она также поделилась богатым опытом Египта в сфере межрелигиозного диалога, поскольку до появления ислама большинство египтян были христиане. «Сейчас среди египтян есть и христиане, и мусульмане. Наши граждане понимают, что они египтяне, граждане одной страны, вне зависимости от своей религиозной или национальной принадлежности».
Завершая своё выступление Доха Асси высказала предложения по выстраиванию межрелигиозного диалога и решению возможноых конфликтов. Немало важную роль здесь, по её мнению, играет фольклор, который требует детального изучения.
Религия – одна из возможностей познавать мир
Подобные форумы призваны укрепить мжерелигозное согласие в России и установить прочные научные, гуманитарные и культурные связи с исламским миром. Об этом говорилось в приветственном обращении Митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, которое зачитал отец Алексей Колчерин, проректор Казанской православной духовной семинарии.
«Молодому поколению нужно хорошо знать собственные религию, культуру, традиции. Поэтому надо развивать систему высшего и среднего духовного образования, повышать уровень научных исследовательских работ. Здесь нам положительный пример показывает Болгарская исламская академия, с которой мы активно сотрудничаем. Это направление формирует в том числе и образ духовного мышления нашего общества», – говорится в обращении.
Как отметил представитель православного населения Татарстана, представители традиционных религий республики имеют богатый положительный опыт взаимодействия в научной, образовательной, социальной сферах, что активно способствует утверждению межнационального и межрелигиозного согласия в нашем общества.
О важности образования в налаживании диалога между религиями говорил и Абдулатыф Бахрави, председатель ассоциации Российско-Марокканской дружбы. По его словам, накопление опыта общества позволило образоваться такому явлению, как культура. «Образование – это процесс передачи знаний, накопленных в культуре новыми поколениями. Но при этом нельзя забывать и о самообразовании. Хочу отметить, что образование и диалог религий позволяет нам говорить о том, что религия, прежде всего, является для каждого члена общества одной из возможностью познавать мир под определённым углом, опираясь на систему принципов, идеалов и убеждений, которые она предлагает. Для многих религия – надежда и опора, что положительно влияет на общество. Стремление к диалогу лежит и в основе мандата ЮНЕСКО, закреплено в уставе, резолюциях различных программ», – рассказал участникам летней школы Бахрави.
Стоит отметить, что в современном мире программа ЮНЕСКО посвящена межконфессиональному диалогу, направленному на развитие диалога между разными религиями и духовными традициями. «Конфликты возникают либо из-за незнания, либо из-за непонимания культур и традиций. Программа же делает упор на взаимодействие различных религий, духовных и гуманистических ценностей, на необходимость получения более глубоких знаний друг о друге, что научит людей относиться уважительно к другим культурам», – резюмировал эксперт.
XXI век – время ренессанса религии
По словам иорданского и палестинского журналиста Марвана Судаха, проведение такой летней школы, как «Болгарский диалог культур», – яркий показатель успеха и процветания России в атмосфере сближения и толерантности между верующими разных религий и национальностей. Рассказывая об истории Иордании, эксперт отметил, что эта страна полна ярких примеров сосуществования и терпимости между людьми разных вероисповеданий и убеждений, кульминацией которых стали инициативы Его Величества Короля Абдаллы Второго ибн аль-Хусейна по проведению Всемирной недели межконфессиональной гармонии. Сегодня это официальное мероприятие ООН, которое проходит в первую неделю февраля каждого года.
«Мы в Иордании смотрим на задачу сосуществования и терпимости с международной, глобальной и гуманитарной точек зрения. Она направлена на максимальное усиление процесса гармонии, диалога и сближения между религиозными людьми, установление во всех странах атмосферы мира, спокойствия и дружелюбия. Уважая различия по разным вопросам между членами нашего общества, мы отмечаем, что это является источником дальнейшего успеха на пути человечества, которое стремится в мире конфликтов между политическими системами, религиозными и национальными интересами, достигнуть мира для всех сынов человеческих», – поделился своим опытом спикер.
Марван Судах объяснил, что жизнь иорданского общества основывается на солидарности и любви, сосуществовании различных религиозных течений, гражданских институтов и национальностей. Так, к примеру, среди граждан Иордании есть представители различных религиозных воззрений, а, помимо арабов, проживают и ассирийцы, черкесы, чеченцы, абхазы, туркмены, армяне и другие национальности.
Наш век уникален тем, что мы живём в эпоху миграционных кризисов, цивилизационных разломов и природных катаклизм. Если век XX был веком столкновений, политических концепций, то сегодняшнее время – это время ренессанса религии. В этом уверена Наталья Маслакова-Клауберг, представитель Международного общественного Фонда «Российский Фонд мира» в Швейцарии и Лихтенштейне, исполнительный директор компании «Inter Kultur Forum» в Швейцарии. По словам международного эксперта, именно в наше время появились такие понятия, как «исламский терроризм», «исламский экстремизм», а исламу стали приписывать фактор враждебности. Свою роль в этом сыграли и миграционный кризис в Европе.
«Есть непонимание и незнание, что есть ислам. Поэтому так важно организовать и развивать межрелигиозный диалог. Мы должны рассказывать о том, что есть религия, какова её роль в жизни общества. Ведь на сегодняшний день мы сталкиваемся с тем, что многие дети вообще не знакомы с понятием Бога. Религиозные традиции ведь либо рождаются в семьях, либо приобретаются. Именно поэтому важно давать возможность объяснять молодёжи особенности мировых религий, какими путями народ идёт к Богу. Главное – выстроить этот путь, понять, что есть ислам», – обратилась к молодёжи эксперт. Подводя итог своему выступлению, Наталья Маслакова-Клауберг ещё раз подчеркнула важность выстраивания диалога с молодёжью.
Межрелигиозный диалог
О важности межрелигиозного диалога говорят везде, в том числе и на Международной летней школе «Болгарский диалог культур». Но ведь сам термин, охватывающий множество способов отношений между верующими, может интерпретироваться по-разному. Об этом участникам школы рассказал старший научный сотрудник Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии Сергей Мельник.
«Существует четыре формы межрелигиозного диалога: полемический, когнитивный, миротворческий и партнёрский. Если мы говорим о полемическом диалоге, то в его основе – споры о том, чья религия есть истина. Иной подход у приверженцев когнитивной формы взаимодействия. Здесь уже речь идёт об изучении других религий, стремлении понять, какие представления у других, во что верят, чем живут. Основными отличиями этого подхода являются уважительное знакомство и исследование, сопоставление со своими взглядами, осмысление воззрений», – пояснил Мельник.
Миротворческий формат межрелигиозного диалога призвать объяснить, как верующим людям, которые придерживаются разных религиозных убеждений, жить в гармонии, разработать возможности создания благоприятного социального климата. Участники такого диалога размышляют о том, как людям с разными взглядами жить в мире и согласии. Результат такого взаимодействия – позитивный вклад религий в общество, содействие социальному благополучию.
«Ещё одна разновидность межрелигиозного диалога – партнёрский, который подразумевает активное сотрудничество верующих, совместное решение проблем, имеющихся в обществе. Здесь главная цель – содействие утверждению традиционных семейных ценностей, сотрудничество в различных сферах жизнедеятельности общества», – подытожил спикер, подчеркнув, что налаживать диалог между представителями традиционных религий очень важно для комфортного взаимодействия.
Музей исламской культуры и межкультурное сотрудничество
Однако одних бесед и продуктивных диалогов, конференций и встреч учёных крайне мало для эффективного взаимодействия между последователями различных культур и религий. Важно налаживать сотрудничество через культурные проекты, проведение выставок и организацию межкультурного обмена. Один из ярких примеров такой работы – Петербургский музей исламской культуры, о деятельности и планах которого рассказал заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, эксперт-тренер ЮНЕСКО Ефим Резван. По его словам, мусульманские предприниматели выразили готовность помочь в организации выставок и работе самого музея. Однако, по словам спикера, надо начитать с введения в оборот литературы, связанной с исламом и историей русско-арабских отношений, в том числе на заре XIX века. Так, в скором времени планируется выход сборника фотографий из Русского генерального консульства в Кашгаре, на которых изображены святые места ислама, которые существовали в то время. Каждая фотография сопровождается текстом на русском и английском языках.
«Также планируется выпуск сборника статей «Суфизм после СССР». В его подготовке принимали участие несколько десятков специалистов со всего постсоветского пространства. Следующий том будет посвящён изучению положения суфизма в годы существования Советского Союза. Отдельно хочу анонсировать выход книги, посвящённой исламу в Эфиопии», – поделился предстоящими планами Резван.
Другое направление работы – подготовка и проведение выставок, посвящённых памятным датам и значимым событиям. Так, в этом году 200 лет исполняется первому документу из Марокко и 140 лет со дня путешествия первого русского человека во внутренние области Марокко. Речь идёт о князе Вяземском, который верхом объехал всю Азию. Также коллектив музея детально продумывает различные форматы представления богатейшего нематериального наследия. «Одна из последних находок, которой хотелось бы поделиться с вами, – обнаружение 16 фольклорных и музыкальных записей, датированных 1903-1905 годами, которые демонстрируют узбекские, казахские и татарские напевы», – подытожил встречу Ефим Резван.
Ильмира Гафиятуллина