Cтарший редактор “Russia beyond the headlines” (Индонезия), участник V Международного форума мусульманских журналистов и блогеров Фаузан Аль-Рашид в своём интервью для редакции сайта ГСВ "Россия - Исламский мир" поделился мнением о том, как журналистам выстраивать свою деятельность в эпоху алгоритмических социальных сетей и deep fakes.
- Как журналистам перебороть алгоритмы социальных сетей, будь то Facebook, Twitter или любая другая платформа?
- Это очень интересный вопрос. Я верю, что журналисты должны следовать единой цели - делать новости как можно лучше, доносить до аудитории правдивую информацию. Суть алгоритмов в следующем - люди "лайкают" какие-то посты, фото, видеозаписи, далее система начинает предлагать им подобный контент. Возникает, скажем так, пузырь. К тому же вы общаетесь с друзьями, которым может нравиться примерно тот же контент, который вы "лайкнули", они могли его вам сами отправить. В итоге люди оказываются в этом пузыре.
Если говорить о способах борьбы с алгоритмами, сделать людей менее подверженными влиянию алгоритмов… Я верю, что журналисты должны иметь чистое сердце, должны думать не только о заработке, но и быть ответственными за то, что они пишут, публикуют. Журналист ответственен перед обществом. То, что он пишет, может повлиять на восприятие людей, их образ мышления, оценку того, что происходит в этом мире. Ведь алгоритмы сами по себе являются технологией, поэтому мы не можем никак их переделать. Наша задача - предоставлять правдивую, проверенную информацию, в соответствии с принципами профессиональной журналистики.
- Как быть с контентом, который генерируют машины, “искусственный интеллект”, - deep fakes? Сейчас всё чаще можно встретить публикации, где рассказывается, как в разных странах появляются реалистичные фото- и видео-записи, на самом деле являющиеся фейком. То есть алгоритмы машинного обучения обучаются на большом объёме тренировочных данных и начинают производить подделку, которую от оригинала не получается отличить с первого раза.
- К сожалению, мои соображения подойдут не для всех. Дело в том, что для противодействия такого рода фейкам требуется медиа-грамотность, понимание того, каким образом работают СМИ. Я приведу примеры из собственной практики. В Индонезии активно циркулировала информация о “Хизб ут-Тахрир” - организации, которая запрещена в России. В нашей стране эта структура также оказалась под запретом, что произошло примерно год назад. В медиа-среде Индонезии начала циркулировать информация о том, что в России, на Северном Кавказе на каком-то из мероприятий спокойно развивается флаг “Хизб ут-Тахрира”. Я пытался найти источник, потому что на мне лежит ответственность за верификацию этой информации для её возможной дальнейшей публикации. Я начал проверять, залез в YouTube, нашёл видео. Действительно, дело было в Дагестане, но не было никакого флага “Хизб ут-Тахрир”. Это были люди, которые собрались на свадебное празднество. Они почему-то несли в руках чёрный флаг, но это не имело ничего общего с движением “хизбов”. Обычная свадебная церемония... Суть в том, что в Индонезии люди, которые были огорчены решением правительства запретить движение, увидели этот контент и начали его распространять с таким посылом, что, мол, смотрите, даже в коммунистической стране (в Индонезии ещё есть люди, кто считает, что в России всё ещё существует коммунистический режим) “Хизб ут-Тахрир” не запрещена, организация функционирует. "Как возможен запрет в Индонезии, где проживают так много мусульман?" - вопрошали они. Понятно, что вся ситуация абсурдна. Но людям часто бывает сложно поверить, что их обманывают, когда информация очень сильно задевает их.
Другой пример - речь идёт о Казани. На стадионе “Казань-Арена”, прямо на футбольном поле совершалась коллективная молитва. В социальных медиа Индонезии эта картинка стала подаваться в таком русле, что молятся люди после того, как закончился футбольный матч. Мне это сразу показалось нелогичным, но многие люди поверили в это. Они стали писать о том, что российское правительство относится к мусульманам не самым лучшим образом, раз они молятся на футбольном поле, а не в мечети. Потом выяснилось, что дело происходило в месяц Рамадан. Люди пришли на коллективный ифтар, который является традиционным для Татарстана. В рамках этого мероприятия верующие читали вечерний намаз перед тем, как начать трапезу после захода Солнца. То есть не было и речи о футбольном матче. История получилась очень забавная.
В контексте Индонезии можно сказать, что люди часто и с легкостью оказываются под влиянием информации, которая касается религии. Именно поэтому журналисты должны быть ответственными за то, что они распространяют, проверять информацию.
- Способно ли государство и журналисты как-то взаимодействовать для того, чтобы побороть ситуацию с фейками?
- Люди говорят, что журналисты должны быть объективными. Но все-таки нельзя не признавать того факта, что мы являемся субъективными существами, у нас есть свои ценности, интересы, мировоззрение. Поэтому невозможно быть объективными в прямом смысле. Но мы, журналисты, должны быть независимыми. Независимыми от корпораций, от государства. Конечно, мы должны поддерживать отношения с государством, но при этом нам нельзя бояться критиковать власть. Четвёртой ветвью власти являются СМИ. Собственно, именно так и должны выстраиваться отношения между журналистами и правительством.
Группа стратегического видения “Россия - Исламский мир”