En Ar

Выступление Константина Шувалова на IV-ом Международном медиа-форуме в Ялте

25 апреля 2018

25.04.2018

 

Посол по особым поручениям МИД России Константин Викторович Шувалов выступил на IV Международном журналистском форуме «Журналисты мусульманских стран за партнерство цивилизаций».

 

Рад приветствовать участников IV Международного журналистского форума «Журналисты мусульманских стран за партнерство цивилизаций» от имени Министерства иностранных дел Российской Федерации. Хочу поблагодарить за оказанное нам гостеприимство Администрацию Республики Крым.

 

Когда за обсуждение цивилизационных отношений берутся журналисты, закономерно ожидать, что на первый план выйдут вопросы о том, что эти отношения значат для пользователя информации – отдельного человека – участника современного многопланового общения. В нашем глобализированном мире цивилизации не разделены огромными расстояниями, они существуют вместе, в сознании каждого из нас, в системе связей и отношений, где мы все обитаем.

 

Культура межцивилизационного общения – это, может быть, прежде всего личное представление каждого о том, что такое «свой» и «иной», это набор поведенческих правил и реакций, действующих произвольно и связанных с цивилизационной и культурной принадлежностью, но не жестко ею предопределенных. В культуре общения преломляется получаемая каждым из нас в течение всей жизни информация, а поэтому от информации в самом широком смысле слова зависит, будет человек воспринимать инаковость конструктивно, как норму, как возможность партнерства или будет ориентирован на враждебность и агрессию, на свое превосходство и исключительность, на отождествление другой культуры и цивилизации с врагом или существом низшего порядка.

 

Цивилизации и существующие в их рамках культуры и религии предлагают парадигмы общения с «несвоими», в которых имеются сложные общие моральные императивы, именуемые общечеловеческими, но есть и различия. Представляется важным, что речь идет именно о парадигмах, то есть наборе всех приемлемых установок, а не о жесткой регламентации.

 

В исламской цивилизации и религии этот набор, пожалуй, один из самых широких и многовариантных. Сосуществование противоположных мнений, их беспрецедентное многообразие, казалось бы, является хорошо известной и неоспоримой особенностью ислама. Но достаточно ли прочно эта истина утвердилась в сознании современной уммы, воспринимается ею как ценность? Наверное, недостаточно. Иначе не наблюдалось бы успеха такфиристской пропаганды, увлечения салафистской чисткой богатейшей идеологической традиции.

 

Надеемся, что лидеры общественного мнения, включая журналистов, защитят идеологические богатство ислама от попыток лишить его свободы идейного поиска.

 

Исторический Запад проявляет признаки системного кризиса, поразившего идеологию, мораль, политические институты, но при этом он не утерял успешности в качестве цивилизации, обеспечивающей максимально высокий уровень потребления. В этих обстоятельствах мир ислама стоит перед лицом двух опасностей: либо замкнуться, сделать ставку на свою альтернативную Западу исключительность, либо, напротив, отказаться от цивилизационной идентичности, поддаться еще одной попытке Запада включить мусульман в свой глобальный проект, разумеется, в малопочетном качестве ведомой среды.

 

Оба варианта представляют собой отход от исламского принципа срединного пути. В первом случае речь идет о разрыве с мусульманской традицией культурной инклюзивности, которая стала базой для небывалого подъема исламской культуры в Средние века. Второй путь, привлекательный, как показали события «арабской весны», для части элит, отвергается большинством уммы.

 

Содержательной альтернативой обоим отклонениям представляется партнерство и диалог. Для ислама это свой, ненавязчивый выбор: не случайно, что обе цивилизационные международные инициативы, получившие поддержку ООН – диалог цивилизаций и альянс цивилизаций – были выдвинуты лидерами мусульманских государств.

 

Выступление Константина Шувалова на IV-ом Международном медиа-форуме в Ялте

 

Тот факт, что большинство людей в России, и в мусульманских странах не считают для себя допустимым поступиться своей цивилизационной идентичностью и в то же время не выстраивают отношения с остальными с позиций исключительности и превосходства, может позволить сотрудничеству в формате Россия – исламский мир стать базовым компонентом международных усилий, предпринимаемых ради того, чтобы партнерство стало универсальной нормой сосуществования цивилизаций.

 

Уважаемые участники Форума!

 

Традиции контактов и взаимообогащения культур и религий оставила замечательные следы в истории Крыма, с некоторыми из которых вам предстоит познакомиться. Надеюсь, что ваше пребывание здесь будет не только приятным, но и познавательным.

 

ГСВ «Россия – Исламский мир»