En Ar

Выступление посла по особым поручениям МИД России К.В.Шувалова

30 мая 2016

30.05.2016

 

Выступление посла по особым поручениям МИД России К.В.Шувалова на заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» (Болгар, 26 мая 2016 года).

 

Выступление посла по особым поручениям МИД России К.В.Шувалова

 

 

Уважаемый Минтимер Шарипович,

 

уважаемые участники заседания Группы стратегического видения,

 

Трудно найти место, которое лучше, чем Болгар, служило бы отражением идеи встречи России и исламского мира. Как и другие члены Группы стратегического видения, я нахожусь под глубоким впечатлением от увиденного и услышанного здесь. Надеюсь, что наши иностранные гости по возвращении домой поспособствуют тому, чтобы во всем исламском мире знали и помнили об этой части мирового культурного наследия, памятнике исламской истории и строящейся самой северной исламской академии.

 

Хотел бы отметить, что культурно-религиозный проект Великий Болгар едва ли обрел бы столь достойное исполнение, если бы не многолетние последовательные усилия его инициатора, Государственного Советника Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева, который вместе с недавно ушедшим из жизни Евгением Максимовичем Примаковым стоял у истоков нашей Группы стратегического видения и был ее сопредседателем.

 

История Поволжского региона России, как и всей нашей страны, служит доказательством тому, что гармоничное сосуществование и взаимодействие в государственном строительстве между людьми разных верований, включая христиан и мусульман, разных этнических групп может быть не кратковременной паузой между постоянно возобновляющимися конфликтами, а устойчивой многовековой реальностью. Фактом является то, что Россия не знала религиозных войн, целью которых было бы вытеснение представителей другой религии с оспариваемых территорий или насильственное обращение их в свою веру. В отличие от современной западной части Европы перед нами не стоял и не стоит вопрос о выборе между мультикультурностью, если понимать под ней раскол общества по этнорелигиозному признаку, и ассимиляцией, то есть принуждением отказаться от своей идентичности. Россию миновала участь стать государством-нацией. При том, что несмотря на огромную территорию, наша страна давно вышла из исторического этапа территориальной раздробленности, идентичность ее жителей сложилась как многослойная, но в то же время целостная, не обреченная на внутренний конфликт. Рядом, а зачастую над самоощущением человека в качестве мусульманина или христианина, татарина или русского у нас стоит особое отношение к государству – как к гаранту неприкосновенности личного религиозного и этнического самоопределения. Чем прочнее было это государство, чем успешнее достигался идеал равноправного согражданства в нем – а это происходило не всегда – тем устойчивее был российский тип многоуровневой идентичности.

 

Успеху российского межкультурного симбиоза способствует высокая степень совместимости базовых ценностей народов нашей страны. Укоренившиеся в России традиции – как православная, так и исламская – известны неодобрением индивидуализма, поощрением самореализации человека через осуществление его не только индивидуальных, но и коллективных прав и, соответственно, популярностью внутри этих традиций идеи социального государства.

 

По тем же причинам у нас воспринимается как привычное нравственное самоограничение индивидуальных прав. Наше общество не раскалывается, а объединяется отношением к поведению, отрицающему такое самоограничение, эмблемой которого стал «Шарли Эбдо». Это отношение однозначного осуждения.

 

Размышления над российской моделью идентичности, осознания человеком своей принадлежности к той или иной общности приводит меня к выводу, с которым в России согласны многие, но не все. Считаю эту модель ближе к ее исламскому, а не западноевропейскому аналогу. Чтобы быть россиянином, не надо перестать быть татарином, этническим русским, башкиром или калмыком. Нашему народу чужда идея о том, что этническая принадлежность – это помеха развитию, пережиток трайбализма, что современное государство может быть только правовой конструкцией, так называемой гражданской нацией. Попытки навязывать нам эту идею, а она служит одной из опор Европейского союза, предпринимались многократно, но знаменательно, что она не приживается, не закрепляется в общественном сознании.

 

В то же время российский многонациональный народ – это не арифметическая сумма народов, проживающих в нашей стране, и не выражение их договоренности между собой, которая, как всякая договоренность, носит временный и условный характер. Это живой организм, субъект истории, общность как всех граждан, так и всех народов России.

 

Чтобы ощущать себя россиянином, гражданин нашей страны не обязан немедленно или постепенно подстраивать под какой-то новый стандарт свою духовную жизнь, в которой реализуется его свобода совести. Он не обязан менять или подправлять в чем-то свои религиозные верования или нерелигиозные убеждения, не обязан принимать, как это все более определенно и жестко требуется в Евросоюзе и США, некую сумму ценностей, будь то республиканские ценности во Франции, общеевропейские ценности во всем ЕС или политкорректность в англоязычных государствах. Этот набор ценностей постепенно расширяется, становится все более обязательным и все в большей степени вторгается в сферу свободы совести, теснит религию – пока главным образом христианство, но только пока.

 

Институт государства в Европе переживает кризис, но это кризис именно конкретного исторического типа государства – как старого, национального «государства-нации», так и новой, ЕС-овской надгосударственной конструкции – а не межцивилизационных и межрелигиозных отношений в глобальном масштабе, не столкновение цивилизаций. Нам в России и странам исламского мира этот кризис не безразличен, но он не наш, его участниками мы не являемся. Вместе с тем опыт наших стран в строительстве многонациональных и поликонфессиональных государств и обществ имеет немало моментов схожести и представляет, на мой взгляд, интерес для обсуждения в рамках Группы стратегического видения.

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"