Мы продолжаем с вами знакомиться с особенностями функционирования исламского банкинга. Сегодня остановимся на самых популярных стереотипах, существующих уже не первый год вокруг исламских финансов, и разберёмся, что является правдой, а что – вымыслом.
1. Исламская финансовая система заменит западную и будет доминировать в мире.
Это высказывание сильно преувеличено: исламские финансы являются дополнением к традиционной структуре мирового финансового рынка и официально признаны Всемирным банком. Сама по себе исламская финансовая система не является чем-то диаметрально противоположным действующей западной системе. Её принципиальное отличие состоит в том, что, будучи социально ориентированной системой, она обращена к обществу. В неё заложены определённые нравственные посылы, и именно этим она отличается от существующей деловой практики.
Что касается инвестиций, то в исламской финансовой системе они направляются в реальный сектор экономики. При этом существует запрет на проценты как плату за предоставление услуги пользования финансовыми ресурсами. Предоставляющий финансовые ресурсы должен нести адекватные риски наряду с тем, кто будет пользоваться этими ресурсами. Также существуют определённые требования к социальной благотворительности. Помимо этого, инвестиции не направляются в социально вредные секторы экономики, такие как производство алкоголя, табака, игорный бизнес.
2. Исламские финансы являются своего рода благотворительностью.
Тоже стереотип, поскольку исламская финансовая система – это бизнес, устремлённый в будущее. Данный вид финансирования фактически является материальной помощью на возвратной основе, которая может предоставляться организациям, регионам или физическим лицам. Например, денежные средства могут предоставляться частным лицам для образовательных целей, для женитьбы или фирмам, испытывающим финансовые затруднения.
3. Мировые финансовые кризисы не затрагивают исламскую финансовую систему.
Так было вплоть до разразившегося в 2008 году кризиса, когда была выявлена определённая взаимосвязь между финансовой исламской системой и традиционной западной финансовой системой. Суммарно активы исламских банков составляют порядка 1% общемировых. Исламскими финансами занимаются около 300 банков, а обычными – более 23 тысяч. Кризис заставил целый ряд мусульманских стран пересмотреть регулятивные моменты и выработать структурированную и действенную нормативную базу исламского банкинга. Их деятельность направлена в трёх основных направлениях:
– разрешение иностранным банкам создавать новые исламские банки;
– разрешение обычным банкам открывать «исламские окна»;
– разрешение обычным банкам создавать отдельные исламские банковские подразделения.
4. Клиентами исламского банка могут быть только мусульмане.
Половина всех клиентов исламских банков в мире немусульмане, а к услугам этих организаций люди обращаются зачастую из чисто экономических соображений. Главная цель исламских банков – избежать запрещённых в Коране операций (к примеру, ростовщичество). Вместо того, чтобы выдавать клиенту деньги под проценты, как это происходит в классической западной банковской модели, в данном случае происходит сделка. При этом, одобряя эту сделку, исламский банк в первую очередь изучает надёжность заёмщика. При рассмотрении заявки религиозная принадлежность не имеет никакого значения.
5. Методы, применяемые в финансовой системе исламских стран, примитивны.
Такое мнение зиждется на коренном непонимании основ исламского финансирования.
К основным инструментам финансовой деятельности, отвечающей шариату, относятся следующие:
– мурабаха – перепродажа с торговой наценкой;
– мушарака – совместная деятельность;
– иджара – лизинг;
– истисна – форвардная сделка;
– мудараба – участие в прибылях и убытках.
Таким образом, суть исламского финансирования заключается в том, чтобы обслуживать тех, для кого непосредственно и были созданы эти инструменты, а не для управляющих структур.
6. В исламской финансовой системе больше рисков, чем в традиционном виде финансовых систем.
На самом деле, в мире нет более рискованной сферы, чем банковская система. Но, в отличие от «светской», исламская система опирается на так называемый «риск менеджмент», в котором инвестиции осуществляются своими средствами, а не чужими.
7. В исламской финансовой системе затраты на финансирование выше, чем в традиционных видах финансовых систем.
Исламские финансовые институты расположены в основном в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (при этом крупнейшими центрами являются Бахрейн и Малайзия), но создаются также в Европе и США. Согласно оценкам, их общие активы во всём мире превышают 250 миллиардов долларов США и увеличиваются приблизительно на 15 процентов в год. Вместе с тем, невзирая на столь быстрый рост, исламская банковская деятельность в большинстве стран остаётся довольно ограниченной, и её масштабы малы по сравнению с глобальной финансовой системой.
8. Исламская финансовая система не предоставляет гарантий.
В исламской системе опасность неплатёжеспособности появляется для экономических субъектов, только если их доходные статьи оказываются недостаточными для их наличных затрат и обязательств. Такая ситуация может возникнуть только из-за некачественного управления или внешних экономических факторов, но не присуща данной финансовой системе.
9. Исламские банки якобы финансируют терроризм.
Конечно, это не так. За более чем 50-летнюю историю ни один исламский банк ни разу не был замечен в финансировании террористических организаций. Система исламского банкинга испытывает такие же имиджевые проблемы, как и вся религия в целом. Происходит это из-за ограниченности многих людей, которые приравнивают терроризм к религии. Исламский банкинг функционирует в той же системе, что и все коммерческие структуры: подчиняется Центробанкам своих стран, сотрудничает с МВФ, а внутренний контроль в них даже жёстче, чем в традиционных. Так, например, привлечь с помощью исламского банка средства на производство алкоголя невозможно.
10. Исламский банк предоставляет более выгодные условия заёмщикам.
Здесь всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, исламский банк позиционирует себя как более мягкую и «человечную» структуру. В случае если клиент не может выплатить долг, банк пойдет ему навстречу. В классическом банке в случае просрочки по платежу, растут и проценты, здесь этого не происходит. С другой стороны, это не значит, что штрафов за просрочку кредитов нет – просто они могут направляться на благотворительные цели. Исламские банки предпочитают финансировать бизнес, но по общепринятой схеме – предоставления средств. Классический исламский банкинг, когда банк дает деньги на невозвратной основе и взамен входит в долю бизнеса постепенно изживает себя; банкирам трудно просчитать риски бизнеса и практически невозможно каждый раз отправлять своего представителя в совет директоров компании.
11. В исламской финансовой системе нет установленных правил.
В формировании негативного впечатления повинна существующая на исламском финансовом рынке некоторая разобщённость, больше напоминающая нездоровую конкуренцию, устранение которой должен взять на себя общий регулирующий орган. Не хватает специалистов, экспертов по Шариату с финансовым опытом. Так, например, из-за разногласий по толкованию предлагаемых исламскими финансовыми институтами услуг ряд исламских финансовых продуктов, популярных в Малайзии, встречают неодобрительную реакцию на Ближнем Востоке.
Но проблемы такого уровня характерны и для «светских» банков. Ислам не умалчивает о своих, а активно решает. Существующие фундаментальные ограничения в исламской банковской сфере позволяют утверждать, что это самые высокие стандарты на сегодняшний день. Если бы это было не так, то Банк международного сотрудничества Японии не выбрал бы для расширения своей деятельности упомянутую выше Малайзию (52% мусульман), которая постепенно превращается в своеобразного законодателя моды на исламские финансы и претендует на лидирующие позиции в таком финансовом сегменте, как «сукук» – исламские облигации, не только в Азии, но и в мире. Сегодня Малайзия высоко подняла планку стандартов исламской финансовой системы, которая подконтрольна единой структуре управления – Национальному совету по Шариату. Вынесенные им решения интерпретируются религиозными службами отдельных банков, что делает финансовую систему ещё более прозрачной и предсказуемой. При этом исламские банки открыто конкурируют здесь с обычными финансовыми институтами, которые также могут получить лицензию для работы с исламскими финансовыми продуктами.
Ильмира Гафиятуллина
Фото: Creative Commons