18.09.2017
Российский дипломат, член Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Константин Шувалов выступил на презентации книги Алексея Сарабьева «Христиане Ближнего Востока. Вчера, сегодня, Завтра?».
Вениамин Викторович Попов справедливо увязал написание книги Алексея Викторовича Сарабьева с выполнением Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» пожелания нашего Министра Сергея Викторовича Лаврова о публикации исследования о христианах на Ближнем Востоке. Все вы знаете, что Россия предприняла ряд политических инициатив с тем, чтобы направить внимание международного сообщества на бедственное положение христиан в этом регионе. Потребовалось досконально разобраться в этой проблеме, для чего необходимо раскрыть сложность ее структуры. Думаю, что Алексей Викторович успешно справился с поставленной задачей, показав историческую ретроспективу и особенности взаимоотношений христианских церквей и общин между собой и с внешними партнерами. Все это крайне важно, чтобы верно определить, когда в подходе к христианам на Ближнем Востоке уместно рассматривать их как единое целое, а когда требуется выбор более близкой дистанции для взгляда на предмет, при котором на первый план проступают различия по странам, деноминациям, политическим обстоятельствам, особенностям отношений общин с нашей страной.
Мне очень понравилась книга. Ее качество видно, даже если вы посмотрите на изысканные эпиграфы к главам. Видно, что автор знает и Ближний Восток, и религиозную тематику, что не часто сочетается, а такое сочетание совершенно необходимо для того, чтобы исследование избранной темы оказалось практически полезным.
В книге содержится много ценных мыслей. Начну, наверное, с того, как оценивается первопричина бедствий, обрушившихся на ближневосточных христиан. Почему возникают преследования и гонения? Ясно, что непосредственная причина – это происходящая на Ближнем Востоке общая дестабилизация, но у этой причины есть также и своя. Наверное, это агрессивное продвижение западного цивилизационного проекта, разбудившее исламистский экстремизм с его враждебностью по отношению к христианству.
Но западный цивилизационный проект наносит ущерб не только интересам христиан на Ближнем Востоке, а и христианству в целом. Об этом говорит автор, рассуждая о постсекуляризме. На Западе, в Европе, а сейчас и в Америке не в меньшей степени, чем в Европе, происходит выхолащивание и затухание христианской идеи. Мы говорим о бегстве христиан с Ближнего Востока, но не надо забывать, что каждую неделю в Великобритании число христиан сокращается на 10 тысяч, я имею в виду тех, кто активно участвует в религиозной жизни. Если в 80-х годах больше 40% населения той же Англии были приверженцами англиканской церкви, сейчас их 17%, а более половины населения вообще не считают себя верующими. Те же процессы наблюдаются на всем «историческом Западе», который сегодня не заслуживает наименования «христианский мир», да и не претендует на него.
У автора в самом конце книги есть очень важный вывод о том, что само присутствие христиан на Ближнем Востоке, в исламском мире, является конкретным проявлением цивилизационного многообразия. Российская Федерация последовательно выступает против попыток разрушить цивилизационное многообразие, заменить его навязыванием одной локальной цивилизации, ее ценностей, ее способов мыслить, ее способа развития в качестве универсального средства для всех.
Каким будет будущее христианских общин на Ближнем Востоке? Недаром в заглавии книги стоит вопросительный знак. Если смотреть на статистику, отслеживать сокращение процента христианского населения в мусульманских странах, напрашивается пессимистический ответ. Но не все так пессимистично, не все надо рассматривать только с точки зрения статистических данных.
Задача и миссия христианства в исламском мире видится в сохранении бесценного материального и нематериального культурного наследия, но не только в этом. Ситуация по разным странам складывается по-разному. С одной стороны, мы видим просто страшную трагедию в Ираке, бегство и гибель большинства проживавших там христиан. С другой стороны, при всех сложностях, признаки жизни и развития подает крупнейшая из христианских церквей в регионе БВСА – Коптская церковь, которая не только значительно активизировала свои связи с другими христианскими церквами, но и развернула миссионерскую деятельность в Африке.
Автор не пишет в своей книге о неоднозначной и деликатной теме прозелитизма. Исламские радикалы убеждены, что она для них выигрышна. Действительно, посмотрим на Европу, где идет массовое обращение бывших христиан и бывших атеистов в ислам. Но все-таки, прозелитизм может быть улицей с двухсторонним движением.
Я наткнулся на сообщение одного западного протестантского источника, в котором утверждалось, что в 1979 году, до исламской революции в Иране, в этой стране было около 500 бывших мусульман, обращенных в христианство. Сейчас число таких людей якобы составляет 320 тысяч человек. И это в стране, где переходы из ислама в другие религии самим строгим образом караются. Не могу поверить в достоверность приведенных в информации данных, но едва ли она представляет собой выдумку чистой воды.
Не хочу утомлять присутствующих цитатой, тем более, что я не сумею воспроизвести ее буквально, но нынешний папа на покое Бенедикт XVI, рассуждая о новых параметрах деятельности католической церкви в мире и говоря о том, что она теряет свой имперский формат и переходит на уровень сети небольших общин, указывает также на преимущества пребывания в положении меньшинства. Он называет креативные, творческие меньшинства творцами будущего и в этом смысле призывает рассматривать саму католическую церковь как креативное меньшинство, вооруженное набором ценностей, которые представляют собой не архаизм, а актуальную реальность. Стоит задуматься над этими словами.
Христианские общины на Ближнем Востоке – не только хранители главного богатства региона, которыми являются корни общечеловеческой цивилизации. Они также представляют собой резерв идей и ценностей, который обогащает любое общество, располагающее этим резервом, в том числе исламское. В определенной ситуации он может быть востребован. В этом видится наш аргумент в общении с исламским миром, который необходимо убеждать в преимуществах построения отношений с христианством на основе актуализации тех положений ислама, которые говорят о необходимости сотрудничества и взаимодействия.
Я начал с того, что наша дипломатия привлекает внимание международного сообщества к теме христианских меньшинств на Ближнем Востоке. Хотелось бы несколько слов сказать, почему занимается этим не только наша церковь, но и наше государство. Во-первых, задача, несомненно, имеет гуманный характер. Общины, которые оказались в беде и которые являются объектом беспрецедентных преследований, потеряли не только внешнее покровительство, но и интерес к себе бывших братьев по вере. Еще одна небольшая цитата в этой связи. Я читал буквально сегодня, что в Дании председатель одной христианской организации, комментируя выделение мизерной суммы из бюджета на цели помощи христианским общинам на Ближнем Востоке, возражал против этого. Возражал под тем предлогом, что в Дании это решение затруднит «дебаты об исламе». Если на Западе диалог с мусульманами и с исламским миром не хотят «затруднять» гуманитарной помощью христианам, пострадавшим от террористов, то к чему этот диалог приведет?
Ислам – это религия постоянно обновляемой оценки существующих возможностей. На основе этого зондирования определяются интересы уммы в настоящий момент. Наш способ оказать влияние, наверное, и состоит в том, чтобы показать нашим исламским партнерам преимущества выстраивания отношений с христианами у себя и за границей на конструктивной и дружественной основе.
Наша цель состоит, помимо прочего, в том, чтобы приободрить те силы на Западе, а они конечно есть, которые не воспринимают неолиберальные подходы к межцивилизационным отношениям. Наша цель в том, чтобы расширить круг сторонников идеи цивилизационного многообразия. А ведь против цивилизационного многообразия выступают не только англо-американский цивилизационный проект, но и крайний исламский радикализм.
Какой еще посыл мы можем направить исламскому миру в нашем диалоге по вопросу отношений между мусульманами и христианами? Во многих мусульманских странах нет верного, детального представления об особенностях отношения России к исламскому миру. Далеко не все там знают, насколько чужда нам идеология крестоносцев. Почти никто не знает, что крестовые походы предпринимались не только против мусульман, но и против Руси. Нам, в том числе через издательскую деятельность ГСВ «Россия – исламский мир», нужно рассказывать, с каких базовых позиций строятся наши отношения с исламом, с мусульманами нашей страны, какова их история.
Автор совершенно правильно говорил о том, что в отличие от прочих, Россия в своей политике никогда не стремилась к тому, чтобы превратить христианские меньшинства в своих марионеток и с их помощью расшатывать стабильность в существующих там обществах.
Политических целей такого рода у нас не было и нет, это тоже должны знать наши партнеры. Диалог, который мы ведем в Группе стратегического видения по теме межцивилизационных отношений и отношений христианства и ислама, должен быть открытым и не избегать непростых тем. Разумеется, он всегда ведется у нас взаимоуважительно.
У Вениамина Викторовича Попова есть идея, которая, надеюсь, получит свое развитие. Речь идет о том, чтобы отношениями христиан и мусульман у нас занималась еще одна, специально созданная для этого структура, например Комитет по исламско-христианскому диалогу. Нужно нам всем поработать вместе над концепцией создания такого механизма, чтобы обосновать необходимость его деятельности и определить, чем конкретно он будет призван заниматься.
ГСВ "Россия - Исламский мир"