Сегодня Африканский континент представляют 54 суверенных государства, из которых половина – страны-участники Организации исламского сотрудничества, то есть официально причисляют себя к мусульманским странам. Центральноафриканская республика (ЦАР) им сочувствует и выступает в Организации государством-наблюдателем. Также на положение в мусульманских странах Африки влияют еще две региональные организации: Лига арабских государств (объединяющая 22 страны) и Союз арабского Магриба, куда входят Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис.
Среди мусульманского населения современной Африки исповедуется главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя правовыми школами. Значительную роль среди мусульман играют суфийские братства (тарикаты), которых в Африке насчитывается несколько десятков. Суфизм предложил не только путь к духовному спасению, чего не могли дать африканские этнические религии, но и новый, тип социальных связей, основанных на этике братства и взаимной социальной поддержки внутри мусульманской общины.
К распространению ислама в Северной Африке привели арабские завоевания VII-VIII века. С IX века из севера (Египет и Магриб) и востока (Аравия) религия начала проникать в Судан и на Африканский Рог, а оттуда устремилась на юг и на восток континента. К XII веку ислам распространился на острове Занзибар и в Мозамбике. Кстати, последнее государство получило название от имени мусульманского проповедника шейха Мусы ибн-Мбики.
В Западной Африке ислам появился примерно в XI веке – в арабских географических источниках этого времени упоминается принятие ислама населением Ганы. В Южной Африке религия стала известна примерно с XV-XVI века благодаря суахилийской культуре. С XVII века Голландская Ост-Индская компания стала завозить в Капскую область малайцев, выходцев из Индонезии, с появлением которых ислам в специфической малайзийской интерпретации укоренился на южной оконечности материка наряду с уже известной там суахилийской версией ислама, которая, в свою очередь, находилась под сильным влиянием Йемена и Омана. В XVIII-XX веках ислам продолжал распространяться во внутренних районах Африки – в северной Нигерии, ЦАР.
Падение СССР, ознаменовавшее собой распад мирового социализма, укрепило возникшую еще в XIX веке идеологию глобального превосходства западной цивилизации. Но уже в конце XX века сторонники этой идеологии столкнулись с препятствиями, поставившими под сомнение возможность безоговорочного господства во всем мире западных ценностей, основанных на секулярных идеалах и принципах либеральной демократии. Ограничением выступило возрождение мировых конфессий, прежде всего христианства и ислама – к началу ХХI века религии увеличили число своих адептов в мире, особенно в Юго-Восточной Азии и Африке.
Религиозное самоопределение африканцев, в первую очередь речь идет о населении так называемой Тропической Африки, также известной как Черная Африка (часть континента, находящаяся к югу от пустыни Сахара и населенная преимущественно негроидными народами), приобрело более организованный и социально ориентированный характер. Сплочение местных народов на основе общих религиозных ценностей и правил поведения проходило в условиях тяжелых и продолжительных потрясений в конце ХХ века: подъем неконтролируемого насилия, нищеты, падение традиционной морали и этики.
Усилению тенденций развития исламского религиозного самосознания способствовало начавшееся в 1940-1950-х годах проникновение в Тропическую Африку идей исламского фундаментализма, сторонники которого выдвинули требование возврата к первоначальным принципам ислама, очищения его от позднейших культурных наслоений, прежде всего африканских. Влияние исламского фундаментализма еще более усилилось в результате обострения в африканских странах социально-экономического и политического кризиса, развития мировых информационных и социальных сетей.
Религиозное возрождение в странах Тропической Африки тесно связано с обновленческими движениями на других континентах. Усиление влияния ислама нельзя представить вне организованного подъема исламского фундаментализма и политического ислама в арабских странах. События «Арабской весны» в 2011-2012 годах погрузили весь арабо-исламский мир – мир канонического ислама – в состояние переходного периода, подразумевающего кризис развития. Революционные политические события породили изменения в общественном и личном сознании, требуя переосмысления базовых аспектов исламских ценностей, исламской идентичности и самосознания.
Острый политический кризис привел к стремительному падению политических режимов в государствах Северной Африки: Тунис, Ливия, Египет, волнения также охватили Алжир. В Марокко и Мавритании протесты не носили массовый характер, но подтолкнули правящие круги к реформам. В 2011 году произошло «мирное» (после почти 40 лет гражданской войны) отделение от арабо-мусульманского Судана афро-христианского Южного Судана, начался кропотливый процесс по объединению развалившегося в начале 90-х годов Сомали.
Дело в том, что исламским странам рано или поздно приходится решать вопрос реставрации государственных органов управления, для чего у современной исламской теории нет готовых моделей. Эпицентр противоречий глобального исламского сообщества, вызванный кризисом развития, изначально был сконцентрирован в области борьбы с колониализмом. В XXI веке произошло смещение противостояния внутрь самого мусульманского общества, требующего перемен от властных структур. В тех мусульманских странах, где официальные власти эффективно противостоят антигосударственному экстремизму, перестройка общества протекает спокойно, не сопровождаясь вооруженным противостоянием.
Иная картина предстает в большинстве мусульманских государств Тропической Африки. Там неэффективные властные структуры, вкупе со слабо организованной духовной элитой, а также населением, продолжающим исповедовать доисламские верования, оказываются бессильны перед натиском решительно настроенных фундаменталистов. Возникают вооруженные конфликты, порождающие расширение сети террористических организаций, действующих под исламскими лозунгами, а племенная структура африканского общества образует базу для пополнения рядов экстремистов.
Ислам в Африке не статичен и постоянно изменяется под воздействием социальных, экономических и политических причин. Признание факта усиления религиозных противоречий в Тропической области континента – важный шаг к адекватному реагированию на это явление современного мира и на его многообразные последствия. К сожалению, признание проблемы зачастую оборачивается поводом для неоколониального давления извне. Важно отметить, что сложившаяся ситуация не исключительно африканский феномен, а одно из проявлений глобального повышения значимости религиозного фактора.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Kyle Glenn/Unsplash