En Ar

Ибн Фирнас - человек, который первым совершил полет

27 августа 2019

С тех пор, как люди научились ходить, они стали мечтать о том, чтобы воспарить в небесах. Многовековая история человечества полна неслыханных легенд и басен о людях, которые пытались покорить небесный простор. Всем известна история об Икаре, который так близко подлетел к Солнцу, что воск, сдерживающий перья его крыльев, расплавился, и испытатель упал в море, где и нашёл своё пристанище. Известно, что китайцы около V века до нашей эры пытались осуществить полёт на воздушных змеях. Но первая успешная попытка была выполнена мусульманином Аббасом ибн Фирнасом в 875 году н. э. в городе Куртуба-Аль-Андалус (Кордова, Испания).

 

Речь идёт об Абу аль-Касиме Аббасе ибн Фирнасе ибн Вирдасе Аль-Такурини, более известном под именем Аббас ибн Фирнас. В мировую историю он вошёл как изобретатель, инженер, авиатор, врач, арабский поэт и музыкант Андалусии, проживавший в Эмирате Кордова (современная Испания) в VIII веке. Однако всемирную известность он приобрёл благодаря одному своему действию – Аббас ибн Фирнас стал первым изобретателем, который успешно продемонстрировал управляемый человеком полёт: он спрыгнул со скалы в своей летающей машине, сделанной из бамбуковой рамы, покрытой шёлковой тканью и птичьими перьями. Ему удалось продержаться в воздухе около 10 минут, но произошла аварийная посадка, из-за которой он повредил спину. Фирнас написал книгу, в которой он вывел необходимость иметь хвост для стабилизации полёта.

 

Ибн Фирнас - человек, который первым совершил полет

Historia Factory

 

Безусловно, мир помнит братьев Уилбура и Орвилла Райт как первых, кто смастерил летательный аппарат, но именно Аббас ибн Фирнас стал первым, кто задокументировал эту идею на бумаге, вдохновив других на исследование предмета аэронавтики. Связь между крыльями и хвостом для стабилизации полёта, впервые выявленная Аббасом Ибн Фирнасом, способствовала успеху летательного аппарата братьев Райт в 1903 году.

 

Детство и юность

 

Аббас ибн Фирнас родился в 810 году в изн-Ранд Онда, который был в то время частью Аль-Андалузского Халифата Кордовы. По этническому происхождению он был североафриканцем берберского происхождения, а имя его происходит от слова «Afernas».

 

Ибн Фирнас - человек, который первым совершил полет

Памятник Ибн Фирнасу, Кордова. Работа Франсиско Хавьера Галана Доминго 2011 года. Фото: Juanmazur, CC BY-SA 4.0

 

В своё время Аль-Андалусия была центром обучения инженеров, архитекторов и учёных. Кордова и Багдад были двумя культурными центрами исламского искусства и науки. Молодой Аббас изучал медицину и астрологию, но больше всего его привлекали инженерия и создание собственных изобретений. Он также любил андалусскую классическую музыку и арабскую поэзию.

 

Первый полёт

 

Согласно историческим источникам, ибн Фирнас интересовался опытами и исследованиями Армена Фирмана, который зарабатывал на жизнь, выполняя различные трюки. Он не был учёным, но, наблюдая природу вокруг себя и основываясь на элементарном понимании механики полёта, он смастерил шёлковый костюм с деревянными стержнями. Вместе со своим приспособлением Армен Фирман взобрался на вершину минарета Большой мечети в Куртубе и спрыгнул. Он не летел, но падал. Однако, к счастью, его летающее приспособление надулось достаточно, чтобы замедлить его спуск и смягчить падение. Ударившись о землю, он получил лишь лёгкие ранения, избежав серьёзных повреждений и летального исхода. Это был, наверное, первый в мире прыжок с парашютом.

 

Ибн Фирнас находился в числе зрителей и был крайне впечатлён результатами. Хотя эта попытка была грубой и исключала научность, однако сама идея, которую нужно было изучить, заложив в её основу техническую составляющую, привлекла Фирнаса и привелка его в царство аэронавтики.

 

В 875 году, примерно через 23 года после Армена Фирмана, 70-летний ибн Фирнас построил свою летательную машину. В течение более чем двух десятков лет изобретатель досконально изучал природу полёта. Он сделал пару крыльев из шёлка и дерева, изготовил настоящие перья. С холмов Джабаль Аль-Аруса он прыгнул со скалы. По словам очевидцев, он находился в состоянии полёта около 10 минут, беспрестанно взмахивая крыльями вверх и вниз. К сожалению, техника посадки не была отработана до автоматизма, поэтому при приземлении Фирнас ударился о землю с большой силой, что привело к серьёзным травмам спины. Он сосредоточил всю свою энергию на изучении механики взлёта, но пренебрёг механикой посадки.

 

Ибн Фирнас - человек, который первым совершил полет

Минарет Великой мечети в Кордове. Фото: Ian PitchfordCC BY-SA 3.0

 

Ибн Фирнас будет жить ещё 12 лет после этого события. В свои последние годы он много размышлял о том, что пошло не так в тот день, и пришёл к выводу, что мало внимания уделил посадке. Птица использует свой хвост и крылья в унисон, чтобы замедлить свою скорость и остановиться прямо над землёй, прежде чем приземлиться. Ибн Фирнас понял, что забыл спроектировать хвост.

 

Аббас ибн Фирнас больше не предпримет ни единой попытки совершить ещё один полёт. Пройдут столетия, прежде чем в 1630-1632 годах Ахмед Челеби, османский турок, совершит ещё одну попытку пересечь Босфор. В 1783 году братья Монгольфьеры запустили привязанный воздушный шар с людьми на борту в Париже, но только в 1853 году сэр Джордж Кейли построил первый современный планер, основанный на базовом понимании аэродинамической теории и скольжения в городе Йоркшир, Англии, почти через 1000 лет после первой попытки Аббаса Ибн Фирнаса в 875 году.

 

Ибн Фирнас - человек, который первым совершил полет

Портрет Аббаса ибн Фирнаса или Армена Фирмана. Испанский фонд науки и техники, Eulogia Merle. Фото: CC BY-SA 4.0

 

Вклад в науку

 

Помимо полёта, Фирнас оставил после себя богатое научное наследие. Он был астрономом, который построил механизированный планетарий с вращающимися планетами. Он также проводил эксперименты с кристаллом, кварцем и песком, чтобы создать прозрачное стекло высокого качества, которое потом стало использоваться для изготовления знаменитых андалусских стаканов для питьевой воды. Изучал Фирнас и увеличительные свойства стекла, смастерил линзы для коррекции зрения.

 

Он также известен тем, что разработал водяные часы под названием Аль-Маката для отслеживания времени. Другим его непомерным вкладом стало изобретение способа резки горного хрусталя, который был известен в то время только в Египте.

 

Ибн Фирнас - человек, который первым совершил полет

Лунный кратер Ибн Фирнас. Фото: Алексей ЩербаковCC BY-SA 4.0

 

Всю свою жизнь Аббас ибн Фирнас посвятил науке, написал много книг по математике, физике, астрономии и инженерии, которые стали настольными для преподавателей Университета Аль-Андалусии. Книга, описывающая его первый полёт и извлечённые из него уроки, вдохновила многих других, кто также совершал попытки летать, включая известного Леонардо да Винчи.

 

В 1976 году в знак признания достижений Аббаса Ибн Фирнаса рабочая группа по номенклатуре планетных систем (IAU/WGPSN) назвала лунный кратер «ибн Фирнас» в его честь. Его имя носит и аэропорт в Багдаде, а также мост через реку Гвадалквивир в Кордове. Ливийцы даже выпустили почтовую марку в его честь.

 

Ибн Фирнас - человек, который первым совершил полет

Мост через реку Гвадалквивир в Кордове, названный в честь Ибн Фирнаса. Фото: Edmundo SáezCC BY-SA 4.0

 

Ильмира Гафиятуллина