Какое место занимают учёные и мусульманское духовенство в современном мире? Какой вклад они вносят в развитие светского общества в рамках существования поликонфессионального государства? Каким образом происходит насаждение негативного образа традиционного мусульманского духовенства и как с этим бороться? Как эффективно противостоять деструктивной деятельности идеологии радикальных течений? Таков спектр вопросов, который оказался в фокусе внимания участников V Международной богословской конференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем: Роль учёных Ислама в современном обществе в свете Священного Корана и Пречистой Сунны», которая прошла в Казани 17 сентября.
Как отмечают сами организаторы (Центр исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан при поддержке Духовного управления мусульман Республики Татарстан в рамках реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия – исламский мир»), основной целью мероприятия является раскрытие подлинной роли исламских учёных, мусульманского духовенства в современном обществе и её соответствия стандартам, обозначенным в Священном Коране и Пречистой Сунне, а также выработка рекомендаций мусульманскому сообществу в выстраивании постоянного диалога между духовенством и обществом.
- Мы живём в сложное время, когда размываются традиционные человеческие ценности, происходят глобальные изменения в мире. В связи с этим, выражаю надежду, что ислам станет той незыблемой основой, которое позволит сохранить миру человеческие ценности, - отметил в приветственном слове Альберт Дирзизов, главный советник Аппарата Президента Республики Татарстан.
В свою очередь первый заместитель муфтия Татарстана Рустем Валиулин подчеркнул, что те вопросы, которые поднимаются в рамках подобных научно-практических конференций, являются важными для всей уммы, а не только для отдельной группы мусульман.
- Сегодня, к сожалению, вымывается из сознания людей представления о добре и зле, о нравственности. Мы как верующие люди должны понимать, что за этим всем стоят не какие-то организации. Тут наши главные враги – это сатана и испорченность наших душ. Поэтому мы, как мусульмане, как мусульманское духовенство, должны читать душеспасительные проповеди. Нам Господь дал минбар, который не только расположен в мечети. Минбаром является и площадка Интернета.
По словам Валиулина, многие люди стали забывать правила поведения в религиозных учреждениях, общения с людьми, поведения в обществе. Добавьте к этому ещё и религиозную безграмотность, и вот перед вами готовый для вливания экстремистской идеологии человек.
- Мы до сих пор находимся в духовной спячке. Всегда надеемся, что книги, которые были написаны тысячи лет назад, прочитают миллионы мусульман. Этого не произойдёт, потому что это не естественно для нашего общества. И во времена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) таких учёных мужей было не так много, это не было массовым явлением. Проповедников было мало, но их задача – спасти души миллионов мусульман от разложения в этом мире, а в Судный день – от Адского пламени. Если не мы, то этим займётся наше испорченное эго и враг извне.
С тёплыми словами приветствия в адрес участников обратился ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов, отметив актуальность встречи и важность поднимаемых вопросов.
- Во все времена учёные были оплотом суннитского вероучения. Именно они создали идеологический базис, позволивший построить сильный, стабильный социум, в котором нашли благополучие представители различных конфессий и этносов. Начиная со времён Пророка и вплоть до наших дней, они боролись с различными проявлениями радикализма и прилагали все усилия для разъяснения истинной сути Божественного писания, несли в массы идеи добрососедства, милосердия и любви к ближнему. Именно поэтому воспитание и взращивание учёных возведено в ранг общественной обязанности. Именно с этой целью и была создана Болгарская исламская академия. Именно здесь мы должны воспитывать учёных, которые не только будут возрождать и продолжать традиции отечественного мусульманского богословия, но также будут способны решать современные проблемы, актуальные для уммы.
К слову, буквально на днях в стенах БИА были защищены первые докторские диссертации.
В свою очередь, Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского института, член Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», ещё раз подчеркнул, что мусульманские учёные всегда играли большую роль в жизни не только собственной уммы, но всего общества. Та мусульманская община, в которой нет учёных, не может считаться полноценной уммой - настолько велика потребность в исламских богословах.
- Мир меняется, мы живём в условиях глобализации, поэтому на все те вызовы, которые перед нами ставит современная жизнь, наши алимы должны иметь ответ. Мусульмане живут не только в мусульманских государствах, много последователей ислама в светских странах, в поликонфессиональном, многонациональном обществе. Поэтому сегодня спрос с мусульманских учёных как никогда высок. Важно как возрождение многовековых традиций российских мусульман, так и формирование нового поколения мусульманских учёных.
В важности проведения подобных научных конференций и форумов, направленных на популяризацию и увеличение роли учёных в мире, уверен и Абдулла Аджимоллаев, первый заместитель муфтия Дагестана.
- Убеждён, что нам сегодня удастся обсудить ряд ключевых вопросов, касающихся подготовки квалифицированных отечественных мусульманских богословов. Этому вопросу уделяется особое внимания со стороны руководства нашей страны. Достаточно напомнить о том, что на протяжении более десяти лет реализуется государственная программа по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Руководство страны поставило задачу подготовить конкурентоспособных отечественных богословов, которые будут представлять интересы нашей страны, в том числе и на международной арене. Об этом наш национальный лидер Владимир Путин заявил в Уфе, отметив, что российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и богатейшее богословское наследие сказать своё слово. Одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и, что принципиально важно, будет признана большинством мусульманских учёных мира. В связи с этим крайне важно, чтобы в систему получения исламского образования было включено изучение трудов отечественных богословов. Хотелось бы обратить внимание собравшихся на тот факт, что нужно использовать потенциал духовного наследия наших отечественных богословов в профилактике радикализма и крайних взглядов в обществе.
В работе конференции приняла участие большая делегация из Сирийской Арабской Республики. Кроме того, впервые среди спикеров оказались представители Исламской Республики Иран под руководством главы Комитета по фикху суннитов Ирана, ректора Дар аль-Улюм (университет) Захедана, духовного главы суннитов Ирана шейх Мавлана Абд-уль-Хамид Захи. Иракская сторона представлена Факультетом Великого Имама Абу Ханифы, Арабская Республика Египет – главой отдела письменных фетв Муфтията Арабской Республики Египет. В работе богословского форума также приняли участие религиозные деятели из Исламской Республики Пакистан, Германии, Турции, Нидерландов.
Ильмира Гафиятуллина