29.08.2006
Приветствие Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на втором заседании международной Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», которое прошло в Казани 29-31 августа 2006 года.
Уважаемые участники форума международной Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир»!
Позвольте еще раз приветствовать вас в Татарстане, как самых дорогих гостей нашего главного государственного праздника – Дня Республики. В 1990 году мы приняли Декларацию о государственном суверенитете, где, как главные ценности, провозгласили права личности, равенство народов и языков. Благодаря этому мусульмане, православные, иудеи, католики, лютеране и представители других религий нашли общий язык. Вы на примере республики можете убедиться, что возможно мирное сосуществование различных религий, обеспечивающее стабильное развитие общества. Для этого важна взвешенная политика, основанная на балансе интересов и неприятии крайностей. Для ослабления мотивации радикальных партий и организаций прежде всего необходимо создать общественное мнение, не приемлющее подобные течения.
Подписанный в 1994 году Договор между Российской Федерацией и Татарстаном позволил по соглашению с министерством иностранных дел Российской Федерации участвовать в международных делах. Во время празднования 1000-летия города Казани нашу столицу посетили главы Содружества Независимых Государств, а также высокие гости ряда исламских стран. На открытии мечети Кул-Шариф присутствовал генеральный секретарь Организации Исламская конференция господин Экмеледдин Ихсаноглу, за что мы ему искренне благодарны.
Татарстан одна из ведущих республик с развитой экономикой, современной системой образования и передовыми научными центрами. У нас производятся тяжелые грузовики КАМАЗ, неизменно побеждающие на гонках Париж — Дакар, вертолеты, пользующиеся спросом по всему Востоку, а также Латинской Америке. Авиационная промышленность, производившая известный на весь мир стратегический бомбардировщик ТУ-160, наладила выпуск гражданских самолетов нового поколения, а также двигателей, приборов, электроники.
В республике не только добывают нефть, но и занимаются ее переработкой. Ряд нефтехимических предприятий по производству бензина, каучука, автомобильных шин, полиэтилена, других полимеров являются крупнейшими в стране. Наши фирмы выпускают также нефтяное оборудование, компрессоры для газопроводов и т. д.
Гордостью республики являются высшие учебные заведения во главе с известным Казанским университетом, где ректором работал один из самых великих математиков всех времен Лобачевский. Именно в Казани зародилась органическая химия как мировое научное направление, был открыт эффект парамагнитного резонанса, который лежит в основе конструкции медицинских томографов. В республике неплохо развита медицинская школа, а также другие отрасли науки. Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Великий Абу Ханифа говорил: «Используйте свое знание практически, ибо знание без практики – безжизненное тело». Мы стараемся следовать его заветам.
Исламский мир обладает огромным энергетическим и финансовым потенциалом, возможностью открывать университеты, делать научные открытия. Сотни тысяч талантливых мусульман работают в западных исследовательских центрах. Среди них есть и нобелевские лауреаты. Убежден, перспективы исламского мира связаны не столько с углеводородным сырьем, а прежде всего с получением новых знаний. Когда-то ислам определял развитие мировой науки. Мы должны постараться вернуть престиж исламской духовности как источника знаний, опираясь на известные слова Пророка: «Ищите науку, если бы она и находилась в земле Китая. Кто хочет блаженства в этом мире, тот пусть займется торговлей, а кто хочет блаженства в том мире, тот пусть ищет воздержания и благочестия; а кто же хочет блаженства обоих миров – пусть ищет его в учении и знании». Запад является благодатным источником, из которого надо черпать знания, при этом разрабатывая собственные передовые технологии.
Когда-то человечество составляло единую умму Ибрахима (Авраама). Затем оно разделилось. Мир раскололся на христиан, иудеев и мусульман, появилась брешь, которая может стать пропастью. Этот раскол прошел через души людей, наполнив их тревогой и страхом. Объединить мир могут только новые ценности. Они не могут быть чисто либеральными, но не могут быть и традиционно исламскими. В Коране сказано: «Опережайте одни других в добрых делах; вы все возвратитесь к Богу, он объяснит вам предмет ваших разногласий». Добрые дела объединяют людей. Наша с вами миссия состоит в распространении взаимопонимания, которое поможет скрепить общими узами различные народы.
Межконфессиональное согласие возникает через уважение особенностей различных религий и терпимое отношение к традициям. Любая попытка унификации только осложняет ситуацию. Благодать Господа объемлет все его творения, вне зависимости от того, какого вероисповедания они придерживаются при жизни. В Коране сказано: «Господи, Ты все объемлешь милосердием и знанием».
Человечество прошло длительный и мучительный путь, утверждая на Земле справедливость, и теперь оно составляет единое сообщество в лице международных организаций. Но единство не может строиться на навязывании своих ценностей сильной стороной. Ситуация с Ираком показала, что демократия прежде всего должна быть итогом внутреннего развития страны. Либеральные идеи – великое достояние человечества, но они не экспортируются как автомобили. Сильные страны должны быть внимательны к интересам других государств. Именно в этом их величие, а не в размерах расходов на вооружение. Мир всегда лучше войны. От столкновения Израиля с Ливаном никто не выиграл. В душах осталось глубокое недоверие.
Эти уроки наводят на размышление о ситуации вокруг Ирана, из которого пытаются создать образ страны, угрожающей всей планете. В 2001 году бывший Президент Ирана Хатами побывал в Казани. Мы с ним общались. Он в Организации Объединенных Наций предложил начать диалог цивилизаций. По его инициативе состоялись и продолжаются форумы в разных странах. Это реальный вклад Ирана в улучшение международных отношений, который нельзя забывать.
Однополярный мир, без сдерживающих факторов и противовесов, если говорить терминологией американской школы политологов, оборачивается появлением напряженности и локальных войн. Советского Союза давно нет, а гонка вооружений продолжается. Если бы эти деньги, составляющие сотни миллиардов долларов, пошли на благие дела: образование, здравоохранение, борьбу с бедностью, создание рабочих мест, тогда мир стал бы более справедливым, а демократия воспринималась более адекватно. Суть согласия и стабильности в мире не в подгонке всех государств под единый образец. У каждой страны и каждого народа своя история, порой тысячелетняя и даже больше. Мало стран, которые формировались как США из эмигрантов. Не учитывать традиции народов, значит не считаться с разнообразием культур. В свою очередь Исламский мир должен идти навстречу Западу, не отгораживаясь «Берлинской стеной». Надо избегать «языка вражды», терминов, разжигающих ненависть. Это касается и политиков, и журналистов. Пророк Мухаммед говорил: «Воистину, Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии». Он имел в виду, что толкование Корана должно соответствовать своему времени и конкретным условиям. Ислам развивающееся мировоззрение. Во время открытия 10-й сессии ОИК в 2003 году бывший премьер-министр Малайзии доктор Махатхир Мухаммад сказал, что отсталость исламского мира от Запада является результатом «поверхностной интерпретации Корана и неправильной расстановки акцентов… Нас интересует буква, а не дух учения Аллаха». Глубокая мысль. Буквальное прочтение Корана не может передать всю глубину его аятов.
Человек вмешивается в ход истории и в этом смысле творит ее. Истина не застывший абсолют, она зависит от нас самих, от того, что мы привносим в этот мир. В Коране сказано: «Бог не изменяет того, что дал людям, пока они не изменят того, что в душах их». Начать надо с более адекватного нашему времени прочтению Корана. Наш вклад способен изменить облик ислама и человеческой цивилизации, если учитывать не только букву, но и дух Священной книги.
Мусульмане нашей страны обладают уникальным опытом развития исламского богословия и его реформирования – то, что называют на арабском языке «аль-ислах. Благодаря этому мусульмане России стали открытыми к другим культурам, конкурентоспособными и терпимыми. Они научились сохранять традиции в рамках православного государства. Российская Федерация в качестве наблюдателя Организации Исламская конференция может и должна содействовать снятию межконфессиональной напряженности в мире.
Татарстан волею судеб оказался северным форпостом исламского мира и остается таковым. В то же время он находится в европейской части Евразии. Он стремится и способен внести свою посильную лепту в развитие ислама, а также в процесс установления более тесного диалога Запада и Исламского мира.
Спасибо.