Приближается новый учебный год, а это значит, что вопрос получения высшего, в том числе и религиозного образования, становится все более актуальным. О том, какие есть нововведения в деятельности Совета по исламскому образованию, для чего нужна стандартизация получения религиозного образования в ходе пресс-конференции рассказал Рафик Мухаметшин, член Группы стратегического видения "Россия - Исламский мир", заместитель муфтия Татарстана по вопросам образования, председатель Совета по исламскому образованию России, ректор Российского исламского института.
Стандарты исламского образования в России
На сегодняшний день многоступенчатая система исламского образования в России представляет собой многоуровневую структуру религиозного просвещения населения: примечетские курсы, медресе, Российский исламский институт в Казани и другие учреждения высшего исламского образования в регионах России и Болгарская исламская академия.
- Могу с уверенностью сказать, что из 82 мусульманских заведений, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, порядка 38 входят в состав Совета по исламскому образованию и каждое имеет лицензию на оказание образовательных услуг. Что касается Татарстана, то это один из регионов, где мусульманские образовательные учреждения работают на достаточно высоком уровне в соответствии с принятыми стандартами, - отметил председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин.
Именно в Казани в 2015 году и были разработаны те самые стандарты, которые сегодня призваны помочь в контроле качества получаемого мусульманского образования в России. Перед тем, как сформировать стандарты (которые, к слову, затрагивают не только требования к профессорско-преподавательскому составу, но и особенности преподавания тех или иных предметов), была проведена кропотливая аналитическая и организационная работа, в том числе и изучение опыта действующих и ранее функционировавших медресе. К тому же это был первый опыт стандартизации.
- Сегодня все прописанные стандарты работают, были подготовлены даже комплекты учебников. Считаю, что именно через реализацию таких стандартов можно выйти на определение компетенций имама и придерживаться их.
На сегодняшний день эти стандарты реализуются преимущественно на территории Республики Татарстан.
- Мы должны понимать, что государство не может контролировать качество получаемого религиозного образования. Этим должны заниматься непосредственно учредители. Поэтому крайне важно иметь какие-то механизмы контроля соблюдения стандартов, - заверил журналистов Рафик Мухаметшин.
Отдельного внимания заслуживает вопрос наличия учебников, в том числе классических трудов с комментариями.
- Встаёт резонный вопрос: на кого опираться, какими должны быть современные учебники, к примеру, по исламскому праву (а это, на минуточку, один из ключевых предметов в исламских образовательных учреждениях). При этом нельзя забывать, что порядка 20% предметов составляют блок светских наук. Не стоит удивляться подобному соотношению, поскольку мы не должны забывать о том, что, к примеру, в медресе перед нами стоит задача подготовить религиозных деятелей за 3 года. Но никто не отрицает того факта, что медресе также место, где формируется татарская интеллигенция, без существования которой сложно представить развитие уммы.
Напомним, что 29 июля состоялось очередное заседание Совета по исламскому образованию, в рамках которого было принято решение о том, что нужно не просто систематизировать деятельность мусульманских учебных заведений, но и сделать их работу максимально прозрачной.
- Отдельное внимание мы уделили вопросу адаптации ребят, которые полуют религиозное образование за рубежом, к российским реалиям. Я говорю о таких понятиях, как «патриотизм», «нация», изучение и понимание становления ислама в России. Это те вещи, о которых нужно говорить не только и не столько в рамках отдельных предметов, сколько внедрять это в уже имеющиеся занятия. К примеру, можно приводить в пример хадисы, в которых Пророк Мухаммад говорит о важности любви к своему народу, к своей стране. Наши студенты должны знать, что представляют собой мусульмане Российской Федерации, кто они такие, как на территорию нашей страны пришёл ислам, в чём его особенности здесь, как формируется национальная, религиозная, языковая идентичность, которые, хочу отметить, тесно связаны друг с другом. Мы должны формировать у наших студентов гордость за своё наследие.
Но что же представляет собой Совет по исламскому образованию России? Это организация первоочередной своей задачей считает вхождение системы мусульманского образования в единое образовательное пространство. Создано некоммерческое партнёрство «Совет по исламскому образованию» было 10 марта 2010 года. Возглавляет его Рафик Мухаметшин. Среди целей Совета – обеспечение необходимых условий для реализации прав граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в специалистах теологического, религиозного и иных направлений подготовки; координация деятельности различных организаций, реализующих программы религиозного образования; разработка и утверждение единых стандартов по различным направлениям исламского теологического, религиозного и иного образования; разработка и утверждение примерных программ и учебных планов по религиозным дисциплинам, преподаваемым в исламских теологических, духовных и иных образовательных учреждениях, а также подготовка к изданию научной, религиозной и учебной литературы и многое другое.
Целевики и Аль-Азхар
Сейчас наступил новый виток деятельности Совета, в том числе начал свою работу сайт muslimmedia.ru, где можно найти образовательные обучающие материалы, лекции. Что интересно, в этом году Совет по исламскому образованию России планирует запустить новый проект – целевое обучение студентов в Российском исламском институте.
- Что представляет собой целевое обучение? Духовное управление выбирает и рекомендует некоторое количество учеников. С ними заключаются договоры. По истечении срока обучения, который составляет три года, эти ребята становятся имамами мечетей в сельских населённых пунктах (городские мечети полностью укомплектованы служителями религии). На протяжении некоторого времени этим выпускникам будут выплачиваться гранты. Подчеркну, что это общероссийский проект, федеральный. Мы опробуем его в Татарстане и в Чечне. Человек десять в этом году попробуем набрать. Такой подход позволит досконально знать тех людей, кто будет проходить обучение.
Студенты-целевики этого года будут определены к концу августа – после того, как завершится приёмная кампания в Российский исламский институт. Совет по исламскому образованию России будет реализовывать проект при поддержке Фонда исламской науки, культуры и образования.
Нельзя не отметить и успехи в сфере взаимодействия с иностранными образовательными учреждениями. В первую очередь речь идёт об университете Аль-Азхар, с которым два года назад был заключён договор, согласно которому на обучение туда теперь принимают только по направлению от Совета по исламскому образованию. Как пояснил Мухаметшин, ранее российских студентов вне зависимости от уже имеющегося религиозного образования принимали только на подготовительный факультет, где в течение двух лет они сдавали экзамены. Сейчас же российские абитуриенты поступают сразу на первый курс бакалавриата.
- Кроме того, сейчас мы ведём переговоры о совмещении наших бакалаврских программ, чтобы наши выпускники могли поступать уже сразу в магистратуру, - подчеркнул Рафик Мухаметшин.
Конечно, конкуренция на рынке предоставления образовательных условий очень велика. Достаточно обратиться к цифрам: если одно исламское образовательное учреждение в год тратит порядка 100-120 млн рублей, то за счёт контрактных форм обучения в бюджет организации попадают порядка 15 млн. Остальное финансирование идёт из Фонда исламской науки, культуры и образования, из имеющихся средств Духовного управления.
Фото: Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Ильмира Гафиятуллина