En Ar

Россия и Восток – грани и возможности взаимовыгодного сотрудничества

29 июля 2021


Какой должна быть народная дипломатия? Как исторической опыт России и арабо-мусульманского мира по поддержанию и всестороннему развитию позитивных взаимоотношений между различными народами и конфессиями может помочь в новых реалиях? Эти и многие вопросы были подняты в рамках пленарной сессии «Общественный диалог: Россия ‒ Восток. Взаимовыгодное партнёрство». В дискуссии, прошедшей на площадке Международного экономического саммита «Россия ‒ Исламский мир: KazanSummit 2021», приняли активное участие члены Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир».

 

Россия и Восток – грани и возможности взаимовыгодного сотрудничества

 

Подобные встречи, по словам одного из модераторов сессии Сами Клейба, известного писателя и публициста, тележурналиста, крайне важны, поскольку позволяют не только подвести итоги, но и наметить новые грани сотрудничества, разработать взаимовыгодные проекты. «Нам есть, чему поучится у вас. Когда я приехал в Казань, то поразился не только красоте природы. Мирное сосуществование между различными культурами и религиями – вот, что поистине вызвало у меня восторг. В моём родном Ливане у нас есть множество проблем, которые, возможно, возникли из-за неправильного понимания веры. У вас есть правители, которые регулируют взаимоотношения в любой сфере, поэтому ваша республика идёт вперёд», – отметил Клейба.

 

Россия и Восток – грани и возможности взаимовыгодного сотрудничества

 

В режиме онлайн к участникам дискуссии обратился глава Федерального агентства Россотрудничества Евгений Примаков-младший. В своём видеообращении он отметил, что Казань много лет успешно реализует диалог России и исламского мира. «За это хочется сказать отдельные слова благодарности Рустаму Минниханову и Минтимеру Шаймиеву, зачинателю этого процесса», ‒ подчеркнул он. По его словам, главная задача таких встреч ‒ неформальный действенный диалог между политиками, лидерами общественных мнений и бизнесменами. Особенно сегодня, когда международный диалог осложнён многими обстоятельствами, в том числе и новыми ограничениями.


Стоит отметить, что мусульманские страны за последние десять лет стали объектом жёстких нападок со стороны западного мира, который пытается лишить Восток его независимости. «Но нельзя забывать о том, что Восток уже стал новым полюсом, центром в многополюсном мире. И важную роль в новом порядке играет Россия, материк адекватности и ответственности. Здесь культуры не просто тесно сплетены и мирно сосуществуют на протяжении веков. В России множественность культур позволила создать цивилизацию, которая исторически делилась своими достижениями, протягивала руку помощи и дружбы, защищала мир во всём мире. Мусульманский мир был и есть неотъемлемая часть нашей цивилизации. Что же касается диалога между Россией и Востоком, то нужно понимать, что мы должны быть мостом, соединять, выстраивать взаимовыгодные и гармоничные связи», ‒ подытожил Примаков. И такая работа, по словам дипломата, не может ограничиваться только официальными контактами.

 

Россия и Восток – грани и возможности взаимовыгодного сотрудничества

 

По мнению Чрезвычайного и Полномочного посла, заместителя Председателя Группы стратегического видения Фарита Мухаметшина, роль народной, или общественной дипломатии в мировой политике в наше время обретает особую важность. «Сегодня, в эпоху драматической трансформации не только всей системы международных отношений или мирового порядка, но и всего глобального мироустройства, ключевым вопросом развития человечества становится вопрос ответственности. Пандемия COVID-19 научила нас тому, что эта ответственность распространяется не только, а может быть, и не столько на политические элиты, но и на все активные силы общества, на каждого гражданина каждой страны мира», – отметил Мухаметшин.


В этих обстоятельствах важнейшими элементами международной жизни становятся уже не только политические элиты и государства, которые они представляют, но и живые элементы гражданских обществ. И именно поэтому сама идея народной дипломатии обретает особое звучание.


«Дипломатия как особая сфера деятельности, конечно, никогда не была делом «народным». На протяжении веков она оставалась уделом узкого круга профессионалов. И стоит признать, что именно некоторая закрытость дипломатических отношений позволяла достигать компромиссов и разрешать болезненные конфликты в тех условиях, когда общества были готовы идти на поводу у эмоций, требуя от своих правительств быстрых и радикальных действий и вовсе не считаясь с последствиями. Примеров подобных ситуаций очень много, и приводить их нет нужды», – напомнил спикер. Но мир меняется, растёт плотность международных связей, усложняются задачи, всё более грозными становятся вызовы и угрозы. Естественным следствием этого, считает Фарит Мухаметшин, становится демократизация международных отношений, о которой в своих недавних выступлениях и статьях говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров.


«Последние годы, когда весь мир становился свидетелем так называемой «твиттерной» дипломатии показали, как важно устанавливать правила, поддерживать определённую этику отношений в условиях демократизации мирового порядка. Известная максима о том, что свобода означает, прежде всего, ответственность обретает сегодня новое звучание», – добавил заместитель Председателя Группы.


Говоря о взаимоотношениях России с Востоком, Мухаметшин отдельно остановился на том, что восточные общества в целом обретают новую значимость. «Довольно много сегодня говорится об усилении роли государств Востока в мировой политике, о смещении в Азию ключевых центров мировой экономики и финансов. Усиление Востока – это не просто усиление государств Азии и Африки, это, прежде всего, усиление афро-азиатских обществ. Обращаясь к традиционным корням своих культурных традиций, они пытаются отвечать на новые вызовы и угрозы, с которыми сталкивается человечество. Именно страны Востока становятся сегодня источниками новых идей, концепций и ценностей», – уверен спикер.


Россия же, принадлежащая одновременно и к Западу, и к Востоку, и к христианскому, и к мусульманскому мирам, играет в этом процессе смещения центров особую роль, потому что для России разговор с Востоком – это всегда не только внешний, но и внутренний диалог, акт самопознания. И предметом этого диалога, считает Фарит Мухаметшин, должны быть вопросы общей идентификации вызовов и угроз, общего понимания целей развития и поиска непротиворечивых взаимоуважительных подходов к их достижению. «Мы должны выработать общий язык, общее понимание того, что происходит с нами и со всем миром. И что не менее важно, общее понимание неимоверной ответственности за судьбу мира, которая ложится на плечи тех людей, которые этот диалог ведут», – подчеркнул Мухаметшин.


Завершая своё выступление, сенатор напомнил о многочисленных в этом направлении инициативах Группы стратегического видения, которые способствуют утверждению идентичности России как государства не только Запада, но и Востока, а также создают чрезвычайно важное пространство для плодотворного взаимодействия между самыми разными сегментами гражданских обществ России и Востока.

 

Россия и Восток – грани и возможности взаимовыгодного сотрудничества

 

В свою очередь Чрезвычайный и Полномочный посол, постоянный представитель России при Организации исламского сотрудничества Рамазан Абдулатипов обратил внимание собравшихся на тот факт, что Россия всегда больше считалась восточной страной. «Мы не должны терять свои корни. Вспомните историю: все пророки пришли к людям с Востока. Многие считают, что Россия – это мост между двумя цивилизациями. Но это не так, наша страна не мост, а исторический интегратор между Востоком и Западом», – уверен постпред. Исходя из этого и нужно строить свои взаимоотношения с восточными мусульманскими государствами.


В своём выступлении Абдулатипов особое внимание уделил тому, что мусульманская цивилизация оставила за собой богатое наследие. К примеру, у правителя Андалуссии, когда им был мусульманин, в библиотеке было больше книг, чем во всех библиотеках Европы. Чего стоит Дом мудрости в Багдаде. «У истоков многих наук стоит именно Восток. Но колонизация Западом Востока привела к тому, что мы превратились в отсталых, якобы диких людей. Но посмотрите музеи в тех же европейских городах, экспонаты чьих цивилизаций там представлены? В основном это Восток», – обратился к собравшимся эксперт.


Что же касается диалога, то, прежде чем его вести, нужно понимать, о какой модели этого диалога идёт речь. По словам Рамазана Абдулатипова, есть несколько систем диалога: дореволюционная, советская, либеральная, или перспективная российская модель взаимодействия. В соответствии с выбранным направлением и нужно вести государственную политику.
Завершая своё выступление, постоянный представитель РФ при ОИС напомнил российским и зарубежным участникам панельной сессии, что Президент России Владимир Путин всегда трепетно относится к исламу, к Востоку. «Посмотрите на Палестину: на протяжении 70 лет Запад делает всё, чтобы не решать вопрос Палестины. Возьмите Сирию. Это уникальная страна, по холмам которой ходили великие пророки. Это была самая стабильная, самая красивая страна в мире. Было время, когда мы рекомендовали отправлять туда наших учёных, потому что в Сирии ислам был умеренным. Сегодня самый большой защитник мусульман – Владимир Путин и Российская Федерация. Именно Россия является лучшим посредником в существующих конфликтах», – резюмировал Абдулатипов.

 

Россия и Восток – грани и возможности взаимовыгодного сотрудничества

 

Член комитета Государственной думы по международным делам Расул Боташев поддержал общее направление дискуссии и выразил мнение, что приоритетным направлением для России должны быть страны Востока. Он отметил, что в странах Ближнего Востока и Африки работает большое количество медиков и других специалистов, получивших образование в России, кроме того, в этот регион приходят российские технологии. Поэтому, по мнению депутата, необходимо тратить больше сил на выстраивание экономических и политических связей с этой частью мира, а не со странами Запада.


Он также отметил, что около 15% населения России составляют мусульмане, это более 20 миллионов человек, и не в каждой мусульманской стране есть такое количество исповедующих ислам. Поэтому исламский мир как часть Востока является стратегическим направлением для России, считает депутат.

 

Россия и Восток – грани и возможности взаимовыгодного сотрудничества

 

Советник спикера парламента Ирака Али Дари Али Аль-Файад в своём выступлении отметил, что Россия демонстрирует последовательную позицию по укреплению связей с исламским миром. По его выражению, Президент России Владимир Путин и глава Татарстана Рустам Минниханов ведут политику, «укрепляющую сердца мусульман» как в России, так и в исламском мире. Выстраиваемый диалог с мусульманскими странами помогает выстраивать взаимоотношения во всех сферах деятельности и накладывается на большую историю взаимоотношения России с этой частью мира, отметил Али Аль-Файад.

 

Россия и Восток – грани и возможности взаимовыгодного сотрудничества

 

Руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов провёл параллель между, с одной стороны, древнеримской и древнегреческой цивилизациями и, с другой стороны, современными Западом и Востоком. По его мнению, Запад, как и Древний Рим, представляет собой гомогенизирующую культуру и отличается от Востока, который, как и Древняя Греция на территории своего влияния, сохранял многообразие, предпочитая конфликтам компромисс. Спикер подчеркнул, что это не означает, что один подход лучше другого.


«Сегодня, когда мы говорим о трансформации мировой политической системы, мирового порядка, то речь фактически идёт о том, что мы уходим от той гомогенизирующей культуры, которая доминировала в мире на протяжении 500 лет. И, видимо, мы возвращаемся к Востоку. И в этом плане, с одной стороны, есть большие возможности, но, с другой стороны, есть большие угрозы, потому что это возвращение к Востоку всё равно требует нахождение каких-то новых основ для общественного диалога и для сосуществования. Оно требует вырабатывания новых правил игры», – считает Василий Кузнецов.

 


Ильмира Гафиятуллина