En Ar

Выступление Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на первом заседании Группы

27 марта 2006

27.03.2006

 

Выступление Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на первом заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», которое прошло в Москве 27-28 марта 2006 года.

 

Выступление Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на первом заседании Группы

 

Уважаемые участники встречи!

 

В Российской Федерации в последние годы проводятся различные конференции, встречи, посвященные религиозной тематике, в том числе и исламу. Считаю, что это огромный прогресс. Сегодня как Президент республики, находящейся на самой северной границе исламского мира, хотел бы проинформировать вас, известных государственных и международных общественных деятелей, о том, какие шаги по противодействию экстремизму и нетерпимости предпринимаются в Татарстане.

 

Для того чтобы почувствовать, насколько сильна вера, надо было прожить в течение семидесяти лет в атеистическом обществе. Оказалось так, что в стране фактически религия была запрещена, но вера сохранялась глубоко в душах людей. И появление возможности сполна реализовать право на вероисповедание, оно прописано в Конституции Российской Федерации и в Конституции Республики Татарстан, очень сильно всколыхнуло религиозные чувства наших граждан. Поэтому мы должны относиться к ним особенно бережно, уважительно, и создавать все условия, чтобы приверженцы различных религий жили в мире и согласии.

 

Ислам в Российской Федерации – религия коренная, базовая. Предки татар добровольно приняли ислам в городе Булгар под Казанью в Х веке, точнее 16 мая 922 года. Татары оказались северным форпостом исламского мира и таковыми остаются до сегодняшнего дня. А в Дагестан ислам пришел еще раньше — в VII веке вместе с арабскими завоеваниями. Как известно, на Руси православие приняли в 988 году. Таким образом, история страны изначально опирается на два цивилизационных истока – ислам и православие. В интервью телеканалу «Аль-Джазира» Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Наша Русская православная церковь не просто сосуществует с исламом вместе тысячу лет, эти религии находятся в контакте друг с другом, обогащают друг друга. Я, честно говоря, даже не знаю такого примера взаимодействия между конфессиями, как тот, который мы имеем в России». Это действительно так, и эти слова отражают официальную политику Российской Федерации на сегодня.

 

В эти дни в Казани проходит выставка «Золотая Орда», организованная Государственным Эрмитажем. Там есть любопытная православная икона «Богоматери Млекопитательницы». Сама икона была написана в Италии, а в золотом окладе по периметру многократно оттиснуто слово «Аллах» — уникальное явление. Уже в средние века было понимание того, что Господь один, только религии разные. Люди сами придумали межцивилизационные преграды, значит, мы сами же их должны отрегулировать.

 

В истории нашей страны были и мрачные страницы гонений на мусульман, но после указа Екатерины II о веротерпимости отношения православных и мусульман неуклонно укреплялись. За века совместного проживания с православными мы приобрели не просто культуру толерантности, но и взаимопонимания, а также взаимной поддержки. Мы даже не задумываемся над значением достигнутых в Республике Татарстан межконфессиональных отношений. К счастью, они стали для нас привычными. Это большое завоевание. Я уверен, что нужно стремиться именно к такому идеалу, хотя, к сожалению, во многих регионах мира имеются этноконфессиональные конфликты.

 

Исходя из нашего опыта могу сказать, что нельзя полагаться только на традиции, хотя это очень важно. Всегда нужно принимать выверенные, взвешенные политические решения, опирающиеся на баланс интересов и взаимное согласие людей. В Казанском Кремле рядом возвышаются православный собор и мечеть Кул Шариф. Они символизируют существующее взаимопонимание. Архиепископ и муфтий Татарстана все торжественные мероприятия посещают вместе, к ним при необходимости присоединяются и раввин, и католический и лютеранский священники. Отмечу, что в Москве не всегда обращают внимание на такие детали. А люди, особенно в нынешних условиях, следят за тем, кто и как в разных ситуациях поступает. Это сказывается, я знаю это по собственному опыту, на авторитете политических лидеров. Казалось бы, мелочи, но их нельзя игнорировать.

 

Демократия должна учитывать интересы меньшинств, не превращаясь только в машину для голосования. Порой кажется, что легче и быстрее решать проблему по большинству голосов, но в этноконфессиональных отношениях гораздо эффективнее путь достижения максимально возможного согласия. За последние годы в республике сформировались общие ценности многонационального народа Татарстана. Мы отвергаем крайности, экстремизм, будь то в виде национализма или шовинизма, фашизма или ваххабизма. Любой факт проявления таких моментов мы не оставляем без внимания, что с огромным пониманием и благодарностью воспринимается нашими гражданами. Это мы всегда должны учитывать. Не случайно в Отчете Комиссара Совета Европы Альваро Хиль-Роблеса отмечается, что Татарстан является одним из примеров для подражания. Это — высокая оценка, которая ко многому нас обязывает. Отмечу, господин Хиль-Роблес был в нашей республике дважды, недавно — со своим будущим преемником.

 

Благодаря средствам массовой информации в мире, в том числе и в России, ислам приобрел образ чего-то застывшего, жесткого и даже жестокого. На самом деле для ислама характерен плюрализм. Есть сунниты и шииты, сторонники различных мазхабов. На протяжении многих сотен лет в исламе билась живая мысль. До XVII века ислам был самым передовым в мире, потому что впитывал лучшие знания и распространял их. Европейское возрождение началось с великих богословов, таких как Ибн-Рушд, Авиценна и др. Безусловно, сегодня наша задача  продолжить эти славные традиции.
Ислам у татар имеет свои особенности. 200 лет назад в России началась реформация ислама. Это явление получило название джадидизма (от арабского слова аль-джадид – реформа, обновление). Татарские богословы объявили открытость к другим культурам, прежде всего, к русской и европейской. Именно открытость создает взаимопонимание между людьми. Заслуга джадидизма заключается в том, что он во главу угла поставил знания, образование, науки, религиозную терпимость, раскрепостил женщин, дал молодежи не только мораль, но и конкурентоспособность, что немаловажно и для нынешнего мира. Не случайно вся передовая татарская интеллигенция, писатели, выдающиеся политические деятели, лучшие предприниматели вышли из джадидских медресе. Джадидизм создал толерантный, умеренный, просвещенный ислам. Российский исламский университет в Казани, а также система мусульманских учебных заведений в Татарстане призваны продолжить эти замечательные традиции. Пророк говорил: «Для всего есть свой путь. Путь же в рай открывает знание». Не ислам, а невежество взрывает мир и делает его опасным. А с невежеством можно бороться только через просвещение.

 

Ислам — не застывшая религия, он может находить ответы на вызовы времени. Он в своей основе гибок, хорошо воспринимает идеи демократии и либерализма. Изучая опыт ислама Волго-Уральского региона, можно найти ответы на многие сегодняшние вопросы. Я считаю, что это наш вклад во взаимопонимание народов и цивилизаций. Наша судьба – жить всем нам, представителям различных религий, в мире и согласии, как это было на протяжении многих веков.

 

Тот, кто представляет ислам воинствующей религией, плохо читал Коран. В нем сказано: «Верующие (то есть мусульмане), иудеи, сабеяне и христиане, которые веруют в Бога и в последний день и делают добро, не будут знать ни страха, ни печали». Само приветствие мусульман – Ас-саляму алейкум – означает «мир вам». Пророк говорил: «Лучший из вас тот, кто учреждает мир между людьми». Высшая форма джихада, о котором ведутся многочисленные споры, – борьба с неверием внутри себя, а не против неверных, как это нередко трактуется в средствах массовой информации. А оружие в руки можно брать только для самозащиты. Терпимость и понимание и составляют суть предупреждения столкновения цивилизаций, ведь сам Господь создал людей разными, говорящими на многих языках. В исламе запрещено силой навязывать свое мнение. Это хорошо понимал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, который писал в «Подражании Корану»:

 

С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых!

 

Терпимость касается всех, а не только мусульман. Когда в Дании нарисовали карикатуры на Пророка (мусульмане Татарстана, и я лично выступили с резким осуждением их публикации), они руководствовались не благими намерениями. Свобода слова должна сочетаться с уважительным отношением к духовным ценностям. Она не может быть беспредельной, безнравственной. В нашей жизни есть святые вещи, к которым нельзя прикасаться безнаказанно, среди них – пророки, начиная от Моисея, Христа и заканчивая Мухамеддом и Буддой.

 

Мусульмане должны уметь грамотно защищать свои интересы. Безусловно, не причиняя неудобств остальным, без фанатизма и угроз, даже если нанесена большая обида. Мировое сообщество выработало механизмы защиты прав человека, но в то же время и права мусульман нуждаются в защите, иначе одна несправедливость будет порождать другую. Великий богослов Абу Хамид ал-Газали сказал: «Один час справедливости равен столетней молитве».

 

И сегодня у мусульман Российской Федерации нередко возникают проблемы. Например, при отводе земли для строительства мечети, в ряде случаев в связи с несправедливыми обвинениями в ваххабизме или же, например, при попытке ввести уроки православия в школах. К сожалению, многие политики выступают за то, чтобы школьники на уроках изучали православие. Мы же выступаем категорически против такого введения. Нельзя своими руками расшатывать столь дорогие для нас благополучие и согласие. Нам нужно суметь убедить соответствующие органы власти в правоте наших убеждений во благо представителей всех конфессий. Мы так и действуем, используя те рычаги, которые есть. Надо более активно участвовать в политических процессах и на местном, и на федеральном уровне. Иначе получается, что с одной стороны, лозунг ислама используют террористы, а с другой стороны, не до конца защищаются интересы мусульман. На мой взгляд, в Российской Федерации сейчас такая ситуация.

 

Духовные лидеры, не без помощи региональных и местных органов власти, до недавнего времени в большей степени занимались строительством мечетей. Это и правильно. Сейчас в России более 6 тысяч мечетей, из них 1100 – в Татарстане. Период бурного появления храмов, видимо, прошел и теперь нужно более активно использовать иные средства — газеты и журналы, радио и телевидение. Здесь еще огромный объем работы. Сегодня по своему уровню и тиражу мусульманские печатные издания серьезно уступают ведущим российским газетам, не говоря уже о радио и телевидении. Виноватых здесь нет, потому что на все нужно время. Идет процесс возрождения, который требует и материализации многих идей, многих конкретных шагов. Важно суметь разумно сочетать все факторы — строительство, СМИ, подготовку религиозных служителей и т. д. Вы это хорошо знаете.

 

Ислам стал составной частью Европы. Родившиеся в Европе дети от мусульманских родителей – не иммигранты и их число неуклонно растет. В Англии уже 1600 мечетей, во Франции — 1500, в Германии – более 1000 и еще 2000 молельных мест, в Голландии — 450 мечетей, Испании – 12. По всей Европе возникают мусульманские школы. Исламизация Европы будет нарастать. Вы знаете, сегодня в Европе 14 млн. мусульман, среди них появились этнические немцы и французы. Государства Европы фактически становятся мультикультурными сообществами, хотя зачастую этого не хотят признавать, что, впрочем, только усиливает данный фактор. Одна из задач Европы – восприятие мусульманской культуры не как чуждой и привнесенной, а как части европейского образа жизни.

 

Сегодня во всем мире озабочены напряженностью, возникшей в отношениях Запада и исламского мира. Исламофобия никому не принесет дивиденды, она только усугубит ситуацию. Генеральный секретарь Организации Исламская конференция Экмеледдин Ихсаноглу, который посетил Татарстан неоднократно, верно заметил: «Любой конфликт, возникающий в рамках отношений между исламом и Западом, это конфликт не между религиями и культурами, а между политическими мотивами и экономическими интересами. Последние могут меняться, тогда как религии и культуры вечны». Сегодня в мире насчитывается 1,3 миллиарда мусульман – это почти 20 процентов населения планеты. Они составляют большинство в 50 странах. По прогнозам, к 2025 году численность мусульман достигнет 30%, превысив количество христиан. Это еще раз подтверждает насущную необходимость учиться жить в согласии и взаимопонимании во благо всех народов.

 

Безусловно, вступление Российской Федерации в Организацию Исламская конференция, авторитету которой прислушиваются во всем мире, дает шанс наладить мосты между Западом и Востоком. Это открыто поддерживается Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Татарстан, используя свой опыт и добрые отношения с ОИК, готов внести свою посильную лепту в утверждение современных ценностей.

 

Уважаемые участники встречи!

 

Пользуясь случаем, я приглашаю вас посетить Татарстан и ее столицу город Казань, которая в прошлом году блистательно отметила свое 1000-летие. Вы сможете ближе узнать наш многонациональный народ, воочию убедиться в позитивности происходящих у нас процессов, которые во многом симптоматичны и для Российской Федерации в целом.

 

Спасибо!