En Ar

Участники Школы "Болгарский диалог культур" изучили православие и иудаизм в контексте межцивилизационного диалога

23 августа 2019

Откуда ведёт свою историю мусульманско-православный диалог? Почему важно уметь находить точки соприкосновения с последователями иных религиозных мировоззрений? Как живут евреи в Шаббат? Почему нельзя мешать политические взгляды с религиозным учением? Правда ли, что в Дагестан лучше вообще не ездить? Именно этими вопросами задались участники третьей международной летней школы «Болгарский диалог культур», которая в эти дни проходит в Болгаре в стенах Болгарской исламской академии, вместе с гостями мероприятия.

 


- Сегодня очень знаменательное событие – исполняется ровно месяц с момента подписания соглашения о сотрудничестве между Болгарской исламской академией и Казанской православной духовной семинарией, - напомнил в беседе со студентами протоиерей Алексий Колчерин. – На самом деле, очень много можно разработать и осуществить интересных совместных проектов, можно организовать постоянные лекции, в рамках которых будет проходить ознакомление не только с религиозными аспектами нашего существования, но и с культурой, традициями, обычаями друг друга. Мы настроены на позитив, на взаимное обогащение. Стоит отметить, что на сегодняшний день у нас есть много тем для общего обсуждения. Конечно, нельзя спорить с тем, что современный мир по большей своей части секулярен, однако основы нравственности, этики, вопросы семьи – они ведь очень схожи во всех религиях. Поэтому у нас всегда есть возможность поговорить, сохраняя и отстаивая наши общие фундаментальные ценности.

 

Участники Школы

Алексий Колчерин

 

По словам Эльмиры Садыковой, исполнительного директора Фонда стратегического диалога и партнерства с исламским миром, директора Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии, Татарстан – прекрасное место для изучения и перенимания опыта мирного сосуществования и дружбы представителей различных религий и национальностей.

 

Участники Школы

 

- Стоит отметить, когда мы говорим о межрелигиозном диалоге, нельзя не отметить, что муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин и влыдыка Феофан (оба - члены Группы стратегического видения «Россия - Исламский мир») принимают участие в общих мероприятиях, посещают праздничные мероприятия друг друга. Они действительно дружат, по-хорошему. Глядя на такой яркий пример, и мы сами с вами берём ту же самую тональность взаимоотношений. Это мудрая позиция, которая есть у предстоятелей наших общин, транслируются и на тех, кто работает непосредственно на местах. У нас общие ценности – нравственное, духовное воспитание, семейные ценности, работа с молодёжью, социальное служение. Нужно понимать, что лишь через совместную работу можно достичь благополучия нашего общества. 

 

Участники Школы

 

Для того, чтобы понять друг друга и найти точки соприкосновения, очень важно знать историю, в том числе историю становления и дальнейшего развития получения религиозного образования, по мнению протоиерея Алексия Колчерина. На сегодняшний день духовное/религиозное образование представляет собой то образование, которое готовит служителей священнослужителей какой-либо конфессиональной традиции, которые могут на современном языке объяснять основы веры, выступать в качестве преподавателей. Большая часть учебной программы включает в себя богословские труды и тексты. Однако кроме этого блока, в духовном образовании есть место и светским предметам, в том числе истории, изучению языков и так далее.

 

Участники Школы

 


- Ошибочно думать, что религиозное образование представляет собой закрытую от посторонних глаз систему. Что в христианской, что в мусульманской традиции духовное образование наполняет человека в том числе знаниями об устройстве мира, которые он готов и способен транслировать в массы, - отметил священнослужитель.

 


Не менее интересной оказалась беседа с главным раввином Казани и Республики Татарстан Ицхаком Гореликом, который рассказал об инициации мальчика, сколько раз в день молятся евреи и почему очень важно заранее готовиться к Шаббату.

 

Участники Школы

Ицхак Горелик


- К примеру, в субботу никому нельзя работать, даже животным. Шаббат является временем отдыха и общения с друзьями, родственниками. В этот праздник нельзя даже включать свет, свечи зажигаются женщинами вечером в пятницу и ставятся на праздничный стол. Над напитками и угощением перед трапезой читаются молитвы. Готовим мы всё заранее, в пятницу. Каждый еврей должен чётко знать, где он будет в субботу. В пятницу по традиции готовится чолент — национальное кушанье из бобов или фасоли со специями и мясом. Блюдо до подачи на стол всё время стоит в духовке, отчего приобретает особый вкус. В субботу едят также фаршированную рыбу. Конечно, если речь идёт о безопасности человека, о его жизни, то правила субботы не действуют. К примеру, если роды у женщины начинаются в субботу, то, конечно, нельзя просить её отложить их до завтра.

 


Что интересно, у евреев мальчики становятся взрослыми в 13 лет. В этом возрасте их называют «бар-мицва» – сын заповеди. Для совершеннолетней девочки есть другое название, «бат-мицва» – дочь заповеди. Для религиозных евреев быть взрослым – это значит иметь множество обязанностей и нести ответственность за свои поступки. Нужно соблюдать все 613 заповедей иудаизма.

 

Участники Школы

 


- Мальчик, достигший совершеннолетия, получает право читать Тору в синагоге, ему разрешается владеть какой-нибудь собственностью – не только книжками и игрушками, но и чем-то более серьёзным. Кроме того, он может жениться. Современные юноши таким правом пользуются довольно редко, но во времена, когда появились законы иудаизма, это было обычным делом. В первый Шабат после своего тринадцатого дня рождения мальчик приходит в синагогу и читает отрывок из Торы во время субботней службы. Девочки обычно ограничиваются небольшой лекцией на еврейскую тему.

 

Участники Школы

 


После этого устраивается настоящий пир. Совершеннолетие детей – праздник не только для семьи, но и для всей еврейской общины. Родители, родственники, друзья приветствуют новых взрослых и дарят им подарки – как правило, книги или деньги. Их полагается потратить на образование, а не на развлечения. Кстати, с этого момента мальчика можно приглашать в миньян – группу для совершения молитвы, в которой должно быть не меньше десяти взрослых мужчин.

 


Приятным завершением дня для участников и спикеров Школы стало знакомство с культурой Республики Дагестан, которое состоялось благодаря Сиражу Джавадбекову, руководителю ансамбля кавказского танца «Kavkaz Style», который не просто рассказал о родном крае, но и провёл даже небольшой мастер-класс, научив ребят и з разных стран азам лезгинки.

 


Интересно, что в Республике Дагестан проживают представители порядка 72 национальностей, каждая из которых имеет свой особенный, уникальный, костюмный комплекс, который сложился исторически и по сей день передаётся из поколения в поколение, бережно хранясь.

 

Участники Школы

Сираж Джавадбеков

 


Столица края, город Махачкала, расположена на западном берегу Каспийского моря. В народе бытует легенда, что на месте нынешней столицы Дагестана в седьмом веке находилась другая столица – Семендер. Она была главным городом Хазарского государства. А участок земли, где между горой Тарки-Тау и Каспием на узкой полоске побережья стоит Махачкала, имеет название «дагестанский коридор». В пятнадцатом столетии этим коридором владел Тарки-аул. Жители этого населенного пункта отстаивали свое право на этот участок земли во многих битвах. Находился Тарки-аул на месте сегодняшней столицы Дагестана.

 


Отдельная веха истории Дагестана связана с именем русского царя-реформатора Петра Первого. В 1722 году во время Персидского похода царь бывал здесь. Тихая удобная бухта у подножья горы Анджи-Арка понравилась русскому императору. Говорят, что на месте теперешнего маяка он оставил камень и повелел, чтобы каждый, бывший с ним, сделал то же самое. Так и появилось на горе Анджи-Арка новое военное укрепление, получившие название Петровское. Горцы прозвали эту крепость Анджикала…

 

Участники Школы

 


Напомним, десятидневная международная летняя школа «Болгарский диалог культур» предлагает углубленное изучение культур и ментальностей народов мира, фундаментальный анализ ключевых регионов и стран - Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки, Европы, а также России и Центральной Азии, моделирование работы комитетов международных организаций (ООН и ЮНЕСКО) в составе проектных групп, ежедневную программу лекций и семинаров, интенсивное обучение методике креативного и академического письма на русском языке.

 

Участники Школы

 


Организаторами мероприятия выступают Группа стратегического видения "Россия-Исламский мир", Фонд Стратегического диалога и партнерства с исламским миром, Казанский федеральный университет (Институт международных отношений) и Болгарская исламская академия.

 

 

По словам организаторов, проект направлен на развитие международных площадок для диалога культур и цивилизаций, ознакомление иностранных студентов с богатым духовным потенциалом Российской Федерации и Республики Татарстан. В мероприятии принимают участие 30 студентов из Китая, Сирии, Афганистана, Таджикистана, Ирака, Турции, Иордании, России.

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 

 

Участники Школы

 


Ильмира Гафиятуллина