19.09.2017
Доктор филологических наука Айнура Кадырманбетова приняла участие в организованном Группой стратегического видения «Россия - Исламский мир» международном форуме писателей и интеллектуалов «Айтматовские чтения: диалог культур» в Бишкеке.
Уважаемые участники, уважаемые гости!
Итак, тема моего доклада «Мифопоэтическая философия Чингиза Айтматова».
Чингиз Айтматов, как всякий великий писатель, создал целую вселенную сюжетов, образов, мотивов, идей, отмеченную острым мировоззренческим и даже пророческим смыслом. Художественная органика, мощная пластика его вещей , одушевлена общим видением мира писателя-мыслителя, его вопрошающей, ищущей мыслью, предостерегающей род людской от негативных, губительных выборов и вариантов развития, предлагающих и новые, спасительные пути. Знаком глубокого, оригинального творца, реально влияющего на сознание его читателей, являются его символические образы и открытия, широко вошедшие в мыслительные, оценивающие обиход нашего времени. Вспомним его знаменитых манкуртов, генетических нигилистов из романов писателя.
Писатель вводил некие первособытия, первоакты, первообразы, никогда не бывшие еще в мировой культуре. Чего стоит один космический монах-невозвращенец Филофей и его космическое самоубийство.
Певец гор и степей Айтматов проникновенно передал особые органичности и мироощущения, связь с природой. Ноосферные сознания, которые особенно отчетливо пробиваются в последних романах Айтматова, немыслимы без осознания человеком своих эволюционных корней, без чувства преемственного родства, запечатленных еще в древнейших тотемистических, мифологических верованиях и ритуалах. Недаром знаменитые образы айтматовских зверей одна из констант его творчества, одна из точек ценностного отсчета. Важнейшие изменения бытия одна из скреп, несущих конструкцию его художественного мира . В повестях и романах Айтматова веет древним духом отношений к животным. Вспомним женщину-рыбу, прародительницу охотничьего племени нивхов в «Пегом псе, бегущем краем моря» или рогатую мать-олениху из «Белого парохода». Когда, вместе со старыми мифами, выкидывается чувство благодарности тому великому жертвенному подножию живых форм, которое вынесло к бытию свой разумный венец, возникает одномерный человек, гордынно превозносящийся хам, не помнящий родства. Родство двойного, закономерно связанного и со своими отцами и предками и дальше по вертикали с низшей тварью.
Исследования зрелой прозы Айтматова позволяют говорить о наличие в ней богатейшего мифологического и фольклорного материала, переработанного писателем. Здесь можно выделить сквозные фольклорного-мифологические единицы, от отдельных мотивов до устойчивых мотивных комплексов и целостных сюжетных структур, трансформированных с учетом авторской и творческой установки. При этом, как отдельные мотивы, так и системы мотивов составляют общие линии лейтмотивов. Миф в произведениях Айтматова это способ выражения его этико-философского отношения к современности, попытка взглянуть на проблемы человечества через призму вековой мудрости. Содержательность мифа, его многогранность, позволяет использовать его в качестве дешифрующего кода, который создает многогранность и многослойность философского содержания.
Творчество Айтматова выливается в целое направление, появившееся в литературе 60-х годов 20 века условно названные мифологическим.
Особенности произведений писателей данного направление, писателей деревенской прозы, стало стремление исследовать первопричину беды, угрожающей народной жизни и ее первоосновам. С помощью мифа, предания, легенды, вступить в спор с рационализмом и прагматизмом современной цивилизации. В фольклоре и мифологии оказались образно зафиксированными, выработанные многовековые нравственные нормы. Здесь же были обнаружены прообразы будущих конфликтов, вызванные нарушением этих нормативов, что могло послужить предостережением современникам и потомкам. По этому поводу Чингиз Айтматов заметил: «Как давно, оказывается, человек пытается защищать природу от самого себя, как он давно бьется над этой вечной проблемой, сохранять богатство и красоту окружающего мира». Вопрос оказался столь животрепещущим, что еще люди древности, обрекая его в форму драмы и трагедии, сочли нужным подвергнуть самокритике собственное отношение к природе, высказать укор своей совести.
Мифологическая и мифополитическая стилизация доминирует в таких повестях, как «Белый пароход», «Ранние журавли», «Пегий пес». Ведущими в образности этих произведений являются образы младенца и старца.
Один еще не выделился полностью из стихии природного, а другой уже приближен к черте, разделяющей социальное бытие от природного онтологическом смысле. Постепенная трансформация мифологической символики характеризуется переходом от природного до уровня рефлективного восприятия мира. В связи с этим, в художественном мире произведений Айтматова возникает устойчивый мотив блудного сына, который обобщается писателем до пределов символа человека и человечества в целом, деятельность которого угрожает всей планете. Прямых указаний на библейскую притчу у Айтматова нет, но комплекс блудного сына с его основным составляющим присутствует в творческом пути писателя.
Философская этика зрелой прозы Айтматова от экологического содержания все более приближается к эсхатологической тематике. Когда перед угрозой уничтожения находится не только живая природа, но и человеческое существование. Уже в романах становятся доминантными такие мотивы, как мотив конца мира или мотив видового самоуничтожения. Например, отказ кассандро-эмбрионо появляться на свет, массовые самоубийства китов в романе «Тавро Кассандры». Данные мотивы в художественном мире Айтматова порождены прежде всего экзистенциалистскими основами мышления, современным состоянием мира, катаклизмами в самой эпохе.
Роман «Тавро Кассандры», «ересь 20 века», близок к постмодерническим произведениям конца 20 века. Предметом исследования Айтматова в данном романе становится мир в его дезорганизации.
Не случайно действие романа перенесено на Запад, в Америку – символ ускоренного развития цивилизации, отсутствия духовных национальных корней. Ситуация хаоса охватывает весь мир, тотальным здесь становится сознание абсурда, которое заключено в убеждении, что человек утратил власть над бытием. Однак, безоговорочно причислить его к постмодернистической литературе нельзя, поскольку миф здесь не разрушается, не становится средством игры в бисер. Напротив, миф структурирует повествование.
В основе художественного замысла писателя трагедия личностного выбора, трагедия человеческой судьбы и так далее. Своим произведением Айтматов преодолевает нигилизм. Роман «Тавро Кассандры», это судьба гуманизма в разорванном, виртуальном пространстве современного социума. Не смотря на гибель создателя теории о кассандро-эмбрионах, писатель подчеркивает, что теперь нельзя убитым не думать. Открытие Филофея свидетельствует о начале новой эры в развитии человечества. Цель искусства Айтматов всегда видел в пробуждении в душе человека красоты, добра и любви ко всему, что его окружает. Миф же для него это способ постижения дисгармоничного мира, это некий абсолют, который может служить критерием оценки истинного и ложного в бесконечном потоке исторической реальности. Причем миф для Айтматова это, прежде всего, мудрость предков, веками проверенный опыт поколений, который трансформируется в сознании каждого человека в зависимости от его духовного потенциала и целей обращения к мифу. Бахтин писал, что великие произведения литературы подготовляются веками, в эпоху же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания. Пытаясь понять и объяснить произведение только из условий его эпохи, только из условий его ближайшего времени, мы никогда не проникнем в его смысловые глубины. Поэтому скажем, что мифологическое начало в творчестве Айтматова, это закономерный и органичный этап осмысления человеком своей судьбы и своего места в истории через призму векового опыта, заложенного в мифах.
ГСВ "Россия - Исламский мир"