27.03.2006
Выступление Президента Торгово-промышленной палаты России Е.М. Примакова на первом заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», которое прошло в Москве 27-28 марта 2006 года.
Причина первая, которая объединяет нас всех — это понимание одной из самых главных опасностей в сегодняшнем мире — его раздела по религиозно-цивилизационному принципу. Точнее, на две части, немусульманскую и мусульманскую. За такими попытками, и это увеличивает опасность, стоят не только сочинители статей в газетах и журналах, но и некоторые ученые и даже политики. Россия — одна из великих держав, влияющих на международную жизнь, и в этом качестве она может и уже делает все для того, чтобы помешать развитию такой угрожающей всему человечеству тенденции.
Вторая причина создания нашей Группы, нацеленной на диалог между российскими и ведущими зарубежными исламскими представителями, в особом этнорелигиозном положении России. В ней проживают миллионы мусульман. И это не эмигранты, как во многих западных странах, а органичная часть коренного населения. Пожалуй, ни одно другое государство, коренное население которого состоит из христианского большинства и мусульманского меньшинства, не может, подобно России, быть образцом их мирного проживания, взаимопроникновения культур и создания своеобразной общности. Одновременно с этим — уникально положение России в качестве «моста» между Европой и Азией.
Еще недавно мир был разделен по идеологическому принципу. Человечество смогло с этим справиться. Но теперь возникла новая угроза, я бы сказал, не менее опасная. Потому, что раздел мира по религиозно-цивилизационному принципу сегодня рассматривается в виде результата появления на мировой арене международного терроризма, который якобы связан с исламом как с религией. Это не просто заблуждения. Это целенаправленная клевета на ислам. Не буду останавливаться подробно на доказательствах неправомочности такой увязки, ибо лишь невежды или злостные хулители ислама могут говорить, что эта, одна из древнейших мировых религий, которую исповедует значительная часть населения земли, порождает терроризм.
Вместе с тем сегодняшняя действительность такова, что многие террористические организации, и в первую очередь «Аль-Каида», одеваются в исламские одежды. «Аль-Каида» выдвигает в качестве своей главной задачи создание единого Халифата на территории всех государств с мусульманским населением. Но что происходит в результате? Непосредственными объектами террористических атак «Аль-Каиды» становятся сами же мусульманские государства с умеренными или светскими режимами. Ведь это факт, что число терактов, осуществленных «Аль-Каидой» и ее ответвлениями в Саудовской Аравии, Египте, Турции, значительно превосходят число террористических акций в западноевропейских странах.
В таких условиях всем нам очень важно поставить перед собой цель разъяснения для широких слоев населения не только немусульманских, но и мусульманских стран разницы между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом. Исламский фундаментализм, точно такой же, как фундаментализм любой другой религии, безопасен для общества. Это строительство мечетей, отправление исламских обрядов, взаимопомощь верующих и так далее. Но когда исламский фундаментализм принимает агрессивную, экстремистскую форму, это выливается в навязывание силой исламской модели управления государством и обществом. История знала этапы, когда христианский фундаментализм перерастал в христианско-католический экстремизм. Это осуществлялось иезуитами, это было и во время крестовых походов. А сегодня мы сталкиваемся с проявлениями исламского экстремизма.
В чем причина этого? Конечно, не в том, что сам ислам как религия чреват экстремизмом. Некоторые видят в виде причины тот факт, что растет пропасть между богатеющим «золотым миллиардом» (США, Канада, страны Европы, Австралия, Новая Зеландия) и остальным миром, который в значительной части состоит из стран с мусульманским населением. Это лишь частичный ответ. Дело в том, что лидеры террористических организаций и групп, как правило, люди из зажиточных семей. Я думаю, что взлет исламского экстремизма, который сейчас мы переживаем, связан с несколькими обстоятельствами. Но главное из них — это соотношение между различными цивилизациями. Я подчеркиваю — соотношение. Представляется неправомерным говорить о конфронтации цивилизаций, как это преподносят некоторые авторы, например в США. Действуют процессы глобализации, которые охватили все мировое сообщество. А страны с мусульманским населением не находятся за пределом технико-технологической составляющей мировой цивилизации, оказывающей огромное, пусть неравномерное влияние, на все стороны развития всего человечества.
Но мировая цивилизация — это не только технико-технологические инновации. Она складывается из различных культурно-религиозно-политических потоков. Складывается из различных сохраняющих свою самобытность, но сближающихся цивилизаций. Складывается через их диалог. И именно этот диалог сегодня переживает кризисное состояние.
В первую очередь показателем этого кризиса является бездумное стремление самого мощного по экономическим, военным возможностям представителя «западной цивилизации» экспортировать свою модель демократии в другие страны. Случилось так, что это государство экспортирует с применением силы свою демократическую модель в страны с мусульманским населением. Ирак уже стал, Сирия и Иран могут стать объектами такого «экспорта». Соединенные Штаты при этом отнюдь не считаются с историческим опытом этих стран, ни с соотношением внутренних сил, ни с устоявшимися традициями.
Результатом такого силового экспорта демократии, как показал Ирак, стал разгул терроризма, междоусобные столкновения на религиозной почве. Нужно сказать, что и при прежнем иракском режиме, например, существовала шиитская общность, которая вела борьбу с режимом, а не с суннитами, но сейчас страна стоит на пороге шиитско-суннитской гражданской войны. США объявили свою операцию в Ираке как важный шаг в противодействии международному терроризму, а в результате Ирак превратился в главный плацдарм «Аль-Каиды» — там ныне действует самое, пожалуй, сильное ответвление этой террористической организации. Экстремизм усиливается также в результате нерешенности ближневосточного кризиса. Сегодня мишенью критики и обвинений в торможении процесса урегулирования стало движение Хамас. Израиль, поддерживаемый Соединенными Штатами, заявляет, что не будет контактировать с Хамасом, несмотря на то, что он пришел к власти в Палестинской автономии на гребне демократических выборов, так как это, дескать, террористическая организация. Между тем можно вспомнить, что Бегин и Шамир, два премьер-министра Израиля, в прошлом были настоящие террористы — за их головы английские мандатные власти назначили огромное вознаграждение. А когда те через выборы пришли к власти, никто не сомневался в легитимности контактов с ними. Конечно, Хамас должен войти в переговорный процесс и отказаться от террористических акций против мирного населения. Я думаю, что, если ничто не помешает, то ХАМАС пойдет по этому пути. Однако главным тормозом процесса урегулирования станет, это уже ясно из сегодняшних заявлений и.о. премьер-министра Ольмерта, позиция Израиля, направленная на отход от согласованной «Дорожной карты».
Первое заседание Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» может стать важным форумом, где будут отрабатываться меры по противодействию экстремизму и нетерпимости. Оба этих проявления подпитывают друг друга. Этот порочный круг нужно прервать. И мы, судя по весьма представительному составу нашего собрания, можем помочь этому своим опытом, своими идеями, своими возможностями влиять на общественное мнение.